Законно ли введение программы полового воспитания в учебную программу

Самое важное в статье: "Законно ли введение программы полового воспитания в учебную программу" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Программы полового воспитания: опыт, противоречия, перспективы

Первая волна полового воспитания поднялась в связи со стремлением сократить долю нежелательных беременностей и пресечь распространение венерических заболеваний среди молодых людей. Инициаторы исходили из того, что, получив подробную информацию о сексуальности, беременности и противозачаточных средствах, молодые люди смогут избежать рискованного сексуального поведения. Такой подход до сих пор остается одним из самых популярных.

Когда специалисты убедились в том, что одного знания недостаточно для того, чтобы предотвратить рискованное сексуальное поведение или нежелательную беременность, возникла новая программа полового воспитания. В этой программе акцент ставился на необходимость выявления и определения сексуальных ценностей молодого человека. Речь шла о том, что молодой человек

должен научиться принимать решения и усвоить навыки общения, позволяющие выработать более ответственный подход к сексуальному поведению и отношениям. Эта программа получила название «всестороннего полового воспитания», поскольку рамки данного курса стали гораздо шире. Несмотря на различные оценки этой программы, она тоже не привела к заметному сокращению рискованного сексуального поведения.

Ставка на сексуальное целомудрие была широко популярна в древних культурах мира. По достижению половозрелового возраста в культуре ацтеков обязательным был обряд инициации, проводимый родителем, предваряющийся определенным наставлением (уэуэтлатолли).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9606 —

| 7570 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Программа «Половое воспитание учащихся специальных коррекционных школ VIII вида»

Наименование программы Программа «Половое воспитание учащихся специальных коррекционных школ, VIII вида»
Основание для разработки 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Конвекция о правах ребенка 1989г.
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
5. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г.
6. «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г.
Цель программы 1. Способствовать гармоничному развитию организма, привить подростку с нарушением познавательной сферы определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки,
2. Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами.
3. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.
Задачи программы 1. Пропагандировать здоровой образ жизни среди подростков с нарушением интеллекта в доступной для понимания форме (с опорой на все сохранные анализаторы);
2. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его;
3. Заботиться о развитии подростка с нарушением познавательной сферы (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с разумными потребностями, тем самым способствуя его адаптации и интеграции в обществе;
4. Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье;
5. Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных гигиенических требований;
Принципы Системность, непрерывность, адресность, преемственность, своевременность, доступность, последовательность.
Сроки исполнения Мероприятия, предусмотренные программой, проводятся в течение учебного года в течение процесса обучения в IV-IX классах специальной коррекционной школы VIII вида.
Исполнители программы Зам.директора во УВР, зам.директора во ВР, социальный педагог, психолог, медицинский персонал школы, «Санитарный Совет», классные руководители, педагоги, родители (по возможности).
Компоненты программы Образовательный, психологический, социальный, медико-биологический.
Разделы программы, этапы Планы мероприятий на учебный год (4-9 классы)

И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать об ответственности за каждый кусочек чувств, потому что за всё приходится платить жизнью.

Половое воспитание играет значительную роль в нравственном воспитании подростков с нарушением познавательной сферы, профилактике венерических бо­лезней, СПИДа, вредных привычек среди этой категории молодёжи.

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта – трудная и чрезвычайно деликатная, тонкая проблема, тре­бующая сугубо индивидуального подхода к учащимся специальных коррекционных школ VIII вида.

Работа по половому воспитанию подростков с нарушением познавательной сферы требует систематической рабо­ты на протяжении всего коррекционного воспитательно-образовательного процесса, участия всего педагогического коллектива, семьи, врачей. В школе должны обсуждаться лишь самые общие, самые широкие проблемы. Причём обсуждаться на конкретных примерах, на уровне, доступном для понимания подростками в силу их психофизиологических особенностей.

Физиологических и гигиенических аспектов же следует касаться в индивидуальной беседе или в группе не более 3-5 че­ловек (с целью усвоения предложенного материала, соблюдения конфиденциальности), участие медицинских работников в её решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатомо-физиологических особенностей возрастного развития, обусловливающих пра­вила гигиены.

Огромную роль в половом воспитании подростков с нарушением познавательной сферы играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития подростка – гимнастические упражнения, зака­ливание, воздушные и солнечные ванны.

Важнейшими направлениями полового воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида являются (цели):

1. Способствовать гармоничному развитию организма, привить подростку с нарушением познавательной сферы определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки.
2. Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами.
3. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.

