Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Самое важное в статье: "Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Утвержден новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

С 1 апреля 2015 г. заработает новый порядок изъятия земельных участков и другого недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Им определены основания, содержание и процедуры принятия решений и заключения соглашений об изъятии таких объектов. Право на возмещение за изымаемый земельный участок теперь закреплено не только за собственниками, но и за иными правообладателями государственных и муниципальных земель.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и целый ряд законодательных актов, касающиеся порядка изъятия недвижимости для муниципальных и государственных нужд.

Новый порядок изъятия земельных участков будет регулироваться специальной главой VII.1 ЗК РФ, которой, в частнос­ти, определены органы, принимающие решения об изъятии, порядок принятия решения ими, условия такого изъятия, а также особенности определения размера возмещения в связи с ним, заключения соглашения об изъятии.

Земельный участок может быть изъят по ходатайству субъекта естественной монополии

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленные ст. 49 ЗК РФ, не претерпели значительных изменений. Основным нововведением стало то, что основанием для изъятия теперь может являться как строительство новых, так и реконструкция старых объектов государственного значения. Таких как, например, автомобильные дороги регионального значения.

Изъятие земельных участков в целях строительства объектов государственного значения допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории. Принятие решения об изъятии земли в иных целях должно быть соответствующим образом обосновано (ст. 56.3 ЗК РФ, здесь и далее — в ред. от 01.04.2015).

Изъятие земельного участка в зависимости от целей осуществляется по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, а также органов местного самоуправления.

Одно из нововведений — возможность принятия решения об изъятии земли по ходатайству организации, направленному в соответствующий государственный орган исполнительной власти (орган местного самоуп­равления). Перечень организаций, имеющих право на обращение с таким ходатайством, должен быть установлен Правительством РФ. Однако уже самим ЗК РФ такое право для субъектов естественных монополий, если земельный участок им необходим для размещения объектов федерального или регионального значения, обеспечивающих их деятельность (например, дороги, линии электропередачи), а также для недропользователей (ст. 56.4 ЗК РФ).

Возмещение за изымаемый земельный участок полагается не только собственникам

Поправками в ГК РФ и ЗК РФ предусмотрено, что возмещение за изымаемые земельные участки полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (ст. 279 ГК РФ, ст. 56.8 ЗК РФ).

При изъятии земельного участка у собственника, иных правообладателей в размер возмещения, помимо их рыночной стоимости (рыночной стоимости иных прав на земельный участок), также включаются убытки, в том числе в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды), а также упущенная выгода. При определении ценности земельного участка особое внимание будет уделяться его виду разрешенного использования.

Если с определением рыночной стоимости земельного участка при изъятии у собственников все более-менее ясно, то для определения рыночной стоимости иных прав на землю в ЗК РФ введен специальный расчет:

  • в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а если он не установлен — на 49 лет;
  • в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или организации, имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;
  • в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

Также с согласия правообладателя, у которого изымается земельный участок, ему может быть предоставлен иной земельный участок или иное недвижимое имущество или право на него, с зачетом его стоимости в размер возмещения (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Поправками конкретизированы и объекты, не подлежащие учету при установлении размера возмещения. Например, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение, возведенное на земельном участке, не соответствующее его разрешенному использованию, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключен после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

39. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Такое изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных: 1)с выполнением международных обязательств РФ;

[2]

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

– федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;

– использования атомной энергии;

– обороны и безопасности;

– федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

– обеспечивающих космическую деятельность;

– обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ;

– линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

– электро-, газо-, тепло– и водоснабжения муниципального значения;

– автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

Читайте так же:  Что такое налоговый вычет на ребенка кто имеет на него право

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Условия и порядок изъятия земельных участков. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Собственник земельного участка с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. При этом собственник несет риск затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок изъятия земельных участков органом местного самоуправления для государственных, муниципальных нужд?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

————————————————————————-
*(1) Данное постановление касается вопроса изъятия жилых помещений для государственных и муниципальных нужд, но, как нам кажется, приведенное в нем разъяснение является универсальным.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предлагается усовершенствовать

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд — явление сейчас нередкое, тем более в условиях реализации амбициозных государственных проектов. В большинстве случаев земельные участки изымаются у собственников-граждан, но и организации — собственники земельных участков не застрахованы от того, что в отношении их земли будет принято решение об изъятии. Законопроектом № 483550-6 в Гражданский кодекс РФ предлагается внести изменения, направленные на более эффективную защиту прав собственников при изъятии принадлежащих им земельных участков.

