Образование общественных объединений и их подразделений

Самое важное в статье: "Образование общественных объединений и их подразделений" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Основы правового статуса общественных объединений

В демократическом обществе политическая система функционирует на началах политического плюрализма, многообразия интересов и мнений людей, предполагающих неодинаковость действий разных политических сил, их соперничество, политическую борьбу, в частности во время избирательных кампаний, естественно, только в законных формах и пределах.

В российском обществе после ухода с политической сцены тоталитарного режима в условиях демократизации происходит становление политического плюрализма, многопартийности. Создаются, действуют партии, различные общественные объединения. В парламенте страны работают депутатские группы, фракции, образованные по партийному признаку. Государственные органы не вмешиваются во внутреннюю жизнь общественных объединений, ассоциаций. Это, однако, не означает, что государство не может регулировать с помощью закона некоторые вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, контролировать соблюдение ими правовых норм.

В настоящее время нормы об общественных объединениях содержатся в Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., действующий с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.*, закрепляющий содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации. Имеются и другие нормативные акты, в том числе законы об отдельных видах общественных объединений (например, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.**).

*СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; Российская газета. 1998. 24 июля.

**СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

Закон содержит определение понятия общественного объединения, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Учредителями общественных объединений могут быть как физические лица (граждане), так и юридические лица – общественные объединения.

Деятельность общественных объединений может охватывать как их членов, так и участников, причем и теми и другими могут быть и физические, и юридические лица. Различие между ними, в частности, в том, что членство оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.

Общественные объединения многочисленны и разнообразны; они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественные организации

Особенность общественной организации – наличие членства, тогда как в отношении других организационно-правовых форм общественных объединений этого не требуется, и их составляют участники. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации выступает съезд (конференция) или общее собрание; имеется и постоянно действующий руководящий орган (это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию). Общественные организации многообразны. Этим понятием, в частности, охватываются профессиональные союзы, политические партии.

В современном обществе большую роль играют профсоюзы. Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Наряду с правом на такое представительство профсоюзы имеют право на содействие занятости, право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров, контроль за их выполнением, право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, право на социальную защиту работников и т.д.

Общественные объединения различаются не только по своим организационным формам, но и по территориальной сфере деятельности. В зависимости от этого выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общероссийские общественные объединения действуют на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства). Территориальная сфера деятельности других видов общественных объединений меньше. Так, региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местное – в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).

Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Они свободны (в рамках законов) в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, она основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) устанавливает определенные ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Это оправданные, естественные для демократического правового государства ограничения.

Главное в правилах создания общественных объединений – закрепленное законом право граждан создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Закон требует, чтобы учредителями были не менее трех физических лиц, вместе с тем наряду с физическими лицами в состав учредителей могут входить и юридические лица – общественные объединения. Число учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об этих видах объединений.

Закон предъявляет определенные требования к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Как правило (если иное не установлено законодательством), учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Ими могут также быть иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, указанных в федеральных законах или международных договорах (например, они не могут входить в политические партии). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских – достигшие 10 лет. Учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Как усыновить ребенка

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, а также условием для предоставления им преимуществ (за исключением предусмотренных законом случаев). Не допускается требование об указании в официальных документах на членство или участие в общественных объединениях.

Решения о создании общественного объединения, а также об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным. Однако юридическим лицом оно становится с момента государственной регистрации данного объединения. Но общественные объединения могут и не регистрироваться в органах юстиции; тогда они не приобретают прав юридического лица. Регистрация осуществляется Министерством юстиции и его органами. Для государственной регистрации необходимо представить определенные документы, круг которых установлен законом. Отказать в государственной регистрации можно только по основаниям, указанным в законе.

Такой отказ возможен, если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям закона об ограничении деятельности объединений определенной направленности, требованиям, предъявляемым к учредителям, членам и участникам общественных объединений, требованиям к уставу, документам, представленным к регистрации (ст. 16, 19, 20, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»); если не представлен полный перечень учредительных документов и т.д. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

[1]

Законодательство регламентирует и порядок ликвидации общественных объединений. Ликвидация общественного объединения происходит по решению съезда (конференции) или общего собрания либо в судебном порядке; предусматривается также возможность приостановления деятельности общественных объединений. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда, что означает запрет на его деятельность. Основаниями этого являются: 1) нарушения требований Конституции РФ и Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрещении создания и деятельности общественных объединений определенного характера; 2) виновные нарушения общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан; 3) неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Общественные объединения – самостоятельные, самоуправляющиеся ассоциации, и законодательство не допускает вмешательства государственных органов, должностных лиц в деятельность общественных объединений, а также и вмешательства последних в работу органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вместе с тем многие общественные объединения активно участвуют в политической жизни, играют заметную роль в политической системе, участвуют в выборах органов государственной власти, представители политических партий, других общественных объединений являются депутатами представительных органов, занимают выборные государственные должности. Однако сами по себе общественные объединения государственную власть не осуществляют, не наделяются государственно-властными полномочиями; это прерогатива органов государства.

Закон возлагает на общественные объединения и определенные обязанности, прежде всего обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, нормы устава и других учредительных документов, а также обязанность допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, и некоторые другие обязанности.

Государство осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов. Другие органы государственного надзора и контроля (экологические, пожарные и др.) также участвуют в контроле за соблюдением общественными объединениями соответствующих норм.

Понятие и порядок создания общественных объединений

В Законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения. Такие же лица являются учредителями и членами общественного объединения.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

  • а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
  • б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;
  • в) действуют от своего имени;
  • г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права..

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, незапрещенной законом.

Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности (ст. 15 Закона).

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16 Закона).

Общественные объединения могут заниматься хозяйственной деятельностью, но лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения своей деятельности и не могут ставить целью получение прибыли (ст. 37 Закона).

Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на гражданство рф

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20):

  • 1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
  • 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
  • 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
  • 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
  • 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Крупнейшие детские общественные объединения России

План изложения материала.

1. Понятие о детских общественных объединениях.

2. Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы.

3. Типы детских общественных объединений.

Понятие о детских общественных объединениях.

Школа должна учитывать влияние различных социальных институтов на воспитание детей. Среди них особое место занимают детские общественные объединения. Опыт их работы показывает, что у них должна быть своя ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов.

Перспективные цели детских общественных объединений – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Видеофильм.

Этапы становления и развития отечественного детского движения:

1 этап – 10-е годы ХХ века– возникновение детского движения как специфической социальной реальности;

2 этап – 20-е – начало 30-х годов ХХ века– становление детского движения в форме пионерства — социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания;

3 этап – 30-е – 80-е годы– развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации – специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап – 90-е годы ХХ века– саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в многообразии форм, видов, целевой и содержательной направленности в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества как субъекта социализации детей и юношества.

Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой 65 субъектов РФ и СНГ – республиканские, краевые, областные, городские детские структуры.

Федерация детских организаций «Юная Россия» объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

Крупнейшие детские общественные объединения России

  • Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), созданный в 1990 году, являющийся правопреемником Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. По данным на середину 2007 года членами организаций, входящих в СПО-ФДО входило более 4,5 млн чел.
  • Общероссийская общественная организация Детские и молодежные социальные инициативы «ДИМСИ». Создана в 1995 году. Действует более 40 структурных подразделений в 36 субъектах Российской Федерации с численный составом в 10,7 тысяч человек.
  • Скауты.

Одновременно с официальными создаются и действуют неформальные, стихийно возникающие детско-молодежные объединения, которым отдают предпочтение до 30 % молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения-тусовки различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной), национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. «Тусовки» представляют собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент воздействия на детей и молодежь.

Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.

Более правильным бы звучала на наш взгляд формулировка «ДОО» как объединение молодых граждан РФ, объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Читайте так же:  Усыновление и опекунство в чем разница

Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации многими исследователями признается как детское движение («Детское движение — словарь-справочник. — Москва-Минск, 1998).

В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

[3]

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

Видео (кликните для воспроизведения).

— не менее трех участников;

— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

— открыть расчетный счет в банке;

— заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Понятие и виды общественных объединений

В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях», от 14 апреля 1995 г. (в редакции Федерального закона от 18 апреля 1997 г.) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Читайте так же:  Сколько стоит оформить дарственную на квартиру между ближайшими родственниками

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимают устав, создают руководящие и ревизионные органы.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения. Членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или другими документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения и решать другие организационные вопросы.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, которые выражают поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

В основу классификации общественных объединений могут быть положены различные критерии, в том числе: организационно правовые формы; территории действия; сферы (отрасли), в которых действует общественные объединения; цель образования и др.

Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественных организаций в соответствии с их уставами могут быть физические лица и общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется либо его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собранием. В случае государственной регистрации общественный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В общественном учреждении могут создаваться коллегиальные органы, избираемые участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе, но он не в праве распоряжаться имуществом учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации общественного учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижениями уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Общественные объединения независимо от организационно–правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

По территориальной сфере деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с установленными целями на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории местного самоуправления.

По сфере (отрасли) деятельности общественные объединения подразделяют на объединения, действующие безотносительно к отраслям управления (политические организации) и отраслевые (союз композиторов и др.).

По целям образования общественные объединения подразделяют на политические партии, общество защиты прав потребителей; спортивные и др.

Федеральный Закон к принципам создания и деятельности общественных объединений относит: равенство их перед Законом, добровольность, равноправие, самоуправление, законность; свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности; гласность. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственные изменения основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Читайте так же:  Россия не входит в евросоюз и этому есть причины

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В то же время государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений. Оказывает поддержку их деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Перед тем как переходить к созданию и деятельности органов студенческого самоуправления необходимо остановиться на нормативно-правовых основах и организационно-правовых формах деятельности общественных организаций в образовательном учреждении.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России право на объединение и свободу общественных объединений. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» гарантирует право создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения властей.

Право всем обучающимся на участие в управлении образовательным учреждением гарантирует закон «Об образовании», а законом «О вузовском и послевузовском образовании» установлено право обучающихся участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе и через общественные объединения.

Сегодня существуют различные подходы к определению понятия «общественное объединение». Возьмем за основу определение, сформулированное в Федеральном законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ (далее Закон), в котором под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Понятие «молодежное общественное объединение» (а именно к таковым можно отнести органы студенческого самоуправления и студенческие общественные объединения) в законе не сформулировано, оговариваются лишь некоторые требования, предъявляемые к членам молодежных общественных объединений. Согласно Закона «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет».

Общественным считается объединение, которое:

— создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

— осуществляет социально-направленную деятельность;

— не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

Закон также устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 15 данного Закона «. деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредителях и программных документах — общедоступной».

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение или орган общественной самодеятельности.

Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающимися формами объединений, созданными в образовательных учреждениях, является общественная организация и орган общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на индивидуальном членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих и достижения уставных целей объединившихся граждан.

[2]

Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Правоспособность общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Кроме того, Законом устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от своей организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения».

К числу основных законодательных актов, регламентирующих создание и деятельность общественных объединений, относятся:

— Конституция Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;

— Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ;

— Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ;

— Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ;

— Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Кроме того, общественная организация созданная на базе образовательного учреждения в своей деятельности должна учитывать:

— Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

— Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ;

— Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. № 2490-1;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» от 5 апреля 2001 г. № 264.[†]

Источники


  1. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  2. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
  4. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
Образование общественных объединений и их подразделений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here