В чем суть судебной реформы

Самое важное в статье: "В чем суть судебной реформы" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Судебная реформа Александра 2 — причины и значение

Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.

[3]

Реформа разрабатывалась с 1861 по 1863 год.

Причины реформы. Старая судебная система

До реформ Александра в России действовала судебная система, принятая при Екатерине 2. Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный, а сама система в целом была довольно хаотичная, что нередко приводило к осложнениям. Одним из самых крупных недостатков такой системы была ее чрезвычайная сложность – процесс проходил в несколько этапов, бумаги проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным.

Судебная власть не была отделена от административной, подсудимые имели очень ограниченные права и редко могли подавать свои жалобы, которые оставались неудовлетворенными из-за длительности самого процесса рассмотрения. Не упрощало процесс судопроизводства и то, что существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице.

Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему.

Разработка судебной реформы

Идея о необходимости реформировать суд возникла еще в 1840-ых годах, впервые о ней заявил граф Блудов, который составил подробнейшую записку с описанием необходимых реформ и направил ее Николай 1 . Император видел все трудности судебной системы, но проводить реформу не стал.

Во времена Александра 2 на судебную систему и законодательство в этой сфере обратили более пристальное внимание. Существующие судебные уставы было предложено реформировать, для чего была создана Государственная канцелярия, которая занималась редактированием и утверждением всех законопроектов. Для составления текста новой реформы был создан специальный совет, в который входили ведущие общественные деятели того времени. В 1862 году был составлен первый проект реформы.

В 1864 году комиссия предоставила на рассмотрение новые Судебные уставы, которые вскоре были утверждены. Реформа получила официальный ход и уставы стали постепенно внедряться в судебную систему.

Краткое содержание судебной реформы

Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе.

Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных. Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки. Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд).

Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом. Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость.

Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс.

Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.

Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко.

Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.

Судебная реформа 1864 г. (кратко)

Судебная реформа Александра Второго являлась комплексом мер для совершенствования системы судопроизводства, который предусматривал формирование более современной, обновлённой судебной системы в России. Данная реформа разрабатывалась с 1861 по 1863 годы.

В дореформенный период в Российской империи действовала старая судебная система, которая была принята ещё во времена Екатерины Второй. Данная система отличалась довольно нестройной организацией. Суд был разделён на общегосударственный, губернский, уездный и городской. При этом, взаимодействие между его частями было ужасное, вся система пребывала в хаосе. Кроме этого, основным недостатком этой системы выступала её сложность, ведь сам судебный процесс должен был проходить через множество этапов и инстанций, что затягивало процесс не на месяцы, но иногда и на долгие годы.

В процессе проведения реформы в государстве сформировалось две ветви судов – общие съезды и мировые суды. Каждая ветвь, при этом, подразделялась на две отдельные инстанции – мировые съезды и мировые судьи, окружные съезды и окружные судьи. Обновлённая судебная система имела чёткое разделение полномочий и чёткую иерархию, что в большинстве случаев позволяло избежать путаницы, которая имела место быть ранее. Весь процесс теперь был чётко оговорённым и коротким. Дело не застревало и не терялось в чиновничьих кабинетах, а все дела были разделены на уголовные и гражданские, рассматриваясь в зависимости от своей классификации.

Читайте так же:  Образец брачного договора о раздельной собственности для ипотеки

Кроме этого, данная судебная реформа 1864 года изменила процедуры и принципы судопроизводства. Суд становится с этого времени более открытым благодаря введению принципа гласности. Каждый участник процесса имел равные с другими права и мог выступать в суде с речами и доказательствами, участвуя на равных в дискуссиях. Были существенно расширены следовательские полномочия – вводятся обновлённые типы оперативно-розыскных мероприятий, а также появляются новые виды доказательств. Также проводится разделение на судебное и предварительное следствие, что снижало шанс появления судебной ошибки. Подсудимые могли отныне рассчитывать на полное обжалование приговора в короткий срок.

Одной из основных частей судебной реформы было становления самого суда независимым институтом и появление суда присяжных. Таким образом, судебная власть с этого периода становится полностью отделённой от полицейской и административной власти.

Учебные материалы по Истории России

ответы на вопросы в краткой и полной форме

Судебная реформа 1864 года. Изменения судебной системы. Принципы судопроизводства.

Структуру дореформенной судебной системы составля­ли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специ­альные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правления, органы полиции и др.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы,

В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Основной целью этой реформы явилось упразднение многочисленных судов, которые рассматривали дела различных категорий населения упрощение судоустройства. В ноябре 1864 г. Александром II были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы:

Учреждения судебных установлений,

Устав уголовного судопроизводства,

Устав о наказании налагаемых мировыми судьями.

Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

· отделение суда от администрации,

· создание всесословного суда,

· равенство всех перед судом,

· несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

· выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

Были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых.

Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах — должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором.

Принцип состязательности в судебном процессе потребовало создания нового института — адвокатуры (присяжных поверенных). Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

В основу преобразований осуществившихся в ходе реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административ­ной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обви­нительная отделяется от судебной».

Провозглашалось равенство всех перед законом. Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды).

[1]

Для этого образовывались единые для всех сословий общегражданские суды, которые делились на 2 группы: общие и местные судебные установления – органы. Вместе с ними осуществляли деятельность и военные суды.

По гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, а по уголовным с одной стороны обвинитель-прокурор, а с другой – защитник обвиняемого (адвокат), причем его присутствие на процессе было обязательным. Если обвиняемый не был в состоянии оплатить услуги адвоката, суд назначал ему бесплатного защитника.

Вводился и институт судебных следователей – особых чиновников, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния.

Реформировалась и судебная организация. Вводились мировой и коронные суды.

Мировые суды образовывались на территории каждого участка, на который делился уезд, следовательно в уезде их было несколько. Причем эти суды должны были быть созданы повсеместно Мировые судьи, избиравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом (должность не была оплачиваемой, т.е занимали ее обеспеченные люди), рассматривали мелкие гражданские иски, дела о малозначительных преступлениях. Наказания также были малозначительными: кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами.

Мировой округ включал в себя уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи.

Читайте так же:  Таможенные правила финляндии ввоз и вывоз алкоголя, сигарет и продуктов

Коронный суд имел две инстанции: первой инстанцией был окружной суд; второй — судебная палата. Высшей судебной инстанцией был Правительствующий Сенат.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов) были присяжные заседатели (в количестве 12 человек, выбираемых из «местных обывателей всех сословий» — это было новшеством). Присяжные устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Суд присяжных являлся прогрессивной чертой отправления правосудия того времени.

На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях проступках, влекущих за собой наказания, соединенные лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

На судебные палаты (образовывались они на территории нескольких губерний) возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных представителей», в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина.

Основные функции: принятие решения о предании суду лица, разбирательство дел, касающихся государственных преступлений и преступлений по должности, апелляционный пересмотр дел, рассмотренных окружными судами. Здесь участие присяжных заседателей не допускалось.

Правительствующий Сенат — действовал в двух департаментах: уголовных и гражданских дел. Там рассматривались дела о наиболее опасных преступлениях, осуществлялся апелляционный пересмотр дел, которые были рассмотрены судебными палатами или судьями самого сената.

С 1877 года Сенат являлся и высшей дисциплинарной инстанцией, в связи с чем в его составе образовали дисциплинарное присутствие в составе 6 сенаторов — они решали вопрос о предании суду судей, прокуроров и даже присяжных, если они превышали свои полномочия.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (и особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности.

Верховный Суд занимал особое место в системе общих судебных учреждений. Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности — если преступления совершались министрами или соответствующими должностными лицами, членами Государственного Совета. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали, а могли быть отменены или изменены только царскими актами помилования.

Надзор за законностью действий судебных учреждений возлагался на обер-прокурора Сената, прокуроров судебных палат и окружных судов, подчинявшихся министру юстиции и имевших свой штат помощников – товарищей прокурора.

Популярные материалы:

Архив новостей

Обратная связь

Судебная реформа 1864 года – кратко о целях, предпосылках реформы. Основные ее положение и результаты.

Судебная реформа 1864 года кратко характеризуется как одно из самых важных преобразований Александра II наряду с манифестом об отмене крепостного права 1861 года.

Реформа создала в Российской империи современную демократическую судебную систему, что говорит о прорыве в защите прав личности в целом. Она была ориентирована на опыт стран Западной Европы, именно поэтому ее считают самой западнической из всех либеральных преобразований того периода.

Кроме этого, многие историки кратко отмечают, что судебная реформа самая последовательная, самая решительная и самая прогрессивная из всех реформ Александра II.

Итак, какие же цели преследовал император реформирую судебную систему в 1864 г.? Какова роль самого Александра Николаевича в проведении реформы? Каковы основные положения и результаты преобразования судебной системы? Ответы на эти вопросы давайте постараемся кратко осветить в данной статье.

Предпосылки судебной реформы 1864 г. – кратко о ситуации накануне реформы.

Александр II вступал на престол в очень сложное время. Его отец – Николай I оставил страну в состоянии экономического и социального кризисов, что было вызвано, прежде всего, поражением в Крымской войне 1853-1855 гг.