В связи с этим перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

– Пропагандировать здоровой образ жизни среди подростков с нарушением интеллекта в доступной для понимания форме (с опорой на все сохранные анализаторы);
– Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его.
– Заботиться о развитии подростка с нарушением познавательной сферы (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с разумными потребностями, тем самым способствуя его адаптации и интеграции в обществе.
– Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье.
– Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных гигиенических требований.

В основу программы положены принципы:

– непрерывность;
– системность;
– адресность;
– преемственность;
– своевременность;
– доступность;
– последовательность.

Читайте так же:  Где можно получить справку о смерти и что для этого нужно сделать

Концептуальная модель:

В научной медицинской, психологической, педагогической литературе представлен обширный материал по вопросам полового воспитания подростков. Для анализа и обсуждения методов полового воспитания, а так же для выявления наиболее эффективных относительно применения в коррекционной школе VIII вида, я попыталась систематизировать методы и направления процесса полового воспитания подростков.

1. Информационный подход

Информирование подростков об изменениях в период полового созревания, репродуктивных функциях организма, заболеваниях, передающихся половым путем и мерах их профилактики, о службах и организациях, оказывающих поддержку и помощь в вопросах сексуального здоровья.
Информирование может осуществляться в нескольких формах. Наиболее распространены тематические лекции и беседы. Другая форма – включение информации в содержание отдельных учебных предметов. Информация, касающаяся вопросов полового воспитания, может доноситься до подростков при помощи социальной рекламы. Особый интерес представляет работа по половому воспитанию в рамках волонтерского движения.
Как показывает опыт, педагог, являясь специалистом по воспитанию подростка, с точки зрения методов педагогического воздействия готов выполнить такую функцию, но в содержательном плане он не специалист в медицинских аспектах полового воспитания. Медицинские работники, имея обширные знания в своей сфере, не имеют навыков педагогического воздействия. Информация должна соответствовать возрастным особенностям подростка, быть доступной для полного понимания, чтобы не вызвать нездоровое любопытство у подростка с нарушением интеллектуального развития.

В специальной коррекционной школе VIII вида, на наш взгляд, целесообразно включение информации по половому воспитанию в содержание некоторых учебных предметов.

2. Подход, основанный на ведущей роли семьи в половом воспитании

Половое воспитание в семье, по мнению многих специалистов, занимающихся вопросами полового воспитания школьников, как О.К. Лосева, В.Е. Каган, Ю.Б. Рюриков, Д.В. Колесов и др., является основным и наиболее значимым для формирования личности подростка. Целью семейного воспитания, по мнению авторов, является создание представлений у подростков о сущности взаимоотношений полов и воспитания норм поведения в половой жизни на примере собственной семьи, взаимоотношений родителей.

Кроме указанных целей, исследователи указывают на необходимость совершенствования воспитательного процесса в семье, создания благоприятного нравственного климата.

Считаем, что данный подход может использоваться лишь частично (по мере возможности), относительно учащихся специальных коррекционных школ VIII вида в силу социальных, психологических отклонений в их семей, социально-педагогической неграмотности родителей.

3. Подход, основанный на применении методов психокоррекции и психотерапии

Все большее распространение получают методы полового воспитания школьников по средством проведения различных психологических занятий (групповых, индивидуальных), направленных на формирование тех или иных качеств личности, препятствующих нарушениям полового поведения.
Ходаков Н.М, Зацепин В.И предлагают различные методы психотерапии в рамках полового воспитания подростков. Из конкретных методов психотерапии авторы называют подгрупповую рациональную психотерапию. Особое внимание авторы уделяют методам социально-психологического обучения. Кроме перечисленных методов, авторы описывают применение в рамках полового воспитания подростков, приемов самовнушения и релаксации. Психотерапия, по мнению авторов, должна быть направлена на улучшение коммуникативных навыков учащихся, улучшение эмоционального состояния, что в свою очередь, должно привести к нормализации сексуального поведения подростков.

По нашему мнению, применение методов психотерапии и психокоррекции является одним из более перспективных направлений полового воспитания подростков с нарушением интеллекта. Психокоррекция обязательно должна быть одной из составляющих комплексного подхода к половому воспитанию в условиях специальных коррекционных школ.

Реализация: мероприятия, предусмотренные программой, проводятся в течение учебного года в течение процесса обучения в IV-IX классах специальной коррекционной школы VIII вида.

Проведение систематической работы по половому воспитанию, предусмотренной про­граммой, наряду с другими профилактическими мероприятиями, предусмотренными программой специальных коррекционных школ VIII вида, будет способствовать повышению уровня половой культуры учащихся, ориентации на здоровый образ жизни. А значит, снижению числа отклонений сексуального характера, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, формированию доступных знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

Работа по половому воспитанию включает в себя три компонента:

Образовательный компонент – знания о правилах личной гигиены, заболеваниях, передающихся половым путем и методами их профилактики.
Цель научить подростка с нарушением познавательной сферы понимать и осознавать ответственность за собственное половое поведение.

