Существуют ли какие-то понятия конституционного права

Самое важное в статье: "Существуют ли какие-то понятия конституционного права" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Конституционное право как отрасль российского права.

1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право РФ — одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

— Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

— Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

— Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

— Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

— Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

— Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

— Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

— Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

— Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

— Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права — совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

— Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

— Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

— Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

— Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

5. Источники конституционного права как отрасли российского права.

Источники конституционного права как отрасли российского права — это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

— Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

— Федеральные конституционные законы.

— Указы и распоряжения Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Законодательство субъектов РФ.

— иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

6. Система конституционного права как отрасли российского права.

Система конституционного права как отрасли российского права — это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

— Конституционно-правовые институты, такие как:

— Институт основ конституционного строя.

— Институт основ государственного устройства.

— Институт государственной власти.

— Институт местного самоуправления.

— Институт основ правового статуса личности.

— Институт гражданства РФ.

— Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Конституционное право

Понятия «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное право обычно рассматривается юридической наукой в трех аспектах: (1) как отрасль права , существующая в любом государстве и являющаяся ведущей публичной отраслью его правовой системы; (2) как юридическая наука , изучающая одноименную отрасль права, составляющие ее нормы, формирующиеся на их основе конституционно-правовые отношения и тенденции их развития; (3) как учебная дисциплина , система знаний, основанная на достижениях науки и отрасли используемых для подготовки специалистов высшей квалификации в области юриспруденции.

Поскольку конституционное право — ведущая отрасль российского права, его нормы являются базовыми как для публичного, так и для частного права. Поэтому конституционное право, являясь отраслью публичного права, закрепляет в своем содержании важнейшие принципы других отраслей права, и в этом смысле, его можно относить, как отметил О.Е. Кутафин, к публично-частному праву 1 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ. 2001. С. 44. , в предмете которого сходятся публичные и частно-правовые интересы.

В Российской Федерации, как и в некоторых зарубежных государствах, наряду с термином «конституционное право» используется и другой — «государственное право». В главном их содержание совпадает 2 Например, Е.И. Колюшин данные понятия рассматривает как синонимы, так как по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны // Колюшин Е.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец. 2006. С. 14, 15. , хотя имеются различия, в основном по предмету и объему регулируемых отношений.

Так, например, исследователи, изучающие государственное право, акцентируют внимание в первую очередь на том, что государственно-правовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства и гражданского общества. В них выражаются прежде всего качественная характеристика государственной организации общества, такие ее начала, как форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества 3 Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. I. М.. 1993. С. 8. .

Ученые, использующие понятие «конституционное право», в первую очередь ориентируют предмет исследования на систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право в их представлении является системой правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов 4 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая. Ю.И. Лейбо. Л.М. Энтина. М., 2000. С. 8. .

Читайте так же:  Что такое нежилые помещения и для чего они используются

Другие авторы, наоборот, не склонны идеализировать доминирование прав и свобод человека в конституционном праве и считают, что положения ст. 2 Конституции Российской Федерации могут оставаться либо лозунгом 5 »В связи с современным лозунгом приоритетности прав человека (а это именно лозунг, ибо он легко превращается в формулу «помоги себе сам») вмешательство в современное бытие любого жителя априорно связано с боязнью нарушения его прав». См.: Бабурин С.Н. Голик Ю.В., Капитонов С.А. Роль государства в современном мире // Актуальные проблемы современного российского государствоведения: сб. научных трудов. Вып. 1 / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. М.: Изд-во РГГЭУ, 2008. С. 16. , либо попыткой узаконить двойной стандарт. В.И. Якунин считает, что

система двойных стандартов, во всяком случае, на уровне Конституции РФ, должна быть переосмыслена. Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема, являющаяся универсальной для большинства стран мирового сообщества, должна быть дополнена и другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся, спецификой России.