Общество ожидало от нового императора кардинальных перемен. Александр не был юношей, ему было 37 лет, отец давно приобщил его к государственным делам. Поэтому от него ждали многого, ждали решительных действий, но вместе с этим понимали, как будет сложно проводить реформы в целом. Вот что пишет об этом времени князь Д.А. Оболенский:

Александр II понимал, что любое его неудачное действие может стать «запалом» для взрыва социальной напряженности в обществе. Поэтому действовать надо было наверняка.

Видео (кликните для воспроизведения).

На начало царствования стало ясно, что нужно проводить судебную реформу. Об этом стало известно даже ранее, чем было принято решения проводить реформу отмены крепостного права. Вот, что было сказано в манифесте 1854 г. «О прекращении войны»:

Император прямо говорил Сенату в указе 20 ноября 1864 г., что это было нашим одним из первейших желаний, то есть с самого начала царствования Александр II планировал реформировать суд.

Каковы же были предпосылки судебной реформы 1864 года? Откуда у Александра появилась необходимость в этом преобразовании?
Еще со времен Петра I было ясно, что следует проводить преобразования в судебной системе. Это нужно для того, чтобы:

  1. Создать условия для нормального правового регулирования государственного устройства;
  2. Ограничить произвол чиновников при помощи законов.

Петр I впервые отделил суд от административных органов, то есть фактически создал должность судьи. Позже Екатерина II заимствовала на Западе элементы судопроизводства, она пыталась избавить систему от устаревших принципов и внедрить идеи Просвещения.

Николай I включил изучение законодательства в образовательную программу наследника. Плюс на Александра оказал влияние выдающийся юрист – М.М. Сперанский, который блестяще преподавал право, а также его воспитатель В.А. Жуковский, которому не были чужды либеральные идеи.

Наследник завершил свое образование путешествиями по России и Европе. Кстати по России раньше ни один монарх не совершал путешествий. Именно это позволило ему составить мнение о правоохранительной системе империи в целом. Что пригодилось в будущем.

Читайте так же:  Что такое налоговый вычет, и каким образом его можно получить при покупке квартиры

Еще сам Николай I признавал неэффективность правосудия и планировал реформировать его. Эта идея не была чужда и наследнику. Ярким примером злоупотреблений является «дело Баташевых», рассмотрение которого тянулось около 20-ти лет. Николай I дал указание главе II отделения СЕИВК Д.Н. Блудову начать разрабатывать проект судебной реформы, хотя этот проект не был еще столь масштабным как позже в 1864 г.

Таким образом, можно кратко сказать о следующих предпосылках судебной реформы 1864 г.:

  1. Воспитание Александра II в «духе либерализма»;
  2. Условия для реформы: экономический и социальных кризис в империи, ожидание реформ;
  3. Недостатки суда: сословность, злоупотребления, волокита, взяточничество и пр.

Подготовка судебной реформы 1857-1864 гг.. Краткий анализ этапов подготовки.

В 1857 г. проект Д.Н. Блудова был внесен на рассмотрение Государственного Совета. Но на тот период времени полным ходом шла разработка проекта отмены крепостного права, уже работал Секретный комитет.

Вполне логично, что крестьянский вопрос должен быть решен раньше, нежели будет проведена судебная реформа. Для начала необходимо уравнять все население в правах – личных и имущественных, а потом уже создавать систему регулирования этих прав.

На начальном этапе подготовки судебной реформы проходило кратко обсуждение Государственным Советом 14-ти законопроектов, представленных Д.Н. Блудовым. Суть законопроектов:

  1. Мировые суды,
  2. Бессословность,
  3. «Устность» и гласность и пр.

21 октября 1859 г. Блудову было дано указание от императора начать разрабатывать проект устава судоустройства.

Отмена крепостного права дала решительный толчок для реализации реформы суда. Общественные настроения были следующими:

Было положено начало разработки общей продуманной концепции судебной реформы Александра II. На этом этапе подготовки уже были приглашены профессиональные юристы. В комиссию по разработке реформы вошли:

  1. Госсекретарь В.П. Бутков;
  2. А.М. Плавский;
  3. Н.А. Буцковский;
  4. Н.И. Стояновский;
  5. Д.П. Шубин и др.

Данная комиссия разработала документ: «Основные положения преобразования судебной…». Это было в 1862 г., император их подписал. И на основе данного документа были уже разработаны Судебные Уставы, которые и станут началом реализации судебной реформы в империи, Александр II подписал их 20 ноября 1864 г.

[2]

Цели реформы, которые Император провозгласил на заседании Сената:

Положения Судебной реформы 1864 года, ее суть.