Психологический компонент – коррекция отдельных психических функций, особенностей подростка, являющихся факторами риска отклонений в сексуальном поведении.
Цель – психологическая поддержка подростка с нарушением познавательной сферы, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, определять и нести ответственность за себя, свои действия, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение коммуникативными, социально-адаптивными навыками.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Медико-биологический – ознакомление с основами правил личной гигиены, понятиями «здоровье», «пол», «физиологические закономерности» и т.д.
Цель – формирование потребности здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье.

1.7. Спорные вопросы в организации полового воспитания в школе

В настоящее время многие психологи считают, что детям полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:

1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или событием, имеющими отношение к сексуальности, настолько смущаются, что они просто не могут обсуждать этот предмет. (Мама говорит, чтобы я поговорила на эту тему с папой, а папа говорит, что он занят.)

2. Некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать им вопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме.

3. Некоторые родители просто не имеют необходимой информации — за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, — чтобы ответить на вопросы своих детей.

4. Зачастую людям, получившим специальную педагогическую подготовку, проще сообщить детям информацию ясно, доходчиво и объективно, чем родителям, которые чрезвычайно эмоционально относятся к своим детям, что вполне естественно и правильно.

5. Когда дети вступают в пубертатный период и перед ними встают новые задачи, характерные для подросткового возраста, они особенно сильно стремятся добиться независимости в таких областях, как половые отношения и сексуальность. Они не могут понять, почему родителей так беспокоит их половая жизнь. Они очень хотят физической и психологической приватности во всем, что касается секса, и действительно в ней нуждаются, но тем не менее им необходимо иметь возможность говорить о сексе друг с другом и с уважаемыми авторитетными людьми.

Читайте так же:  Виза в уругвай для россиян нужна или нет и как оформить

6. В большинстве семей у детей мало возможностей поговорить о вопросах пола и сексуальности со своими ровесниками, а ведь это умение необходимо людям любого возраста. Такие беседы помогают подготовить мальчиков и девочек к взаимопониманию со своими будущими супругами, научить их принимать разумные решения и нести за них ответственность.

7. В классе можно создать «безопасную», частично структурированную ситуацию, в которой молодым людям легче высказаться, чем в более интимной семейной обстановке. Кроме того, у них появляется возможность учиться молча, слушая, как другие обмениваются мнениями.

Однако многие родители против внедрения практики всестороннего полового воспитания в учебных заведениях.

Противники введения этого учебного курса приводят следующие доводы:

1. Ппредоставление детям информации о сексе будет разжигать их половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни.

2. Половое воспитание настолько тонкая и деликатная материя, что должно осуществляться только в домашних условиях или в церковной среде.

[2]

3. Уровень преподавания и качество учебных материалов для полового воспитания по меньшей мере неодинаковы в разных школах и в большинстве случаев очень низки.

Однако многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны. Большинство родителей, несомненно, шокируют уроки, на которых пятиклассника учат одевать на макет презерватив или рассказывают восьмикласснику о зоофилии. Большие скандалы и судебные разбирательства вызвали подобные программы и семинары, после которых «сексуально подкованные» дети начали просвещать родителей относительно сексуальных позиций. По сути, здесь половое воспитание было заменено исключительно сексуальным просвещением.

Особое сопротивление встретила концепция полового воспитания в лице церкви. Сейчас во многих школах преподают православие. Неудивительно, что две концепции – православного воспитания и секс-просвета в его худших проявлениях – столкнулись и пришли в противоречие. Однако было бы неверным представлять себе позицию церкви как абсолютно отрицательно относящейся к самой идее полового воспитания – как явствует из «Основы социальной концепции русской православной церкви», цевковь признает необходимым половое воспитание в рамках тактичности и установленных в данной культуре принципов: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте» [21; 82].

В то же время не только церковь, но и широкая общественность выступает против осознанной, профессиональной и спланированной деятельности вследствии внедрения программ,которые разрушают традиционные нравственные ценности человеческого общества: идеи семьи, брака, супружеской верности, целомудрия.Показательным примером в этом отношении являются США, где в настоящее время правительство ежегодно выделяет значительную сумму для воспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей до вступления в брак.

Таким образом, главным принципом полового воспитание должна выступать тактичность и соответствие традиционным ценностям. Возможно, если родители считают желательным, лекции мальчикам и девочкам читать раздельно, что избавило бы учителя от необходимости дозировать информацию.