Статья 2 Конституции предлагает неолиберальную трактовку высших государственных ценностей. В предлагаемом ценностном ряду «человек, его права и свободы», как отмечено выше, не нашлось места для самой России. Безусловным является то, что ее независимость должна быть также отнесена к базовым конституционным ценностям, причем приоритетным по отношению к прочим 6 Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5. С. 7. .

Вместе с тем некоторые авторы утверждают, что в ст. 2 Конституции государство рассматривается как техническое или служебное средство для удобства граждан. В действительности же оно выступает как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане — как взаимозаменяемые винтики. Более того, бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими. Здесь стоит отметить, что, наверное, к таким заявлениям необходимо подходить критически, а использование категории партийных съездов 30-х годов «винтики» в отношении граждан российской Федерации, совершенно недопустимо, как и недопустимо не видеть концептуальный и доктринальный характер второй статьи Основного Закона с граны, он редел и вше го суть всего правового регулирования общественных отношений общества и государства именно через высшие ценности человека, его права и свободы.

Применительно к России до революции 1917 г. ученые использовали понятие государственное право 7 Несмотря на то, что для юридической школы России конца XIX в. — начала XX в. был характерен широкий подход к предмету, поскольку вместе с государственным устройством рассматривались права подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти, государственных органов, самоуправления и соотношения его с местным управлением. , применяя термин конституционное право для иностранных государств, где благодаря ученым англосаксонской правовой семьи эта терминология получила широкое распространение, а государственный строй отличался разделением властей, прямым «народоправством» и народным представительством.

Большинство отечественных дореволюционных государствоведов считали, что предмет государственного права является однородным. Например, Н.М. Коркунов, И. Андреевский, А.Д. Градовский содержание предмета государственного права сводили к отношениям государственного властвования. Хотя А.С. Алексеев, например, считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан 8 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1409. Т. 1. С. 48; Андреевский И. Русское государственное право. СПб.; М.. 1866; Градовский А.Д. Общее государственное право. СПб., 1885; Алексеев А.С. Русское государственное право. М., 1897. С. 8. .

Термин государственное право использовался и советской правовой школой, хотя мотивы были другие. Приоритет отдавался «всеохватывающему» государству, коллективу, классу, партии. Человек в этой системе рассматривался как «винтик», «зубчатое колесико», «приводной ремень» (по терминологии тех лет) в системе «всеохватывающего» общества, основанного на классовых ценностях. Кроме того, государственное право было значительно политизировано, советские конституции в большей мере имели ценность идеологического и политического документа, нежели юридического 9 Данную позицию в свое время выразил профессор М.А. Рейснер, указав, что, «в отличие от конституции буржуазной демократии, наша конституция построена на началах не правовой законности, а целесообразности», и далее: «Наша наука о конституции преимущественно не юридическая, а политическая» (см.; Рейснер М.А. Лекции на ускоренных курсах АГШ РК Красной Армии в 1918/1919 г. М., 1919. С. 148). .

Возвращение к понятию конституционного права в России произошло в годы перестройки во второй половине 1980-х и в начале 1990-х гг., когда во главу угла были поставлены вопросы о правах человека и их защите, о демократизации общества, разделении властей, верховенстве закона, подчинении государства праву, о формах непосредственного волеизъявления народа.

Конечно, нельзя как отождествлять, так и искусственно разрывать проблемы конституционные и государственные, тем более их противопоставлять. Разрешить их возможно только в тесном взаимодействии и в органической взаимосвязи. В их сочетании в какой- то степени реализуется конституционная идея, закрепленная в норме действующей Конституции России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Тем не менее, спор отечественных ученых о содержании названных терминов длится несколько десятилетий (с 1970-х годов), но до сих пор по данному вопросу нет единого мнения. Сторонники понятия «конституционное право» приводили аргументы в его защиту. Смысл их состоит в том, что еще в советское время учебники по государственному праву соответствовали Конституции СССР, что термин «государственное право» не отражает специфики отрасли, потому что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственного органа может быть отнесено к государственному праву.

