На каких принципах основано построение всей совокупности законов и подзаконных актов

Самое важное в статье: "На каких принципах основано построение всей совокупности законов и подзаконных актов" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Норма права, закон и подзаконные акты, конституция, отрасли права

Элементы структуры нормы права:

  1. гипотеза

– описывает обстоятельства, при наступлении которых возникают определенные отношения;

  • диспозиция – устанавливает отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой;
  • санкция – определяет меры ответственности в случае совершения действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.
  • Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

    1. принимается парламентом или на референдуме;
    2. регулирует наиболее значимые общественные отношения;
    3. является нормативным по содержанию;
    4. включает максимально общие нормы, которые развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами;
    5. принимается, изменяется и отменяется с применением особой процедуры – законодательного процесса;
    6. обладает верховенством над иными актами, которое заключается в том, что все остальные акты должны быть основаны на законах и не противоречить им.

    В случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон как акт большей юридической силы. Законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа. Никто не вправе отменить или изменить закон кроме органа, его издавшего.

    Виды подзаконных актов: указы президента; постановления правительства; ведомственные акты; акты субъектов Федерации и субъектов местного самоуправления; корпоративные акты, санкционированные государством.

    Конституция РФ – универсальный нормативный акт, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Устанавливая основы и принципы иных правовых отраслей, выступает в качестве основы российской правовой системы в целом, обладает верховенством и высшей юридической силой, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

    Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений специфическим для данной отрасли методом (уголовное право, гражданское право, конституционное право и др.). Критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Как правило, в каждой отрасли права условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет основные определения, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

    Принципы и требования законности

    Многие авторы не проводят разделения между принципами и требованиями законности. Тем не менее, эти явления можно разграничить.

    Принципы законности— это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

    Требования законности— то, чего «требует» законность, т.е. сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т. п.) законным.

    • Единство законностисостоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых , установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности.

    • Всеобщность законностисостоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права; законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем без исключения.

    • Верховенство законапроявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам. Этот принцип понимается как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

    • Целесообразность законностиозначает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Критерием оценки законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод

    [3]

    Требования законности (то, что «требует» законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т. п. К требованиям законности можно отнести:

    • Гарантированность прав и свобод личностивыражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

    • Неотвратимость наказания за нарушения законностисостоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.

    • Недопустимость противопоставления законности и целесообразностисостоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

    • Реальностьзаконности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

    Перечень требований законности не исчерпывается вышеназванными. Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.

    Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:

    • все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;

    • подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;

    • акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;

    • акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

    Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:

    • законы должны соответствовать конституции;

    • законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т. д.

    Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создает дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка[40].

    Читайте так же:  Что такое юридическая проверка, для чего она нужна и как проводится

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

    | 7412 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Принципы и требования законности

    Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности.Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования — то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.

    При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

    Верховенство закона обычно трактуется как главенство зако­на в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо более широко — как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (при­менения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

    Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территори­альном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия со­ответствующего нормативного акта, применительно к деятельнос­ти всех субъектов общественных отношений.

    Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и зада­чам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость проти­вопоставления законности и целесообразности.

    И, наконец,реальность законности — это достижение фак­тического исполнения правовых предписаний во всех видах де­ятельности и неотвратимости ответственности за любое их нару­шение.

    Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требо­вания связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных ин­тересов граждан, издания правовых актов в установленном по­рядке относятся к органам государства и т.п.

    Наряду с принципами и требованиями законности можно вы­делить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве ее принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характе­ризующие внешние связи законности (связь с демократией, куль­турой и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения за­конности (государственный контроль, участие граждан в обеспе­чении законности и т.п.).

    Рассматривая вопрос о связи принципов и требований закон­ности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.

    Так, принцип верховенства закона развертывается в следую­щие требования:

    — все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;

    — подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;

    — акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;

    акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

    Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:

    — законы должны соответствовать конституции;

    — законы республик, входящих в Федерацию, должны сответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д. (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 и др. Конституции РФ).

    Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    [1]

    Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —

    | 7082 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Закон и подзаконный акт: понятие и соотношение.

    Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.

    Подзаконный акт — Подзаконный акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:
    — указы Президента РФ;
    — постановления и распоряжения Правительства РФ;
    — акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;
    — постановления палат Федерального Собрания РФ;
    — решения судов и арбитражных судов.

    СООТНОШЕНИЕ:

    В Конституции Российской Федерации (ч.1 ст.15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В данном случае, соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции Российской Федерации и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов и другим источникам права, правовым актам вообще.

    Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов, в том числе конкретных нормативных правовых актов по определенным вопросам является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией Российской Федерации.