Программы полового воспитания: опыт, противоречия, перспективы

Первая волна полового воспитания поднялась в связи со стремлением сократить долю нежелательных беременностей и пресечь распространение венерических заболеваний среди молодых людей. Инициаторы исходили из того, что, получив подробную информацию о сексуальности, беременности и противозачаточных средствах, молодые люди смогут избежать рискованного сексуального поведения. Такой подход до сих пор остается одним из самых популярных.

Когда специалисты убедились в том, что одного знания недостаточно для того, чтобы предотвратить рискованное сексуальное поведение или нежелательную беременность, возникла новая программа полового воспитания. В этой программе акцент ставился на необходимость выявления и определения сексуальных ценностей молодого человека. Речь шла о том, что молодой человек

должен научиться принимать решения и усвоить навыки общения, позволяющие выработать более ответственный подход к сексуальному поведению и отношениям. Эта программа получила название «всестороннего полового воспитания», поскольку рамки данного курса стали гораздо шире. Несмотря на различные оценки этой программы, она тоже не привела к заметному сокращению рискованного сексуального поведения.

Ставка на сексуальное целомудрие была широко популярна в древних культурах мира. По достижению половозрелового возраста в культуре ацтеков обязательным был обряд инициации, проводимый родителем, предваряющийся определенным наставлением (уэуэтлатолли).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10276 —

| 7249 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Программа «Половое воспитание как одна из главных задач воспитания детей»

Районное муниципальное образовательное учреждение

Широкоярская средняя общеобразовательная школа

«Половое воспитание, как одна из главных задач воспитания детей»

Комплексная программа по половому воспитанию обучающихся.

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.

Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет ), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

Читайте так же:  Нужна ли виза в хорватию россиянам и как её получить

На правительственном уровне актуальность вопроса была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить, в том числе и: «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков» .

Но споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы . Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Цель программы: формирование адекватного смысла, т.е. мотивация полового сознания у обучающихся РМОУ Широкоярская СОШ.

· активизация помощи школьникам сознательно формировать свои потребности; привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

· формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

· обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Остановимся на некоторых вопросах, помогающих понять терминологическое значение некоторых понятий.

Сущность полового воспитания.

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём.

Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни.

Половое сознание – система знаний, личностных смыслов и знаний, которые формулируют и формируют переживание и мотивацию своего бытия человеком как представителем пола.

Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.

Полоролевая социализация — неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация – это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Половая дифференциация – это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория – основывается на том, что «представления ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение.

Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов:

· Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим.

· При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.

· Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение.

· На вопросы детей, интересующихся «тайной» их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, «как я тебя родила в роддоме» или «ты вырос у меня в животике». В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.

Читайте так же:  Как отменить алименты на ребенка образец заявления

· В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.

На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

1) ребенок узнает, что существует два пола;
2) он включает себя в одну из двух категорий;
3) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим:

— Подавление естественных реакций — не только половых, но и просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.

[1]

— Излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения.
— Выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов.

— Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.

— Привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.

Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.

Принципы полового воспитания:

  • принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста детей;
  • принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
  • принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
  • принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
  • принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствует им).

Модели полового воспитания.

Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности. В соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Многие стороны этого процесса рассматриваются по ходу изложения общих проблем и половозрастных особенностей психосексуальной дифференциации.

М. Козакевич описывает три модели полового воспитания.

Половое воспитание в школе: все против

Специалисты констатируют — сегодня наше общество пожинает плоды российского полового воспитания, точнее, его отсутствия. По количеству абортов, в том числе среди подростков, наша страна по-прежнему занимает лидирующее место в мире. А ситуацию с распространением ВИЧ в России международные эксперты назвали «эпидемией», — в то время как в развитых странах, где сексуальное просвещение является обязательной частью школьной программы, удалось если не справиться с этими проблемами, то, по крайней мере, свести их к минимуму. Абсолютная сексуальная безграмотность в наши дни опаснее, чем когда бы то ни было, потому что любая другая информация детям, напротив, совершенно доступна. Но российские чиновники и, главное, родители в большинстве своем резко против введения специальных уроков в школах: они уверены, что разговоры «об этом» приводят только к распущенности.

Жирную точку в дискуссии о введении в российских школах специального курса, который учил бы подростков безопасному половому поведению, еще несколько лет назад поставил прежний уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Он не только признал такие уроки вредными, так как, по его данным, «несвоевременная информация об интимной жизни человека может негативно сказаться на психике ребенка», но и предложил раз и навсегда законодательно запретить сексуальное просвещение детей. «Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации», — заявил Астахов в 2013 году, когда Россия ратифицировала протокол к Конвенции о правах ребенка, где в числе прочего была указана необходимость организации полового воспитания.