На рассмотрение депутатам Госдумы предложен законопроект, направленный на приведение процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в соответствие с конституционными принципами. По мнению разработчиков, права и законные интересы собственников земли в данной сфере защищаются недостаточно, а потому необходимы корректировки законодательства.

Право пользования земельным участком, подлежащим изъятию, могут ограничить

В настоящее время порядок изъятия земельных участков регулируется ст. 279 —283 ГК РФ и ст. 49, 55, 57, 63 ЗК РФ. Законопроектом № 483550-6, внесенным в Госдуму 23 марта, предлагается дополнить ГК РФ положениями, в большей степени защищающими права собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Суть изменений заключается в следующем. В настоящее время ст. 280 ГК РФ установлено, что с момента государственной регистрации решения об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд собственник по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. При этом если собственник после принятия решения об изъятии земельного участка начнет на нем новое строительство или реконструкцию объекта недвижимости, то он сам несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. Для того чтобы минимизировать этот риск, предлагается ввести возможность ограничения прав собственников, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений, находящихся на этом участке, в связи с государственной регистрацией решения об изъятии земли. Иными словами, на период после регистрации решения об изъятии земельного участка предлагается ограничить право пользования этим участком.

Также после принятия решения об изъятии земельного участка собственник вправе этот участок продать или безвозмездно передать другому лицу, то есть право распоряжения земельным участком в данный период законодательством сейчас никак не ограничено. В этой связи в ГК РФ предлагается внести норму, обязывающую собственника сообщать приобретателю участка о том, что этот участок подлежит изъя­тию. При этом уточняется, что решение об изъятии участка будет сохраняться в силе и для нового собственника. Помимо этого в обязанности собственника предполагается включить уведомление в семидневный срок органа, принявшего решение об изъятии участка, об отчуждении этого участка.

Соглашение о замене земельного участка можно будет обжаловать

Законопроект № 483550-6 также содержит поправки, касающиеся возможности изъятия земельного участка только при условии предварительного и равноценного возмещения. По правилам, установленным ст. 281 ГК РФ, собственнику при изъятии земельного участка выплачивается выкупная цена, включающая рыночную стоимость участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъя­тием земельного участка. Вместо выкупной цены собственнику может быть предоставлен равноценный земельный участок.

Читайте так же:  Если дом решили снести, а взамен обещают дать квартиру, как будет рассчитываться площадь нового жиль

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что когда речь идет о равноценности, собственнику может быть предоставлен земельный участок либо такой же, либо большей ценности. При определении ценности земельного участка принимаются во внимание такие факторы, как категория, к которой отнесен этот учас­ток (например, при изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения должен быть предоставлен учас­ток такой же категории), местонахождение земли. Однако собственник, получивший взамен изъятого другой земельный участок, может не сразу определить, что участки не являются равнозначными. Иными словами, собственник может быть введен в заблуждение относительно тождества земельных участков. Поэтому законопроект предлагает предоставить собственнику право в судебном порядке оспорить соглашение, заключенное с государственным органом о замене изымаемого земельного участка другим.

