В чем суть декларации о химическом и биологическом оружии

Самое важное в статье: "В чем суть декларации о химическом и биологическом оружии" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Парус Iнтернет-Консультант

Декларация
по химическому и биологическому оружию

Принята 42-й Всемирной медицинской ассамблеей,
Ранчо Мираж, Калифорния, США, октябрь 1990 г.

Всемирная медицинская ассоциация привлекает внимание медиков всего мира к опасности, представляемой химическим и биологическим оружием. Кроме прочего, более очевидного, нужно отметить следующее:

а) использование такого оружия будет иметь разрушительные последствия для гражданского населения, в дополнение к военному персоналу, и не только в районе применения, но и в отдаленных местах, возможно вне государственных границ воюющих сторон;

б) последствия применения химического и биологического оружия представляют собой продолжительную угрозу здоровью людей, возможно причиняя болезни, травмы, расстройства и дефекты среди населения в течение длительного периода времени;

в) последствия применения химического и биологического оружия могут также приводить к постоянным, комплексным и непредсказуемым изменениям в окружающей среде, включая животных, растительность и водоснабжение, разрушая таким образом продовольственные ресурсы человечества и приводя к обширной заболеваемости;

г) существующие здравоохранительные системы, технологии и кадры могут оказаться беспомощными в облегчении страданий, вызванных применением химического и биологического оружия.

Женевская декларация ВМА просит врачей посвятить свою жизнь службе во благо человека, заботиться, прежде всего, о здоровье пациента, не использовать свои знания врача вопреки законам гуманности.

Хельсинкская декларация ВМА провозглашает, что предназначение врача состоит в охране здоровья человека. Знания и совесть врача нацелены на исполнение этого предназначения.

Токийская декларация ВМА начинается со следующего утверждения:

«Исключительным правом врача является осуществление медицинской деятельности во имя человечности, предохранение и восстановление физического и психического здоровья, невзирая на личность пациента, уменьшение и облегчение страданий своих подопечных. Даже под угрозой должно утверждаться абсолютное уважение к человеческой жизни, и никакие медицинские знания не должны использоваться против законов человечности».

Исходя из вышесказанного ВМА полагает, что для врача, чье предназначение состоит в оказании медицинской помощи, будет неэтичным участвовать в разработке и развитии химического и биологического оружия, а также использовать свои личные или научные знания в изобретении и производстве такого оружия.

1) осуждает разработку и использование химического и биологического оружия;

2) просит все правительства воздерживаться от разработки и использования химического и биологического оружия;

3) просит все Национальные медицинские ассоциации присоединиться к ней в активном содействии настоящей Декларации.

«Права людини і професійні стандарти для працівників міліції та пенітенціарних установ» в документах міжнародних організацій. Українсько-американське бюро захисту прав людини, Амстердам — Київ, 1996

В чем суть декларации о химическом и биологическом оружии?

. Химическое оружие — один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ

В боевых токсических химических веществ относят ядовитые вещества и токсины, которые поражают людей, животных и растительный мир. Химической оружия характерны такие боевые свойства:

— высокая токсичность отравляющих веществ и токсинов, вызывает тяжелые и смертельные поражения;

— способность отравляющих веществ и токсинов проникать в помещения, сооружения, хранилища и поражать в них все живое;

— длительная. Поражающее действие ядовитых веществ, которые могут долго сохранять свои качества в воздухе, на местности и др.;

— биохимический механизм поражающего действия на живой организм;

— трудности с определением факта применения противником химического оружия и определения типа ядовитых веществ;

— необходимость использования для защиты от поражения отравляющими веществами и проведение комплекса мероприятий по ликвидации последствий применения химического оружия (химическая разведка, индивидуальный и кол коллективных защиту, санитарная обработка, антидоты т.д..

Применение химического оружия может повлечь серьезные экологические и генетические последствия

Экологические последствия связаны с воздействием отравляющих веществ на животные и растительные организмы, а также на почву, воду, воздух, они вызывают критическое состояние окружающей среды, затрудняют жизнедеятельности является деятельность человек.

Генетические последствия связаны с нарушениями аппарата наследственности человека, которые могут повлиять на будущее поколение

Впервые химическое оружие применили немецкие войска 22 апреля 1915 на реке. Ипр против французов. На участке шириной 6 км они установили 6000 баллонов емкостью 180 тонн хлора. Используя благоприятный тливий направление ветра, они направили ядовитый газ на позиции противника. С этого трагического факта и началась история применения ядовитых веществ, в частности иприт. Потери французов: из рядов армии взры ло 15 тысяч человек, из них умерло 5 000. Однако по свидетельству немецкого историка. Ганса дель-брака, еще во время. Крымской войны англо-французское войско пыталось отравить газами защитников. Севастополя. П роте этот коварный план сорвался из-за неумения правильно использовать движение ветра вітру.

История XX века имеет также много примеров применения различных видов отравляющих веществ. Скажем, в войне во. Вьетнаме (1961-1975). США для дестабилизации природной среды сбросили 14 млн бомб и сна. Арядом, распылив 5700 тонн гербицидов,»эйджент орандж», почти 23 000 тонн дефолиантов, 170 тонн сильнодействующего ядовитого вещества диоксана. Химическими веществами было отравлено 202 тысяч га леса и 1,11 млн га тер. га території.