    Предметная сфера актов федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации в общем виде закреплена в статьях 71-72. Предметную сферу регулирования для каждого вида нормативных правовых актов федерального органа государственной власти Конституция Российской Федерации не определяет, но закрепляет общие рамки компетенции органов, издающих такие акты. Исключение составляют федеральные органы исполнительной власти, для которых в Конституции Российской Федерации не закреплены ни полномочия на издание своих актов, ни общие рамки компетенции, как это было в предыдущей Конституции. Это является, на наш взгляд, серьезным конституционным пробелом, поскольку вот уже в течение многих лет он не может быть восполнен федеральным законом.

    Специфическое значение будет иметь формула «не должны противоречить» применительно к первому аспекту соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта. Принципы иерархического построения системы нормативных правовых актов диктуют необходимость того, чтобы следующий за законом иерархический уровень мог занимать только один определенный вид нормативных правовых актов или нормативные правовые акты нескольких равноправных по отношению друг к другу органов. Для такого вида (видов) нормативных правовых актов соотношение с законом может быть определено таким образом, что они не должны противоречить закону.

    Таким образом, только для одного вида подзаконных нормативных правовых актов может закрепляться соотношение с законом формулой «не должны противоречить закону» или для нескольких, если органы их издающие занимают равное положение в системе властных органов. Это принципиальное положение будет весьма важным при сравнении взаимоотношений федерального закона и указа, с одной стороны, федерального закона и актов Центробанка, с другой (§ 4 главы 3).

    Законы субъектов Российской Федерации также «не могут противоречить федеральному закону», однако к группе подзаконных нормативных правовых актов они не относятся по определению.

    Формула «не должны противоречить закону» создает нормативную основу для реализации принципа непротиворечивости законодательства, которая характеризуется требованием исключения противоречий в тексте актов нижестоящего уровня, в данном случае исключения противоречий в тексте подзаконных нормативных правовых актов.

    В соответствии с иерархическим принципом построения системы нормативных правовых актов Российской Федерации каждый нормативный правовой акт не может содержать нормативных предписаний, противоречащих нормативным предписаниям акта большей юридической силы. Обнаруженные в тексте подзаконного нормативного правового акта противоречия с законом являются грубым нарушением законности, за которое следует привлекать к адекватным мерам юридической ответственности лиц, виновных в этих нарушениях. Такие нарушения приводят к разрыву установленных в Конституции Российской Федерации и других законах иерархических связей.

    [2]

    Нарушение требований непротиворечивости подзаконного нормативного правового акта закону приводит к деформации всей правовой системы Российской Федерации и тогда право перестает быть единым, целостным и эффективным регулятором общественных отношений.

    Иерархическая связь между нормативными правовыми актами выражается в том, что нормативные правовые акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих нормам вышестоящих актов. В свою очередь, каждый последующий в структурной иерархии нормативный правовой акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду ниже его. Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных правоотношениях.

    Таким образом, иерархическая связь, выраженная посредством нормативного определения соотношений между законом и подзаконным нормативным правовым актом, имеет основополагающее значение не только для построения системы нормативных правовых актов Российской Федерации, но и для формирования всех уровней правовой системы Российской Федерации.

    В действующих нормативных правовых актах довольно часто встречается формулировка «не должны противоречить закону». Однако данная формула используется не всегда удачно. С помощью нее зачастую устанавливаются неточные с точки зрения юридической силы соотношения между актами. Например, в ч.3 ст.100 Конституции Республики Тыва закреплено, что «акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Тыва и Конституции Российской Федерации, республиканским и федеральным законам». Данное соотношение напрямую противоречит ч.2 ст.4 и ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации, закрепляющим верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, издаваемых в Российской Федерации. Было бы лучше, если подобного рода ошибки не допускались вообще, чтобы в актах, закрепляющих соотношение определенного акта (группы актов) с другими актами, учитывались и воспроизводились все установленные в вышестоящих актах юридические соотношения.

    Читайте также:
    1. A] обеспечение доступности закона
    2. b) соблюдение частными военными и охранными компаниями и их сотрудниками национальных законов стран происхождения, транзита и осуществления деятельности;
    3. B.Подзаконы
    4. E) законы, указы, имеющие силу закона, указы, распоряжения.
    5. E) законы, указы, имеющий силу закона, указы, распоряжения.
    6. E) экономические законы и развитие экономических систем
    7. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
    8. Gl] Тема 9.Законность и правопорядок. Мировой правопорядок
    9. I . Понятие и признаки правовых норм.
    10. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 236 | Нарушение авторских прав

    Особенности подзаконных нормативных актов

    Определение правовой природы, анализ особенностей и изучение основных признаков подзаконных нормативных актов. Исследование и комплексная характеристика видов подзаконных нормативных актов. Выявление особенностей соотношения закона и подзаконного акта.