Для защиты прав собственников в суде важно выбрать правильный способ

Несмотря на изъяны в правовом регулировании, которые, по мнению разработчиков законопроекта, существуют в настоящее время, собственники земли порой успешно отстаивают свои интересы в судебном порядке (Определение ВАС РФ от 23.01.2013 № ВАС-18353/12 по делу № А73-3327/2012). Но порой защищать свои интересы приходится не собственникам, а их контрагентам, которых не извес­тили о планируемом изъятии земли. Например, речь может идти об арендаторах, договоры с которыми были заключены после вынесения решения об изъятии (Определение ВАС РФ от 05.06.2013 № ВАС-6280/13 по делу № А50-1764/2011).

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Валентина Добрых, Республика Башкирия 19 августа 2018 года, 21:18 просмотров: 1660

Подскажите, как проходит процедура изъятия части земельного участка для муниципальных нужд? В каких случаях это возможно?

Процедура изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентирован положениями главы VII.1. Земельного кодекса РФ.

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

— для выполнения международного договора;

— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Необходимо отметить, в Земельном кодексе отсутствуют положения, допускающие возможность изъятия части земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, при наличии оснований для принятия решения об изъятии части частного земельного участка, необходимо проработать вопрос о возможности раздела земельного участка, находящегося в частной собственности. В дальнейшем рассмотреть возможность принятия решения об изъятии. Другой вариант: проработать вопрос о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, а также по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии).

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Читайте так же:  Какие существуют формы управления многоквартирным домом

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

Таким образом, порядок действий выглядит следующим образом:

1) Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков;

2) Принятие ОГВ, ОМС решения об изъятии земельных участков (прикладывается схема расположения ЗУ, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

3) Подготовка соглашения об изъятии ЗУ

4) Заключение соглашения об изъятии или обращение в суд с иском о принудительном изъятии ЗУ

Важно: В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

[1]

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд — 2015

Разделы статьи:

Чем вызвана необходимость изъятия участков?

Когда у государства или муниципалитетов возникает необходимость решения проблем, связанных со строительством крупных инфраструктурных объектов, земельные участки, находящиеся в собственности граждан и компаний и попадающие в зону размещения таких объектов, могут изыматься у них из пользования, если иного способа решения задачи нет.

Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток.

Немалое число собственников столкнулись с этой проблемой, когда вблизи их участков или непосредственно на них велось или ведётся строительство газовой магистрали и нефтепроводов, водопроводов или линий электропередач, обеспечивающих населённые пункты или их отдельные районы необходимыми людям электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения и целые области, но и страны.

Такие земельные наделы попадают в поле зрения государственных органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

Ещё на этапе проектирования будущего объекта исследуется территория, где он будет размещаться, выявляются ситуации, где будут затронуты права собственности частных землепользователей, чтобы оценить предстоящие финансовые вложения в строительство и время, требуемое не только для его осуществления, но и решения вопросов компенсаций собственникам за дальнейшее изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил необходимость доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена. В кодекс внесена новая глава, устанавливающая новый порядок изъятия земель и срок вступления его в действия.

Речь идёт о Федеральном законе №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом Государственной Думой 19 декабря 2014 года, одобренном Советом Федерации 25 декабря 2014 года, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным и вступающим в действие с 01.04.2015 года, определившем новый порядок изъятия и принудительного отчуждения земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и новой редакции статьи 279 ГК РФ, согласно которой изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на него.

«Сочинский синдром»

Изъятие земель — процесс всегда болезненный. И главная причина этого известна и властям, и собственникам участков, которые оказались в связи с этим в патовой ситуации. Это несправедливая цена, предлагаемая им властями при выкупе земельного актива.

На памяти у многих огромная волна возмущений и недовольства, прокатившаяся при изъятии участков у людей при подготовке к Олимпиаде-2014, когда происходило массовое изъятие земель.

Поэтому подготовка нового порядка решения задач госнужд, связанных с таким изъятием, вызвала бурную негативную реакцию общественности и ожесточённые споры.

[3]

Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие «товарищи по беде» в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

Процедура изъятия земель вызывает конфликт интересов, когда инициатор изъятия, власти или претендент на участок, производит оценку имущества, стремясь снизить расходы, а собственник, естественно, пытается защитить свои права. Понятно, что некоторые злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.