Химическую оружие, в частности, газ нервно-паралитического действия типа зарин, применила в марте 1995 года религиозная секта»Аум-Сенрике»в. Токийском метро против жителей города. Вследствие применения сб. Брои несколько тысяч человек получили серьезные поражения, 13 человек погиблиіб загинуло.

Биологическое оружие

. Биологическое оружие — это боеприпасы и приборы со средствами доставки, поражая действие которых основано на использовании инфекционных свойств биологических веществ

К биологических веществ — возбудителей инфекционных болезней — относят различные микроорганизмы: бактерии, вирусы, грибки. Как один из методов достижения военного успеха патогенные микроорганизмы использовали ли в далекое историческое прошлоеу.

Армия. Александра. Македонского закодировала тела умерших от инфекционных болезней людей и животных с помощью катапульт при осаде крепости

Во время. Второй мировой войны японские войска применяли бактериологическое оружие в. Китае, вследствие чего среди населения господствовали массовые заболевания чумой и другими опасными инфекциями

Характерные свойства бактериологического оружия:

— способность вызывать заболевания не только в момент ее применения, но и в результате контакта здорового человека с больным человеком или зараженными предметами;

— длительное действие бактериологического оружия обусловлена ??возможностью длительного хранения некоторых возбудителей заболевания во внешней среде;

— наличие скрытого (инкубационного) периода его действия, то есть времени с момента заражения до проявления заболевания. Например, инкубационный период при чуме — от одной до трех суток, при ботулизме — 12-36 6 ч.;

— трудности с определением отдельных видов возбудителей;

— способность бактериологического оружия проникать в негерметизированные помещения, инженерные сооружения

Основные инфекционные заболевания, вызванные биологическим оружием, приведены в табл 42:

. Таблица 42. Основного инфекционные заболевания, вызванные биологическим оружием

Болезни

Пути передачи инфекции

Скрытый период, суток

[2]

Длительность потери трудоспособности, Диб

Воздушно-капельный контакт с легочными больными, через укусы блох, от больных грызунов

Контакт с больными животными, их шерстью, шкурами, потребления зараженного мяса, вдыхание инфицированной пыли

Вдыхание пыли, инфицированного возбудителями, контакт с больными грызунами, потребления инфицированной воды

Потребление зараженной воды и пищи

Через укусы комаров, от больных животных и людей

Воздушно-капельный контакт, через инфицированные предметы

Пятнистая лихорадка скалистых гор

[3]

Через укусы клещей-переносчиков (от больных грызунов)

Биологическое и химическое оружие уходит в прошлое

Оружие химическое и биологическое внушает психологически куда больший ужас, чем даже ядерное. Дело в том, что и ядерное, и химическое, и биологическое оружие – это с одной стороны средство массового поражения, а с другой стороны – массового устрашения. Сегодня оно пугает даже не в плане того, что какая-то армия мира начнет сбрасывать бомбы с этим оружием.

Читайте так же:  Из кого состоит совет дома в многоквартирном доме и каковы права и обязанности его председателя

Оно пугает человечество тем, что может оказаться в руках террористов, которые могут воспользоваться таким оружием в непредсказуемом месте и времени. К сожалению, такие случаи в истории имеются. Именно это и пугает людей.

К 2010 году мировые арсеналы химического и биологического оружия сократились на 60%, есть страны, которые присоединились к Конвенции «О запрете применения, производства и накопления химического и биологического оружия», где же оно хранится?

Заранее планировалось, что к 2000 году все страны уничтожат данные средства массового поражения, однако сегодня 2015 год и это не было сделано. Уничтожение идет, но весьма медленно. Во всех странах мира химическое оружие существует. Лидерами по уничтожению данного вида вооружений является Россия и США.

РФ действительно уничтожила порядка 70% запасов боевого вещества, что было в арсенале. Данное оружие весьма малоэффективно, ведь с момента его разработки прошло много времени и появилось множество средств защиты от него. Смысл применения химических вооружений с течением времени значительно потерялся.

Первая мировая война была противостояние с применение данного средства поражения. Во Второй мировой войне химическое оружие уже не применялось, по той причине, что фашистская Германия отлично знала об оснащении Красной Армии самыми лучшими, на тот момент, противогазами, самыми лучшими системами противохимической защиты.

Командование Гитлера знало о существовании в СССР планов по противодействию атаки химическим вооружением. До войны, когда связи Германии и Советского Союза были достаточно крепкими, страны совместно разрабатывали систему защиты от химического оружия и ввиду этого, осведомленность у них была весьма хорошей.

На момент Второй мировой войны арсеналы средств химической атаки были достаточно большими. После окончания противостояния страны зачастую избавлялись от накоплений путем затапливания в океанах и на сегодняшний день, многое из этого лежит глубоко под водой.

Развитая Норвегия каждый год получает порядка 4-8 случае поражения ипритом рыбаков. Иприт – это страшный газ, который обладает высокой стойкостью, а при попадании в воду густеет и опускается на дно.