Читайте так же:  Как правильно вести себя, требуя компенсацию после дтп

Сторонники сохранения наименования отрасли и науки «государственное право» настаивали на том, что дискуссия носит концептуальный характер, определяет содержание и объем предмета правового регулирования отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе. В то же время Н.А. Богданова полагает, что современная тенденция расширения предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него понятий, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на его ограждение от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли конституционным правом. При этом расширяются границы его регулирования и изучения. Они выходят за рамки традиционного предмета государственного права, смещая акценты в понимании роли государства в цепочке «государство — общество — человек». Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное звено между человеком и государством.

Своеобразный компромиссный подход предлагает Е.И. Колюшин, считающий, что по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин «конституционное (государственное) право». Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий 10 Колюшин Е.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец, 2006. С. 14, 15. .

Образовательный портал — все для студента юриста.

Конституционное право. Содержание.

Раздел 1. Введение в курс конституционного права.

I. Конституционное право как отрасль российского права.

1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

3. Методы конституционного права как отрасли российского права.

4. Источники конституционного права как отрасли российского права.

5. Система конституционного права как отрасли российского права.

II. Конституционное право как наука.

1. Понятие конституционного права как науки.

2. Предмет конституционного права как науки.

3. Методы конституционного права как науки.

[3]

4. Источники конституционного права как науки.

5. Система конституционного права как науки.

III. Конституционное право как учебная дисциплина.

1. Понятие конституционного права как учебной дисциплины.

2. Предмет конституционного права как учебной дисциплины.

3. Система конституционного права как учебной дисциплины.

IV. Основные понятия конституционного права.

1. Конституционно-правовые нормы.

2. Виды конституционно-правовых норм.

3. Конституционно-правовые отношения.

4. Виды и особенности конституционно-правовых отношений.

Раздел 2.

I. Конституция РФ.

1. Понятие Конституции РФ.

2. Юридические свойства Конституции РФ.

3. Функции Конституции РФ.

4. Форма Конституции РФ.

5. Конституционное развитие российского государства:

— Конституция РСФСР 1918 года.

— Конституция РСФСР 1925 года.

— Конституция РСФСР 1937 года.

— Конституция РСФСР 1978 года.

— Конституция Российской Федерации 1993 года.

II. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1. Понятие конституционного строя Российской Федерации.

2. Элементы конституционного строя Российской Федерации.

Образовательный портал — все для студента юриста.

IV. Основные понятия конституционного права.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Понятие конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовая норма — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, санкционированное и обеспеченное государством, которое регулирует конституционно-правовые отношений.

2. Особенности конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы имеют свои характерные особенности:

— Имеют свои, характерные источники.

— Имеют исключительный механизм реализации.

— Большая часть содержится в Конституции РФ и в конституциях и уставах субъектов РФ.

— Закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений.

— Имеют свою характерную структуру.

2. Виды конституционно-правовых норм.

Виды конституционно-правовых норм:

В зависимости от целей правового регулирования:

— Регулятивные нормы (специальные, обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

В зависимости от юридической силы:

— Нормы, закрепленные в Конституции РФ.

— Нормы, закрепленные в законах.

— Нормы, закрепленные в подзаконных актах.

В зависимости от территории действия:

— Нормы, действующие на федеральном уровне.

— Нормы, действующие на уровне субъекта РФ.

В зависимости от действия во времени:

Также, конституционно-правовые нормы классифицируются по содержанию, т.е. предмету регулирования.

3. Понятие конституционно-правовых институтов.

4. Виды конституционно-правовых институтов.

5. Понятие конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, вытекающие из сферы регулирования и на основе конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые отношения возникаю и действую на основе юридических фактов, событий, действий, юридических составах и т.д. (ссылка)

6. Особенности конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности:

— Имеют специфические субъекты отношений.

— Имеют специфические объекты отношений.

— Имеют специфическое содержание.

— Для них характерна повышенная устойчивость и стабильность, а также, наиболее высокая защищенность.