Основные положения нового закона

  • Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение — правообладатели земельных участков.
  • Определены основания, содержание и процедура принятия решений и заключения соглашений об изъятии.
  • Уточнено, что за изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.
  • Возмещение за изымаемые земельные участки полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (статья 279 Гражданского кодекса РФ, статья 56.8 Земельного кодекса РФ).
Читайте так же:  Как русским уехать работать в болгарию вакансии и оформление визы

В размер возмещения включаются:

  • рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием
  • убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды)
  • упущенная выгода

Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.

Новый закон устанавливает единые, общефедеральные, правила разрешения таких случаев и выплаты компенсаций. Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

Как производится изъятие участков по новому порядку?

Изъятие земельных участков может производиться или на основе заключения соглашения об изъятии недвижимости между органом власти и правообладателем участка, или принудительно.

Изъятие участка на основе соглашения

Собственнику правообладателю) участка будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

  • рыночная стоимость земли
  • стоимость находящейся на ней недвижимости — дома, надворных построек, гаража и других
  • связанные с таким поворотом событий убытки и упущенная выгода, затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте

Непростым предметом переговоров остаётся цена, и процесс её обсуждения может занять не более 3-х месяцев.

Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может, по закону, заказать свою экспертизу и назвать свою цену.

Проект соглашения о цене и условиях изъятия и решение об изъятии власти обязаны отправить землевладельцу, и на их изучение отводится 3 месяца.

О принятии решения об изъятии земельных участков и недвижимости на них правообладатели (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и собственники земельных участков) уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

Само же изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3-х месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия правообладателей земельных участков и объектов имущества.

До момента принятия решения власти ведут выявление собственников и выполняют катастровые работы для оценки планируемых к изъятию площадей и стоимости недвижимости, ведут первичные переговоры с собственниками.

Право изъятия земли закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами — в случае одобрения соответствующего ходатайства, подать которое смогут компании из списка, составленного правительством (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).

Право владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков, у собственника сохранится до момента получения уведомления о принятии решения об изъятии.

Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции, все выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.

Принудительное изъятие

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится то самое принудительное изъятие. Выполняется оно по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

До вступления нового порядка изъятия этот срок исчисляется одним годом, и это сохранится только до 1 апреля 2015 года.

На это важное обстоятельство нужно обратить особое внимание тем собственникам, у кого строения на участке не зарегистрированы официально.

Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.

Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса К РФ).

Перечень оснований для изъятия земельных участков

В соответствии с новым законом, статья 49 Земельного кодекса РФ об основаниях для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд отредактирована так:

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для обеих сторон этого процесса и не обернётся в настоящий грабёж одних и метод обогащения других.

Полезно ознакомиться и с этим

ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.

С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.

Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Терлыч И. А. Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/archive/110/27608/ (дата обращения: 13.09.2019).

В статье рассматриваются основания и особенности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Анализируется содержание понятия государственных нужд, рассматриваются различные научные позиции по данному вопросу. Указаны проблемы в практике с определением содержания данного понятия и предлагается вариант решения проблемы.

Ключевые слова: земельный участок, принудительное прекращение права, изъятие, основания изъятия, государственные или муниципальные нужды.

В соответствии с положениями статьи 8 Конституции РФ, существует частная, государственная, муниципальная, и иные формы собственности. Согласно статье 36 Конституции, граждане, а также их объединения могут иметь в частной собственности землю. Однако при этом, государством предусмотрены правовые механизмы, позволяющие изменять форму собственности земельного участка с частной на государственную или муниципальную. Согласно статье 235 Гражданского кодекса РФ, к основаниям, прекращающим право собственности относится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Под изъятием земельного участка понимают обращение в государственную собственность земельного участка, находящегося ранее в частной собственности, произведенное на основании закона с компенсацией собственнику стоимости этого участка, а также возмещением других убытков.