Основная причина, по которой избавляются от химического оружия – его низкая эффективность по сравнению с новыми высокотехнологичными средствами поражения, не говоря уже про ядерное оружие. Все развитые страны его утилизируют. Воспроизвести данное боевое средство достаточно просто, при наличии определенных условий, что могут использовать террористические группировки.

Чтобы наглядно продемонстрировать простоту производства химического оружия, приведем пример из 1995 года, когда в городе Токио, столице Японии, двое студентов местного университета в общежитии на кухне сварили кустарным способом боевое вещество зарин и под влиянием одного духовного лидера, разбросали ампулы с этим химическим продуктом в городском метро.

Еще до Первой мировой войны враждующие стороны локальных конфликтов использовали примитивное биологическое оружие. Тело погибшего человека или животного от чумы, сибирской язвы или иного массового заболевания, загружали на катапульту и перебрасывали в стан противника, вызывая пандемии, которые ослабляли и деморализовали воинов.

Если говорить об опасности разработки и применения биологического оружия. На сегодняшний день природа до конца не исследована и выпущенный вирус, от которого разработчики имеют вакцины и антибиотики, может мутировать под воздействием внешних факторов, которые тяжело предсказать. Достаточно вспомнить вирусы свиного и птичьего гриппа – это мутации обычного вируса гриппа. Определенные биологические штаммы опасных инфекций живут в природных очагах и по сути, пока этот очаг находится в состоянии равновесия, они никуда не выходят. Затем происходят какие-то природные катаклизмы или социальные потрясения, в результате чего появляется вспышка эпидемии Эбола.

Это не рукотворный вирус, он существовал еще задолго до того, как началась эпидемия недавних лет. Очаг Эболы в африканских странах существовал, как минимум с 1970-х годов.

Возможно ли появление такого вируса, который будет мутировать с большой скоростью, что ученые не смогут с ним справиться, что приведет к гибели большого количества населения планеты? Нет, в нынешних условиях это невозможно.

Конвенции и соглашения

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении

Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года

Государства — участники настоящей Kонвенции,

преисполненные решимости действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения, и уверенные в том, что запрещение разработки, производства и накопления запасов химического и бактериологического (биологического) оружия и их уничтожение путем эффективных мер будут способствовать достижению всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем,

признавая важное значение Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в Женеве 17 июня 1925 года, а также тот вклад, который указанный Протокол уже внес и продолжает вносить в дело уменьшения ужасов войны,

подтверждая свою верность принципам и целям упомянутого Протокола и призывая все государства к их строгому соблюдению,

напоминая о том, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно осуждала все действия, противоречащие принципам и целям Женевского протокола от 17 июня 1925 года,

желая способствовать углублению доверия между народами и общему оздоровлению международной атмосферы,

стремясь также способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

будучи убеждены в важности и неотложности исключения из арсеналов государств путем эффективных мер такого опасного оружия массового уничтожения, каким является оружие с использованием химических или бактериологических (биологических) агентов,

признавая, что соглашение о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия является первым возможным шагом в направлении достижения соглашения об эффективных мерах также по запрещению разработки, производства и накопления химического оружия, и преисполненные решимости продолжать переговоры с этой целью,

преисполненные решимости ради всего человечества полностью исключить возможность использования бактериологических (биологических) агентов или токсинов в качестве оружия,

будучи убеждены, что такое использование противоречило бы совести человечества и что не следует жалеть никаких усилий для уменьшения этой опасности,

согласились о нижеследующем:

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее девяти месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, указанные в статье I Конвенции, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем. При выполнении положений настоящей статьи должны быть приняты все необходимые меры предосторожности с целью защиты населения и окружающей среды.

Статья III

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не передавать кому бы то ни было ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международные организации к производству или к приобретению каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в статье I Конвенции.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется в соответствии со своими конституционными процедурами принять необходимые меры по запрещению и предотвращению разработки, производства, накопления, приобретения или сохранения агентов, токсинов, оружия, оборудования и средств доставки, указанных в статье I Конвенции, в пределах территории такого государства, территории под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было.

Читайте так же:  Можно ли вернуть деньги за навязанную страховку по кредиту

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении цели или в связи с выполнением положений Конвенции. Консультации и сотрудничество во исполнение этой статьи могут также предприниматься путем использования соответствующих международных процедур в рамках Организации Объединенных Наций и в соответствии с ее Уставом.

1. Любое государство — участник настоящей Конвенции, которое констатирует, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Такая жалоба должна содержать все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность, и просьбу о ее рассмотрении Советом Безопасности.

2. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть предприняты Советом Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций на основании жалобы, полученной Советом. Совет Безопасности информирует о результатах расследования государств — участников Конвенции.

Статья VII

Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется предоставлять или поддерживать помощь в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций любому участнику Конвенции, который обратится с такой просьбой, если Совет Безопасности примет решение о том, что такой участник подвергся опасности в результате нарушения Конвенции.

Статья VIII

Никакое положение, содержащееся в настоящей Конвенции, не должно толковаться как каким-либо образом ограничивающее или умаляющее обязательства, принятые любым государством в соответствии с Протоколом о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанным в Женеве 17 июня 1925 года.