7. Структура конституционно-правовых отношений.

Структура конституционно-правовых отношений:

— Субъект конституционно-правовых отношений (физические или юридические лица).

— Объект конституционно-правовых отношений (материальные и нематериальные блага).

— Содержание конституционно правовых отношений (субъективные права и юридические обязанности).

8. Виды конституционно-правовых отношений.

1. Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право»

Среди российских и зарубежных ученых спор о наименовании отрасли права, а также соответствующим ей науки и учебной дисциплины длится уже несколько десятилетий: «конституционное» или «государственное» право.

Однако до сих пор не выработано единство мнений по этой проблеме.

Читайте так же:  Списание ипотеки при рождении детей в семье

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;

термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;

понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Теория первая: понятие «государственное право» и понятие «конституционное право» употребляются как идентичные, отождествляются

В США, Франции, Великобритании используется термин «конституционное право».

В Германии, Швейцарии — «государственное право».

В дореволюционной России использовались оба названия (хотя собственно конституции в стране не было, что вызвало спор о понятиях).

Если считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляется тот или иной термин — «конституционное» или «государственное» право — примерно одинаков.

Выбор термина скорее диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, страны англо-саксонской правовой системы традиционно используют термин «конституционное право». Они связывают его применение с утверждением в этих странах в 19 веке конституционного государственного строя, основными признаками которого являются:

— приоритет прав и свобод человека и гражданина;

— судебная защита этих прав;

— разделение властей и др.

Для стран германской системы характерно употребление термина «государственное право».

Теория вторая: термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым

Понятие «конституционное право» связывается с наличием в государстве конституции как Основного закона страны, конституционного государственного строя. На основе именно конституционных норм формируются все государственно-правовые институты.

Понятие «конституционное право» призвано повысить роль и значение Конституции, уважение к ней.

Например, после 1917 года название «государственное право» стало более распространенным в России по двум причинам:

малозначительная и формальная роль социалистической конституции 1918 года;

тотальное огосударствление всех сфер общественной жизнедеятельности.

Сегодня сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право».

Большинство обозначают основополагающую отрасль правовой системы «конституционное право» независимо от того, существует ли в стране конституционный государственный строй или нет.

К тому же для неспециалистов термин «конституционное право» является более доступным. Именно это понятие ассоциируется у них с конституционализмом и демократией.

Германский ученый Хессе объяснил примат понятия «конституционное право» над понятием «государственное право» следующим образом:

поскольку конституция как Основной закон страны не ограничивается установлением основ только государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (собственность, брак и т.д.), постольку «конституционное право» шире понятия «государственное».

Теория третья: понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право»

Ученые по-разному аргументируют эту концепцию.

Во-первых, например, в Германии для обозначения учебной дисциплины часто используются термины «государственное право» или «публичное право», которые охватывают в том числе и конституционное, и административное, и некоторые другие отрасли права. Конституционное право в данном случае часто характеризуют как составную часть, центральную сферу государственного права.

Во-вторых, не все правовые нормы, регулирующие те или иные аспекты общественной жизни, имеют отношение и нашли закрепление только в Конституции. В Основном законе нет огромного количества государственно-правовых норм: государственно-процессуальных норм, многих норм о статусе депутата, многих норм об избирательной системе, норм о положении органов государственной власти субъектов федеративного государства и т.д.

Итак, на современном этапе многие ученые так и не найдя единого решения по вопросу наименования отрасли, используют двойное название «конституционное (государственное) право».

Источники конституционного права России

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Схема 3. Источники конституционного права РФ.

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

В-четвертых, все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы). Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в частности, в избирательном законодательстве – п.6 ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования). Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре;

[1]

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;

Читайте так же:  Куда обратиться, чтобы законно оформить передачу машины в дар

5) законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

Многочисленную группу нормативных правовых актов – источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:

1) указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;

2) постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

3) ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;

4) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

5) иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

Отнесение к источникам конституционного права России иных форм права является небесспорным и дискуссионным.