Читайте так же:  Нарушение конституционной свободы

Рассматривая саму природу такого правового института, как изъятие земельного участка, можно отметить, что он выступает в качестве меры социально-экономической политики государства, в результате которой имущество переходит из частной собственности лиц в собственность государства в интересах общества и государства. Так, например, Ф. Г Шершеневич, считает, что «лишение лица принадлежащих ему прав должно иметь в основании веские соображения. Таким оправдывающим насилие мотивом может служить только общее благо, общеполезность предпринятой меры». [1, С. 273] Таким образом, можно выделить следующие признаки изъятия земельного участка:

1) Направлено на прекращение права собственности предыдущего собственника земельного участка и его переход в государственную или муниципальную собственность.

2) Осуществляется на возмездной основе

3) Осуществление только в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

4) Обусловленность общенациональной, социальной необходимостью.

При этом следует учитывать, что в законодательстве Российской Федерации нет закрепления критериев, по которым те или иные объекты допустимо отнести к объектам государственного или муниципального значения. А так же, на практике достаточно тяжело определить содержание этих самых государственных или муниципальных нужд.

Нормы, закрепляющие порядок, основания и условия изъятия земельных участков содержатся в гражданском и земельном законодательстве. Рассмотрим их подробно.

Статьей 279 Гражданского кодекса предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходит прекращение права собственности гражданина или юридического лица на этот земельных участок. Одновременно с прекращением права собственности на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении земельного участка [2, С. 73]. При этом, в случаях, когда ранее установленный сервитут не противоречит целям, во исполнение которых происходит изъятие земельного участка, сервитут сохраняется. Если в результате изъятия земельного участка становится невозможным исполнение правообладателем земельного участка своих обязательств перед третьими лицами, решение об изъятии земельного участка выступает в качестве основания прекращения данных обязательств.

Земельный кодекс РФ в статье 49 устанавливает следующие основания, по которым допустимо изъятие земельного участка:

— в следствии выполнения международного договора;

— в результате строительства или реконструкции объектов государственного значения, а так же объектов местного значения. При этом, необходимым условием для изъятия земельного участка выступает отсутствие других, альтернативных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

— по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Однако, действующее законодательство не раскрывает в полной мере, что именно подразумевается под объектами государственного и муниципального значения. Это в свою очередь вызвало появление в доктрине земельного права различных точек зрения. Рассмотрим некоторые из них. Так, А. К. Голиченков утверждает, что статус объекта федерального значения может быть установлен нормативными правовыми актами федерального уровня. А для объектов регионального значения- так же и нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации. [3, С. 185]

Н. П. Кабытова считает, что под государственными или муниципальными нуждами следует понимать потребность соответствующего публично-правового образования в использовании данного земельного участка в соответствии с его законодательно установленными функциями. [4, С. 136]В свою очередь Р. Г. Аракельян, в результате своих научных исследований пришел к выводу, что под государственными и муниципальными нуждами следует понимать задачи органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий. [5, С. 18]

При этом Е. А. Гринь обоснованно отмечает, что в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ понятие» государственных нужд» было заменено на «обеспечением единства архитектурно-планировочной организации города Сочи, как места проведения Олимпийских и Параолимпийских игр». Таким образом, становится не понятно, как в судебном порядке проверить основания и необходимость изъятия земельного участка и не был ли при этом нарушен принцип исключительности изъятия земельного участка. [6, С. 208]

Существуют и иные позиции по поводу того, именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [7, С. 10]. При этом становится очевидным тот факт, что ныне действующее законодательство не раскрывает в полной, достаточной мере, что именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [8, С. 140].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в результате проведенного исследования считаем целесообразным предложить принятие отдельного федерального закона о порядке изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном федеральном законе закрепить принципы, порядок и иные существенные условия, на основании которых будет происходить отчуждение имущества для государственных нужд, а также правовые механизмы по защите прав собственников, имущество которых соответственно изымается.

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  3. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here