Каждое государство — участник настоящей Конвенции подтверждает признанную цель эффективного запрещения химического оружия и с этой целью обязуется в духе доброй воли продолжать переговоры для достижения в ближайшем будущем соглашения об эффективных мерах по запрещению его разработки, производства и накопления запасов и его уничтожению и о соответствующих мерах в отношении оборудования и средств доставки, специально предназначенных для производства либо использования химических агентов в качестве оружия.

1. Государства — участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства — участники Конвенции, которые в состоянии делать это, будут также сотрудничать в оказании содействия, в индивидуальном порядке или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшей разработке и применению научных открытий в области бактериологии (биологии) для предотвращения болезней или для других мирных целей.

2. Настоящая Конвенция осуществляется таким образом, чтобы избегать создания препятствий для экономического или технического развития государств — участников Конвенции или международного сотрудничества в области мирной бактериологической (биологической) деятельности, включая международный обмен бактериологическими (биологическими) агентами и токсинами и оборудованием для обработки, использования или производства бактериологических (биологических) агентов и токсинов в мирных целях в соответствии с положениями Конвенции.

Любое государство-участник может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства-участника в день принятия им этих поправок.

Статья XII

Через 5 лет после вступления в силу настоящей Конвенции или ранее этого срока, если этого потребует большинство участников Конвенции путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, в Женеве (Швейцария) созывается конференция государств — участников Конвенции для рассмотрения того, как действует Конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Конвенции, включая положения, касающиеся переговоров о химическом оружии, осуществляются. При таком рассмотрении должны быть приняты во внимание все новые научно-технические достижения, имеющие отношение к Конвенции.

Статья XIII

1. Настоящая конвенция является бессрочной.

2. Каждое государство — участник настоящей Конвенции в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Конвенции, если оно решит, что связанные с содержанием Конвенции исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе оно уведомляет за три месяца все другие государства — участников Конвенции и Совет Безопасности Организации Обёединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые оно рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

Статья XIV

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет Конвенцию до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот двадцатью двумя правительствами, включая правительства, назначенные в качестве депозитариев Конвенции.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящей Конвенции государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу Конвенции, а также о получении ими других уведомлений.

6. Настоящая Конвенция регистрируется правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии Конвенции препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах в городах . месяца . . дня . года.

Нарушение Вашингтоном и Лондоном международных договоров о запрещении химического и биологического оружия (2018)

Полковник Л. Маринин

Полное уничтожение химического и биологического оружия остается одной из важнейших задач мирового сообщества в сфере обеспечения международной безопасности. Особую актуальность эта проблема приобретает в современных условиях, когда применение такого оружия может привести к неисчислимым человеческим жертвам или дезинформация об этом используется Соединенными Штатами с целью эскалации конфликта в Сирии и решения своих военно-политических задач в регионе.

Для решения этой проблемы сформирован режим нераспространения оружия массового поражения (ОМП), основными инструментами которого являются: Женевский протокол 1925 года; Конвенция о запрещении химического и биологического оружия (КХО); режимы экспортного контроля; инициативы и резолюции Совета Безопасности ООН. Российская Федерация выступает в качестве активного участника всех вышеперечисленных соглашений и полностью выполняет свои обязательства в сфере нераспространения.

Женевский протокол 1925 года (полное название — Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств) стал первой действенной попыткой мирового сообщества объявить вне закона использование химического и биологического оружия во время войны. В этом его главное политическое значение, сохраняющее свою актуальность по настоящее время.

Конвенция была открыта для подписания в Париже в 1993 году и вступила в силу в 1997-м. Она запрещает разработку, производство, приобретение,
накопление, сохранение и передачу ХО, определяет порядок декларирования его запасов и их уничтожения, предусматривает меры надзора за этим процессом и состоянием химической промышленности. Каждый ее участник обязался ликвидировать все свои запасы и объекты производства не позднее чем через 15 лет со времени вступления соглашения в силу (к 29 апреля 2012 года).

Читайте так же:  Как получить статус беженца в германии

В Гааге (Нидерланды) в целях осуществления всеобъемлющего контроля за процессом уничтожения химоружия, ликвидацией объектов по его производству и состоянием мировой химической промышленности сформирована международная Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), основным исполнительным органом которой является технический секретариат, возглавляемый генеральным директором.

За время своего действия КХО стала одним из наиболее эффективных и реально функционирующих разоруженческих механизмов, в рамках которого происходит уничтожение целого класса оружия массового поражения. Участниками Конвенции в настоящее время являются 192 государства. Вне ее правового поля остаются Израиль (подписал, но не ратифицировал), КНДР, Египет и Южный Судан. Россия, имевшая самые крупные запасы ХО в мире, стала полноправным участником КХО 5 декабря 1997 года.

Значимым для укрепления режима КХО событием стало присоединение к нему в сентябре 2013 года Сирийской Арабской Республики. Этот шаг был сделан по инициативе Российской Федерации с целью срыва планов США и их союзников по осуществлению силового вмешательства во внутрисирийский конфликт под предлогом воспрепятствования боевому применению химического оружия официальным Дамаском.