они опошлят проблему любви

Впрочем, курса сексуальной грамотности в российских школах не было и нет и безо всякого специального закона — за всю историю советского и российского образования попытки ввести уроки, где дети могли узнать о безопасности половой жизни, оборачивались лишь провалами, скандалами или превращались в пародию на себя самих. Еще в 1937 году главный советский педагог Антон Макаренко написал: «Никакие разговоры о „половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом».

Читайте так же:  Можно ли получить земельный участок бесплатно и что для этого необходимо

Оспорить этот постулат решились только в начале 1980-х, когда в советских школах ввели курс «Этика и психология семейной жизни» — ведь именно тогда человечество узнало про СПИД. Как правило, эти уроки вели учителя биологии и воспринимали их как лишний час нагрузки по предмету. Бывали, впрочем, и счастливые исключения — некоторые учителя с энтузиазмом готовились к сложному разговору и покупали на «черном рынке» запретные западные книги про секреты сексуальной жизни. В любом случае, первые шаги навстречу половому ликбезу были сделаны — прежде всего, в школах признали, что у человека кроме общественной жизни есть еще и жизнь личная, семейная, и о некоторых ее аспектах желательно узнать не после замужества или женитьбы, а в подростковом возрасте.

В 1991 году появилась Российская ассоциация «Планирование семьи», в задачи которой входило сексуальное просвещение, в том числе — обучение родителей и учителей, как разговаривать с детьми «об этом». В начале 90-х были предприняты попытки ввести курс полового воспитания в российских школах. Марианна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН, вспоминает, какой жесткий протест вызывали даже исследования в этой области. Для того чтобы создать программу, адаптированную для нашей страны, ученые из института проводили в школах анкетирование. Представители церкви и обезличенная «общественность», мнением которой у нас обычно прикрывают все запреты, увидели в вопросах анкеты, которую давали старшим школьникам, попытку развращения малолетних и пригрозили прокуратурой. «Помню, как наш институт был инициатором всестороннего обсуждения темы сексуального воспитания, мы устраивали круглые столы, куда приглашали родителей, церковь, прессу. К нам приходили люди, которые в одной руке сжимали французскую „Сексуальную энциклопедию“, которая только вышла, а в другой — Уголовный кодекс. И грозили засадить всех нас за решетку за растление малолетних».

Сегодня у консервативной «общественности» есть и более серьезное оружие — тот самый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который был принят несколько лет назад. Практически сразу бдительные граждане обнаружили, что вредная для детей информация есть повсюду: например, активисты «Уральского родительского комитета» усмотрели в пособиях по сексуальному воспитанию, которые продаются в книжных магазинах Екатеринбурга, порнографию. Речь шла о таких книгах, как «Что происходит с моим телом» Линды Мадарас, «Сексуальная энциклопедия» Сержа Монтаньи, «Девчонкология» Мелисы Холмс и Триш Хатчисон, а также энциклопедия «Откуда берутся дети». Эти пособия широко известны во всем мире и рекомендованы детскими психологами и педагогами. Дело дошло до прокуратуры, но, к счастью, проведя экспертизу изданий, Следственный комитет не обнаружил в них ничего запретного.

При этом средний возраст начала половой жизни в России составляет 16 лет и меньше. Чуть более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% — в 14-15 лет. В Швеции же, где сексуальное просвещение начинается уже в младшей школе, средний возраст первого полового контакта превышает 17 лет, в Нидерландах — 17,7.

каждый пятый аборт в стране делает подросток

[3]

Социологи приводят данные о том, что современные российские подростки, ведущие половую жизнь, при этом совершенно сексуально безграмотны. 90% девушек не предохранялись во время первого полового акта, треть из них уверены в том, что в этот момент невозможно забеременеть. И вот результат: по статистике, в 15% случаев после первого полового акта наступает беременность. Только 60% девушек, ведущих половую жизнь, задумываются о необходимости контрацепции, но, как правило, прибегают к малоэффективным и небезопасным способам. На каждую тысячу российских девушек в возрасте 15-19 лет приходится 24 случая родов, и это не считая абортов (в Швеции и Германии, где сексуальное образование в школах является обязательным, эта цифра в четыре раза меньше).

И еще шокирующие цифры: по абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с осложнением после такой операции, больше половины — девушки до 20 лет.

ЮНЭЙДС, департамент ООН по профилактике СПИДа, опубликовал доклад — по итогам 2015 года Россия стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире. По темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе — в российских школах нет урока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило — почти 80% российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.

Источники


  1. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
Законно ли введение программы полового воспитания в учебную программу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here