Главная задача суда – это установление правопорядка. Все должны руководствоваться буквой закона. Все положения манифеста были крайне четко изложены, сразу понятно, что монарх и чиновники четко понимали цели судебной реформы. Суд становился главынм инструментом законности.

Сам манифест накладывал на императора определенную ответственность, теперь монарх признавал субъективные права каждого своего подданного, что все равны перед судом, а главное перед законом. Более того император стремился привлечб каждого подданного к реализации судебной реформы, это придает ей национальный характер.

Итак, Судебная реформа 1864 года – кратко выразим осноные положения реформы:

  1. Независимость судей и судопроизводства;
  2. Гласность и открытость судебных заседаний;
  3. Мировые суды на местах;
  4. Институт присяжных заседателей;
  5. Состязательность в суде – наличие прокурора (обвинителя) и адвоката (защитника);
  6. Двойной допрос обвиняемого по делу – следователем суда и в присутствии присяжных заседателей;
  7. Бессословность.

Самое главное это то, что реформа носила демократический характер, который естественно импонировал либералам и «духу времени», но не нравился консерваторам. После 1864 г. население в целом положительно относилось к судебной реформе:

Обратиться в суд стало проще, особенно для низших слоев населения, и особенно для рассмотрения мелких дел. Не было прочих формальностей, в суд мог обратится любой человек, любого возраста, образования или социального положения.

  1. Коллегии адвокатов носили общественный характер;
  2. До 1877 г. гражданское судопроизводство было бесплатным;
  3. Мировые судьи были выборными;

Особую роль в реализации реформы 1864 года играли Земства. Они должны были содействовать работе судов, на это делал особый упор император в указе 1864 г.

Земства активно содействовали составлению списков присяжных заседателей, избранию мировых судей, занимались строительством арестных домов в уездах.

Кратко о результатах судебной реформы 1864 года

Положения реформы вселяли надежду на кардинальное изменение в судопроизводстве. Однако стоит отметить кратко, что результаты судебной реформы 1864 года не были только лишь положительными. Сложно было реализовать реформу в полном объеме в условиях абсолютной монархии, к тому же во второй половине своего правления Александр II стал постепенно отходить от преобразовательного курса.

Сословный строй, самодержавие, уровень экономического и культурного развития страны, идеология – все это препятствовало реализации преобразований в полной мере.

Для более полного понимания сути одного из главных преобразований Александра II – Судебной реформы 1864 года предлагаю ознакомиться с полезным видео.

Подписывайтесь на мой канал

Подписывайтесь на полезную рассылку в моей группе

— Н.И. Горская, Правовое государство и цели судебной реформы 1864 г. // Вопросы истории, 2014, № 6;

— Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы. 1801 — 1917 гг. М. 1994;

— Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права.

В чем суть судебной реформы?

Существующее положение в материально-финансовом и организационно-кадровом обеспечении судов не способствует достижению этих целей. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан. Ухудшающееся положение судов переводит ситуацию из финансовой в политическую. Особую остроту вызывают и проблемы организационного обеспечения. Фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, теоретическое осмысление правоприменительной и законопроектной деятельности судов. Без решения этих проблем невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия.

В целях проведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной власти в РФ, оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы. Основные задачи Программы: усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы; кадровое обеспечение судебной системы; развитие материально-технического и информационного обеспечения судебной системы; усиление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

Читайте так же:  Можно ли одновременно подать заявление на развод и алименты

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «СУДЕБНАЯ РЕФОРМА» в других словарях:

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — 1864 в России, преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных,… … Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — 1864 г. преобразование суда и судопроизводства в России на основе судебных уставов. Реформа 1864 г. провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Еще до начала… … Юридическая энциклопедия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — 1864 г. наиболее радикальная из буржуазно демократических реформ в царской России. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Ввела суд присяжных, адвокатуру … Юридический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА России — СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 в России преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд … Большой Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 — СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864, преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд… … Русская история

Судебная реформа 1864 в России — преобразование суда и судопроизводства на основе судебных уставов. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала сословный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые … Политология. Словарь.

Судебная реформа Александра II — Александр II Судебная реформа Александра II реформа судопроизводства, объявлен … Википедия

Судебная реформа 1864 — в России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60 70 х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими… … Большая советская энциклопедия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 — законодат. акты, утвердившие начала бурж. судоустройства и судопроизводства в России. Суд. уставы 20 нояб. 1864 являлись составной частью бурж. реформ 1860 1870 х гг., вызванных отменой крепостного права и ускоренных подъёмом обществ. и революц.… … Советская историческая энциклопедия

Судебная реформа в России — В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Наше С. устройство и деятельность судов до 1864 г. были в очень печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Причины и суть судебной реформы

Судебная реформа Александра 2-го (реформа 1864 г.) — комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в Российской империи.