К настоящему времени все имевшиеся в САР химические боеприпасы полностью уничтожены, а соответствующее производственное и снаряжающее оборудование выведено из строя. Бывшие объекты по производству ХО подлежат демонтажу и разрушению. Запасы отравляющих веществ (иприт, бинарные компоненты зарина, веществ ви-икс и ви-эм) утилизированы под контролем специально учрежденной совместной миссии ОЗХО и ООН в нейтральных водах Средиземного моря на борту американского морского транспорта «Кэйп Рэй», а также рядом химических предприятий Великобритании, США, Финляндии и ФРГ.

Реальную обеспокоенность вызывает попадание ХО в руки террористических организаций и его использование в различных конфликтах на территории Ближнего Востока и Северной Африки. В частности, имеющиеся в Ираке хранилища отравляющих веществ (ОВ) в июне 2014 года были захвачены боевиками террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (запрещена в РФ), угроза аналогичного развития ситуации существует в Ливии, где еще сохранились большие запасы ОВ. В указанных странах, а также в Сирии различные экстремистские группировки неоднократно применяли против правительственных войск и мирных жителей такие токсичные химикаты, как зарин, фосген и хлор, что привело к значительному числу жертв.

В Сирии же, по различным данным, ХО с 2013 года применялось минимум 19 раз. Распылялись зарин и иприт, хлор, сбрасывались фосфорные бомбы. Почти все мировые СМИ в использовании химического оружия обвиняют нынешний режим в Сирии с целью устранения Б. Асада от власти. Однако известно, что ХО у официального Дамаска нет, а утверждения о последнем его применении против мирного населения в апреле с. г. в г. Дума в Восточной Гуте являются откровенной дезинформацией.

В пользу этого говорит то, что Б. Асад заявил о возможности препроводить в этот район инспекцию ОЗХО, а также отсутствие каких-либо следов газовой атаки и пострадавших от химического оружия в окрестных госпиталях. Однако, не дождавшись ее приезда США, Великобритания и Франция, грубо нарушив нормы международного права и без соответствующей резолюции ООН, подвергли Сирию ракетным ударам.

Следует отметить, что процесс полного химического разоружения по-прежнему не завершен и в Соединенных Штатах. Так, Пентагон рассчитывает сделать это только в конце 2023 года, а согласно Конвенции от 1997 года ХО должно быть уничтожено не позднее чем через десять лет после ее вступления в силу.

Крупнейшими странами по объему задекларированного химоружия были Россия (около 40 тыс. т) и США (31,5 тыс. т). В РФ последний боеприпас был уничтожен 27 сентября 2017 года, и инспекторы ОЗХО подтвердили, что Москва полностью выполнила взятые на себя обязательства.

Пентагон же несколько раз сдвигал сроки завершения программы ликвидации своего арсенала отравляющих веществ. По состоянию на 2012 год, по данным американского управления по химоружию, из заявленных запасов в объеме почти 31,1 тыс. т оставалось утилизировать 2,6 тыс. т иприта на складе близ г. Пуэбло (штат Колорадо) и 523 т нервно-паралитических ОВ на складе в окрестностях г. Ричмонд (штат Кентукки). Сообщалось, что задержки были вызваны технологическими проблемами, бюрократическими проволочками, протестами экологов и отсутствием денежных средств.

В этой связи особенно цинично выглядят обвинения США в использовании Россией в Великобритании против Скрипалей ХО, которое, как известно, до настоящего времени находится в арсенале Пентагона.

Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) вступила в силу в 1975 году, став первым в истории международным соглашением, полностью и безоговорочно поставившим вне закона один из видов ОМП.

Документ запрещает разработку, производство и накопление микробиологических агентов и токсинов в количествах, которые предназначены для использования в мирных целях, а также оружия, оборудования и средств доставки, необходимых для применения таких агентов во враждебных целях.

Важнейшей проблемой КБТО является объективно недостаточная степень ее универсальности (то есть масштабы охвата ею стран мира). По состоянию на 1 ноября 2014 года участниками соглашения являются 170 государств. Вне правового поля Конвенции остаются ведущие ближневосточные страны — Израиль, Египет и Сирия.

На эффективность реализации требований КБТО негативное влияние оказывают постоянное увеличение числа сомнительных с позиции Конвенции научных исследований по так называемой защитной тематике, неработоспособность существующих режимов экспортного контроля в отношении достижений биотехнологии, а также неограниченное развитие соответствующей лабораторной базы, повышающее общую доступность болезнетворных микроорганизмов, в том числе для лиц, преследующих криминальные цели.

Усилению указанных факторов способствует реализуемый в последнее десятилетие администрацией США курс на беспрецедентное наращивание масштабов собственных биологических программ военной направленности. Так, в период с 2001 по 2014 финансовый год на эти цели было выделено более 80 млрд долларов.

Проводимая Пентагоном в этой области работа указывает, по меньшей мере, на возможность получения новых видов биологических поражающих веществ с заранее заданными свойствами. Особенно сомнительными выглядят оправдываемые необходимостью борьбы с терроризмом исследования по так называемой оценке угрозы. Они предполагают не только традиционное для защитной тематики изучение поражающего действия известных ОВ, но и создание новых, в том числе генетически измененных, их разновидностей для использования террористическими организациями.