Судебный прецедент является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В странах же континентальной правовой системы, к которым относится и Россия, судебный прецедент в качестве источника права не рассматривается. Однако здесь необходимо иметь в виду следующее. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране источником права, по общему правилу, не являются. Но относительно недавно в судебной системе Российской Федерации появились такие судебные органы, как Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Правовая природа решений этих судебных органов принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права.

Читайте так же:  Какие обстоятельства препятствуют заключению брака

О правовом обычае как источнике конституционного права Российской Федерации можно говорить со значительной долей условности. Дело в том, что обычаи, прежде чем стать нормой, должны закрепиться в правилах поведения в течение достаточно продолжительного времени и быть санкционированными государством (хотя бы в форме молчаливого одобрения), период же подлинно конституционного развития в России пока невелик. В то же время осторожно можно говорить о появлении в российской доктрине и практике отдельных конституционных обычаев (прежде всего в сфере функционирования публичной власти), например: внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ в Государственную Думу только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп, распределение руководящих постов в Государственной Думе и парламентских комитетах между фракциями пропорционально полученным мандатам, закрепление групп законопроектов в зависимости от предмета регулирования за определенными парламентскими комитетами и комиссиями, осуществление части конституционных полномочий главы государства (помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса и др.) только по согласованию с регионами и т. п.

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутрифедеративные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

В России не принята концепция «самоисполняющегося договора»: и международные договоры, и договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.

Некоторые конституционалисты (М.В. Баглай, А.Е. Козлов и др.) в качестве самостоятельного источника конституционного права рассматривают естественное право как совокупность естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека (все рассмотренные выше источники при таком подходе объединяются в позитивное право). Такой подход, безусловно, имеет право на существование. Однако всякое право должно быть реализуемо и защищаемо, а реализация и, особенно, защита прав и свобод возможны при позитивном закреплении этих прав и свобод (в нормативном акте, судебном решении, договоре и пр.). Практически все общепризнанные (естественные) права и свободы человека в Российской Федерации закреплены позитивно, на уровне Основного Закона, в том числе благодаря формулировкам ч. 4 ст. 15 и ст. 55 Конституции РФ.

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как отрасль права представляет собой систему норм, которые регулируют наиболее важные для государства правоотношения, возникающие в сфере защиты прав и свобод граждан, становления государственности, основ конституционного строя и формы правления. Самостоятельность конституционного права обуславливается наличием предмета и метода правового воздействия.

Предмет составляют отношения, складывающиеся в сфере государственности, на регулирование которых направлены нормы конституционного права. Метод правового воздействия – это совокупность приемов и способов реализации норм права на практике, применительно к регулируемым общественным право отношениям.

Конституционное право как отрасль права является основополагающей отраслью во всей системе Российского права.

Систему источников конституционного права, как самостоятельной отрасли составляют законы и подзаконные акты, акты органов местного самоуправления, правовые обычаи и нормы международных договоров, ратифицированных Россией. Но основным источником выступает Конституция.

Как отрасль права конституционное право является главенствующим во всей системе. Его принципы и нормы являются эталоном для других отраслей права, которые их только дополняют, защищают и реализуют. Ни одна отрасль права, ни одна ее норма не может противоречить конституционным нормам. Все принимаемые законы и подзаконные акты проходят строгую проверку на соответствие основному закону. Если хотя бы одна норма в законодательном акте не соответствует, то весь закон не подлежит принятию.

[2]

Конституционное право

Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. …

Конституционное право США

США является крупнейшей страной в мире. Она очень развита, а потому ее правовая система очень громоздкая. Основу составляет Конституционное право во …

Источники российского конституционного права
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники конституционного права можно разделить на отдельные категории и группы по юридической силе на подзаконные акты и законы. Причем источников настолько …

Источники


  1. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
Существуют ли какие-то понятия конституционного права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here