Разработка реформы велась с 1861 по 1863 г.

Старая судебная система. Причины проведения реформы

До проведения реформ в России действовала старая судебная система, принятая еще при Екатерине 2-й и отличающаяся плохой организацией. Суд делился на городской, уездный, губернский и общегосударственный, но взаимодействие между несколькими уровнями было ужасное, система находилась в хаосе. Кроме того, главным недостатком старой системы была ее сложность — судебный процесс проходил через столько инстанций и этапов, что мог затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Судебная власть до реформ не была отделена от административной, подсудимый имел весьма ограниченные права и не мог обжаловать решение суда просто потому, что жалоба так долго бы шла до инстанции, что за это время подсудимый уже мог бы отсидеть весь срок заключения. Процесс рассмотрения дела в суде был очень запутанным и часто бессистемным. Усложнялась ситуация тем, что в законодательстве существовало так много правил и исключений из них, что даже сами представители закона часто путались.

Именно длительность проведения судебных разбирательств и натолкнула Александра 2-го на мысль о реформировании всей системы.

Разработка судебной реформы

Идея реформирования судебной системы возникла задолго до самой реформы, в 40-х гг., и принадлежала графу Блудову. Граф составил законопроект, содержащий советы по реформированию, и передал его на рассмотрение Николаю 1-му. Николай не стал проводить реформу, хотя понимал ее необходимость.

Во время правления Александра 2-го ситуация изменилась, правительство обратило внимание на несовершенство судебной системы. Было принято решение создать специальную комиссию, которая бы занималась редактированием существующего законопроекта, разрабатывала новые положения и общий текст реформы. В комиссию входили многие видные политические и общественные деятели того времени. Первый вариант проекта судебной реформы был представлен в 1862 г., однако принят он не был.

В 1864 г. был представлен новый вариант законопроекта, содержащий новые судебные уставы. После тщательного рассмотрения документов они были утверждены, а реформа начала внедряться в судебную систему.

Краткое содержание судебной реформы

Целью Александра 2-го было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан вне зависимости от их сословия.

Реформа создала в России две ветви судов — мировые суды и общие съезды. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, подразделялась на две инстанции — мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. Новая система имела четкую иерархию и разделение полномочий, что позволяло избавиться от путаницы, существовавшей ранее. Теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был достаточно коротким и четко оговоренным. Дело не терялось и не застревало на несколько лет в кабинетах чиновников. Дела разделялись на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации. Путаница наконец исчезла.

Читайте так же:  Как уехать на работу в африку вакансии и оформление разрешения на работу

Реформа также существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства. Суд стал более открытым благодаря введению принципа гласности. Все участники процесса теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных участвовать в дискуссии. Расширены были полномочия следователей — были введены новые типы оперативно-розыскных мероприятий, появились новые типы доказательств. Кроме того, было проведено разделение на предварительное и судебное следствие, что снижало возможность появления судебной ошибки. Подсудимые же наконец могли рассчитывать на полноценное обжалование приговора в вышестоящих инстанциях в кратчайшие сроки.

Одни из важнейших изменений — появление суда присяжных и становление суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской.

Еще одним достижением стала независимость суда от сословий. Каждый человек имел равные права. Суд стал более честным.

Итоги и значение судебной реформы

Судебная реформа Александра 2-го привела к появлению в Российской империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современной, отражала мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве.

Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым. Появились присяжные, а процесс вынесения приговора стал более осмысленным и справедливым. Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но в целом, несмотря на минусы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.

Краткое содержание судебной реформы

Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе.

Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных. Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки. Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд).

Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом. Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость.

Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс.

Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным. Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.

Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко.

Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.

Военная реформа Александра 2 — причины и значение

Военная реформаАлександра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века.

Предпосылки военной реформы

Военная реформа стала одной из основных в комплексе великих реформ Александра 2. Основной предпосылкой для проведения преобразований в армии стала Крымская война, которая была проиграна. Неудача правительства не только подорвала доверия народа к царю, но также обнажила все недостатки существующей армии – плохая подготовка рядовых солдат и офицеров, несовременное оснащение, хаос в управлении армией, недостаток человеческих ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Армия, как один из самых необходимых государству институтов, начала подвергаться изменениям еще в 50-ых годах сразу после войны, однако своего пика реформы достигли чуть позднее, в 60-ых. Большая часть преобразований была совершена выдающимся русским военным деятелем, военным министром Д.А. Милютиным.

Источники


  1. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  2. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  3. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
В чем суть судебной реформы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here