Отказ Вашингтона от завершения работы по формированию контрольного механизма КБТО в 2001 году (в период президентства Дж. Буша) был многократно подтвержден и администрацией Б. Обамы. Характерными чертами этого подхода стали: настойчивое принижение роли Конвенции в вопросе поддержания международной безопасности; вольные, устраивающие только США трактовки ее положений; попытки подмены альтернативными документами, а также упорное стремление обеспечить себе право самостоятельно решать вопрос о соблюдении КБТО не дружественными Белому дому государствами.

Нарушение Соединенными Штатами Конвенции носит глубокий характер. По сведениям американской прессы, имели случаи рассылки спор сибирской язвы в десятки лабораторий по всему миру, а 27 мая 2015 года Пентагон сообщил, что случайно разослал образцы живых спор этого заболевания под видом дезактивированного патогенного материала в лаборатории, расположенные в девяти американских штатах, на крупнейшую в Южной Корее базу ВВС США Осан, а также в Австралию и Канаду. Впоследствии число штатов, получивших образцы, увеличилось до 19, а лабораторий — до 66.

В реализации американских планов большое значение придается установлению Пентагоном контроля за микробиологической и биотехнологической промышленностью стран бывшего СССР, санитарно-эпидемиологической обстановкой в этих государствах и содержанием проводимых там работ с патогенными микроорганизмами. Главными партнерами США в этом вопросе выступают Грузия и Украина.

Так, в пригороде Тбилиси американцами построен и функционирует в условиях повышенной секретности специальный микробиологический лабораторный комплекс с высоким уровнем биологической безопасности, получивший обозначение Центр общественного здравоохранения имени Р. Лугара.

На Украине Пентагон осуществил в своих интересах полную модернизацию лабораторной базы таких крупных научных учреждений, как Центр по контролю и мониторингу заболеваний в Киеве, Научно-исследовательский противочумный институт в Одессе, Научно-исследовательский институт эпидемиологии и гигиены во Львове, реконструировал различные биообъекты в городах Винница, Днепропетровск, Одесса, Тернополь, Ужгород и Херсон.

Читайте так же:  Порядок определения больных для получения бесплатных дорогостоящих и высокотехнологичных видов медиц

Вместе с тем основными угрозами режиму нераспространения химического и биологического оружия в настоящее время являются возможное их использование в террористических целях, а также скрытное проведение рядом стран, и прежде всего США, работ по созданию подобного оружия под легендой «мирных» научных исследований.

Военно-биологическая деятельность США вызывает особую подозрительность своей активностью. Еще 11 июня 2015 года МИД России в своем заявлении обратил внимание мировой общественности на размещение Пентагоном своих медико-биологических лабораторий в непосредственной близости от российских границ. При этом отмечалось, что подобная деятельность «ведется на фоне очевидной незаинтересованности администрации США в укреплении данной Конвенции как инструмента обеспечения коллективной безопасности».

Таким образом, несмотря на значительные успехи мирового сообщества, достигнутые в реализации КХО, процесс химического разоружения по-прежнему далек от своего завершения. Нестабильная обстановка в Ираке и Ливии, значительные запасы ХО и технические проблемы в США, трудности поиска, извлечения и идентификации старых и оставленных химических боеприпасов обусловливают перспективы их уничтожения по меньшей мере до начала 2030-х годов.

Биологическое оружие

Конвенция о биологическом оружии

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении

Седьмая Конференция по рассмотрению действия КБО

Осознавая необходимость дальнейшего совершенствования КБО, группа правительственных экспертов (ВЕРЕКС) организовала третью Конференцию по рассмотрению действия КБО (1991), чтобы определить и изучить потенциальные меры контроля с научно-технической точки зрения. На Специальной конференции, состоявшейся в сентябре 1994 года, государства-участники договорились создать Специальную группу государств-участников КБО с целью обсудить и разработать юридически обязательный режим контроля для Конвенции.

General Assembly Resolutions

Четвертая Конференция по рассмотрению действия КБО (1996) приветствовала решение Специальной группы активизировать свою работу с целью завершить ее до начала пятой Конференции по рассмотрению действия КБО, намеченной на 2001 год. Специальная группа не смогла завершить переговоры по проекту правового инструмента (протокола).

Ввиду сохраняющегося несовпадения взглядов и позиций по некоторым ключевым вопросам на пятой Конференции по рассмотрению действия КБО (2001) было принято решение сделать перерыв в ее работе и вернуться к рассмотрению данных вопросов в ноябре 2002 года в Женеве. Конференция вновь состоялась в ноябре 2002 года, когда был принят Заключительный документ, включавший решение проводить ежегодные заседания государств-участников и экспертные встречи на протяжении последующих трех лет в преддверии очередной Конференции по рассмотрению, намеченной на 2006 год.

На шестой Конференции по рассмотрению действия КБО (2006) удалось достичь цели по всестороннему рассмотрению Конвенции, и заключительный документ был принят консенсусом. Государства-участники приняли подробный план поощрения всеобщего присоединения и решили обновлять и рационализировать процедуры представления и распределения мер укрепления доверия (МУД). Они также приняли всестороннюю межсессионную программу на период с 2007 по 2010 годы. Значимым событием стало решение Комиссии создать группу имплементационной поддержки (ГИП) для оказания государствам-участникам помощи в осуществлении положений Конвенции.

Международные обязательства по запрещению биологического оружия

Александр Алексеевич ПИКАЕВ
кандидат политических наук, заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН, член рабочей группы комиссии по международными делам Общественной палаты РФ

Тезисы лекций А.А. Пикаева, состоявшихся 13 апреля 2006 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
«Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность»

Женевский протокол 1925 г., хотя и представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. Кроме того, он не покрывал оружие, созданное на основе токсинов и вирусов. При этом понятие «война» также могло трактоваться слишком узко. Например, действия США в Южном Вьетнаме в 1960-е годы и начале 1970-х годов не трактовались в качестве традиционной «войны». Поэтому широкомасштабное применение дефолиантов, подпадавшее, по мнению многих юристов, под определение средств, запрещенных Протоколом 1925 г., могло и не являться его нарушением, поскольку они применялись не в ходе «войны», а в ходе внутреннего конфликта. Тем не менее, США предпочли оставаться за рамками Протокола до окончания войны во Вьетнаме в 1975 г. К 2005 г. членами Протокола было 134 государства.

После второй мировой войны в результате появления ядерного оружия становилось ясным, что военное применение биологического оружия (БО) связано с объективными неудобствами. Во-первых, поражающие эффекты во многом зависят от непредсказуемых факторов — скорости ветра, влажности, иммунитета и физической защиты объектов применения. Тем самым, заранее крайне сложно рассчитать характеристики поражения, что создавало трудности в военном планировании. Во-вторых, как и химоружие, БО могло поразить, в первую очередь, слабозащищенное гражданское население. При этом вооруженные силы противника, оснащенные средствами биологической защиты, смогли бы выжить и продолжать оказывать сопротивление.

[1]

Поэтому еще в период ведения вьетнамской войны ведущие державы взяли курс на заключение «Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении». Она была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г., была открыта для подписания в 1972 г. и вступила в силу в 1975 г. Ее государствами-депозитариями являются Россия, США и Великобритания. Срок ее действия не ограничен. Документ устанавливает следующие обязательства государств-участников:

Данная Конвенция представляла собой новое слово в международной деятельности по контролю над вооружениями. Впервые был запрещен целый вид оружия массового уничтожения — биологическое, при этом срок запрета носил неограниченный характер. Вместе с тем, документ не содержал положений о режиме проверки соблюдения Конвенции. Он также не требовал уничтожения всех имеющихся запасов БО, а разрешал «переключать» их на мирные нужды в течение 9 месяцев после подписания. При этом в документе не было проведено четкого разграничения между деятельностью в военных и мирных целях, что в принципе, позволяло сохранять запасы БО и осуществлять работы по его совершенствованию, декларируя их в качестве деятельности, например, по биозащите.

К 2005 г. участниками Конвенции являлись 153 государства, и еще 16 подписало, но не ратифицировало документ. Среди последних — ряд бедных стран Африки и Латинской Америки, а также такие государства, как Египет, Сирия, Мьянма. Израиль не подписал и не ратифицировал КБТО.

После вступления Конвенции в силу, государства-участники предприняли ряд усилий по укреплению уверенности в ее соблюдении. Так, в ходе Обзорных Конференций 1986 и 1991 годов по рассмотрению действия КБТО в целях повышения открытости работ были разработаны меры укрепления доверия. В соответствии с ними, все государства — участники ежегодно представляют в ООН информацию о биологических и биотехнологических работах, программах и объектах, публикациях, конференциях и национальном законодательстве. Эти меры являются добровольными. Предоставленная информация рассматривается в ходе Обзорных Конференций, собираемых раз в пять лет. Россия представляет в ООН информацию по мерам укрепления доверия ежегодно.

Другой мерой стало решение III Конференции (1991г.) об обязательствах государств — депозитариев Конвенции (Россия, США и Великобритания) по укреплению осуществления положений ст.V документа относительно согласованных процедур созыва и проведения неофициальных и официальных консультативных совещаний государств — участников для рассмотрения вопросов, поднимаемых государствами — участниками по выполнению Конвенции.

Кроме того, в 1989 г. были приняты Технические руководящие указания и процедуры по своевременному и эффективному расследованию сообщений о возможном применении химического и бактериологического (биологического) или токсинного оружия для укрепления ст. VI Конвенции. Они предусматривают сотрудничество государств с Генеральным секретарем ООН в расследовании возможных случаев применения биологического оружия. Среди возможных методов упоминались: направление экспертов для оказания консультативной помощи и проведения расследований, предоставление аналитических лабораторий для идентификации агентов, боеприпасов, осуществление подготовки экспертов, выделение оборудования для проведения расследований.

Читайте так же:  Как правильно оформить претензию, если был приобретен некачественный товар, и ее подать

Однако приступить к практическим мерам по обеспечению проверяемости условий КБТО стало возможным только после окончания «холодной войны». К этому подтолкнуло два обстоятельства. Во-первых, после войны в зоне Персидского залива 1990-91 годов в Ираке были обнаружены значительные запасы БО, не зафиксированные ранее национальными техническими средствами контроля. Во-вторых, самое главное, в 1992 г. президент РФ Б.Н.Ельцин признал, что Советский Союз — один из депозитариев Конвенции — осуществлял запрещенные документом работы по созданию биологического оружия. На территории ряда бывших советских республик были обнаружены ключевые элементы военной биологической инфраструктуры, например, предприятие по производству спор сибирской язвы в г. Степногорск (Казахстан), а также испытательный полигон БО на о. Возрождения в Аральском море (Узбекистан). Дополнительная, хотя и не всегда вызывающая доверие, информация стала известна от ряда деятелей бывшего советского военного биокомплекса, эмигрировавших на Запад.

Это привело к активизации международных усилий, направленных на то, чтобы разработать юридически обязательный режим проверки соблюдения КБТО. На первом этапе государства-депозитарии заключили неформальное трехстороннее соглашение об осуществлении взаимных визитов на биологические объекты. Это соглашение было частично реализовано, но при проведении сторонами визитов были обнаружены различные нарушения КБТО, и программа была прервана.

В 1996 г. на IV Обзорной конференции было принято решение о начале неформальных переговоров по выработке Протокола о проверке к Конвенции. Переговоры по разработке документа должны были быть завершено к следующей V Обзорной конференции, запланированной на 2001 г. Они начались в рамках Конференции по разоружению ООН, заседающей в Женеве.

Переговоры носили сложный характер. США, выражавшие наибольшую обеспокоенность непроверяемым характером КБТО, уклонялись от принятия интрузивных проверок под тем предлогом, что американские фармацевтические компании опасались, что под предлогом международных проверок их коммерческие секреты будут разглашены. Со своей стороны, Россия высказывала сомнение в подходе, поддержанном многими странами-участницами переговоров, согласно которому под проверки должна подпадать деятельность, связанная с любыми биологическими агентами, а не их согласованным списком. Сторонники такого подхода утверждали, что в эпоху бурного развития биологии и биотехнологии крайне сложно составить выборочный список, поскольку в результате научно-технического прогресса ранее безобидные агенты можно будет использовать в военных целях. Эти процессы могут проходить достаточно быстро, опережая корректировку возможных списков. В России же опасались, что в отсутствие четких определений в результате проверок любая, даже незапрещенная деятельность, может быть представлена как нарушение.

Для наблюдения за соблюдением КБТО предполагалось создать Организацию по запрещению биологического оружия (ОЗБО), аналогичной действующему органу по мониторингу соблюдения Конвенции по запрещению химического оружия. Ее штаб-квартиру планировалось разместить в Гааге (Нидерланды) или Женеве. В конечном итоге, возобладало мнение, что организация должна находиться в Женеве, хотя за Гаагу говорила ее относительная дешевизна.

В 2001 г. государства-участники переговоров практически согласовали текст Протокола. Однако летом 2001 г. администрация Буша дала понять, что не подпишет этот документ. Таким образом, Протокол так и не был открыт для подписания. Причины решения США не вполне ясны. Вашингтон объясняет его как сопротивлением со стороны американских фармацевтических компаний, так и недостаточно интрузивным характером режима инспекций, согласованного в проекте Протокола. В результате действий США работа V Обзорной конференции в ноябре 2001 г. была фактически сорвана.

Провал работы над Протоколом о проверке фактически похоронил надежды на выработку юридически обязательного документа, который позволил бы избежать нарушений КБТО. Вместо этого начали вестись дебаты относительно других мер. В частности, предлагается криминализировать деятельность по созданию БО путем внесения соответствующих поправок в национальное законодательство.

Следует отметить, что еще в 1996 г. Россия внесла соответствующие статьи в национальный Уголовный кодекс. Согласно его Статье 356, применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. В соответствии со статьей 355, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 188 устанавливает наказание за контрабанду биологических патогенов. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывчатых устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Более высокое наказание — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой — предусматривается при наличии отягчающих обстоятельств, т. е. совершенные (а) неоднократно; (б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; (в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, — наказываются. Деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

В Статье 189 содержится ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Такая деятельность наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Дополнительные сетевые материалы:

  • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, 16 декабря 1971г.
  • Конвенционные проблемы запрещения биологического и токсинного оружия — подборка материалов на сайте Российского агентства по боеприпасам
  • Конвенция о запрещении биологического оружия. История появления и современное состояние, Н.И. Калинина, 2005 г.
  • Конвенция о запрещении биологического оружия. Российский контекст, Н.И. Калинина, 2005 г.
  • Биотерроризм: мифы и реальность, Н.И. Калинина, 2005 г.
  • Биологическое оружие и проблемы обеспечения биологической безопасности, В.И. Евстигнеев, 2003 г.
  • Вспомогательная литература к курсу лекций Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
Видео (кликните для воспроизведения).

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-06 гг.

Источники


  1. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.

  2. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  3. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
В чем суть декларации о химическом и биологическом оружии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here