    Рубрика Государство и право
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 02.02.2012
    Размер файла 33,3 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    О том, что в рассмотрении соответствия одного акта другому вышестоящему главный акцент делается на содержательной стороне неоднократно указывалось различными учеными. Так, Ю.А. Тихомиров «соответствие всех правовых актов Конституции» определяет как «совершение действий и принятие правовых актов на основе идей конституционализма, отраженных в федеральной Конституции». Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. — М.: Манускрипт, 2008. — С. 94. Ю.П. Лифшиц, давая определение «конституционному нормативному акту» считает, что «это акт, который по содержанию соответствует Конституции и органическим законам, международным правовым договорам, текущим законам (для подзаконных актов), а также принят, опубликован и введен в действие в соответствии с установленной в Конституции процедурой управомоченным на то субъектом нормотворчества в пределах конституционно закрепленной за ним компетенции согласно принципа разделения властей.» Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. — 2000. — N 2. — С. 34 — 40.

    Итак, формула «должны соответствовать закону» предполагает, что подзаконный нормативный правовой акт может быть издан после введения в действие соответствующего закона, в противном случае провести соответствие будет затруднительным, сравнивать один акт в отсутствие другого будет абсурдным, а проводить сравнение, к примеру, тематического подзаконного нормативного правового акта с целым видом законов (совокупностью законов) будет бессмысленным и нелогичным.

    Подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать закону, будут иметь меньшую зависимость от закона в сравнении с теми актами, которые издаются на основании и во исполнение закона. Данная зависимость будет выражаться главным образом в иерархической подчиненности подзаконного нормативного правового акта закону, необходимости его принятия после введения в действие соответствующего закона, отсутствии содержательных расхождений в подзаконном нормативном правовом акте с законом.

    Предметная сфера подзаконных нормативных правовых актов, для которых соотношение с законом установлено на основе формулы «должны соответствовать закону» определена не четко. В ней сохраняется возможность свободного усмотрения сфер предметного регулирования отношений подзаконными нормативными правовыми актами, но строго в рамках закрепленной за органами компетенции или наличия соответствующих договоренностей.

    После принятия конкретного федерального закона в нем может устанавливаться иное, частное соотношение с подзаконным нормативным правовым актом, к примеру, на основе рассматриваемой формулы «должны соответствовать федеральному закону» или «в соответствии с федеральным законом». Например, в ч.4 ст.1 Налогового Кодекса Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31. — Ст. 3824. закреплено следующее соотношение между данным Кодексом и всеми остальными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации: «Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом». Закрепленное в Налоговом Кодексе Российской Федерации соотношение конкретного федерального закона со всеми остальными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по вопросам налогообложения ничуть не противоречит закрепленному в ст.76 ч.5 соотношению федеральных законов с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Формула «в соответствии с законом» в данном случае применена в развитие положений Конституции Российской Федерации, каких-либо противоречий между закреплением двух данных формул применительно к одним и тем же видам нормативных правовых актов не обнаруживается.

    В рамках данной формулы могут встречаться некоторые модификации, которые по существу несколько изменяют характер соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта. К примеру, может встречаться формулировка «в точном соответствии с законом». Дополнительное указание «в точном» в данной формулировке относится главным образом к определению предметной сферы регулирования подзаконными нормативными правовыми актами, которая должна точно соответствовать рамкам предписаний закона и не должна выходить за эти границы.

    В действующих нормативных правовых актах встречаются и другие нормативные основания, закрепляющие соотношение закона и подзаконных нормативных правовых актов, но рассмотренные нами выше три общие формулы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта являются основными, наиболее часто встречающимися.

    Подводя предварительный итог рассмотренным формулировкам, закрепляющим нормативное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта, необходимо отметить, что, исходя из их смысла, нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними. Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

    Заключение

    Основываясь на результатах проведенного нами исследования, хотелось бы отметить следующее.

    В целом система подзаконных нормативных актов Российской Федерации выполняет очень важную роль вторичного регулятора общественных отношений, а также осуществляет собственное регулирование по определенным в законе вопросам.

    Переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом — одна из главных тенденций развития современного российского законодательства. В настоящее время необходимо добиться, чтобы закон имел по возможности прямое действие и лишь по необходимости отсылал к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Новейшие законы по-прежнему обрастают подзаконными нормативными актами, различными положениями, инструкциями, приказами и т. п. Предстоит значительная работа по определению более четких параметров правотворческой компетенции всех органов государственной власти федерального уровня, порядка издания ими подзаконных нормативных правовых актов, нормативного закрепления этого понятия, определения мер по осуществлению законности в сфере издания подзаконных нормативных правовых актов, детальная разработка вопросов соотношения каждого вида подзаконных нормативных правовых актов федерального органа государственной власти с федеральным законом.

    Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

    Совершенствование учения о подзаконных нормативных правовых актах настоятельно требует принятия закона, унифицирующего их систему, в том числе, путем описания требований в целом и к каждому виду в отдельности.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 4. — Ст. 445.

    2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — N 51. — Ст. 5712.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — N 32. — Ст. 3301.

    4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31. — Ст. 3824.

    5. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 22. — Ст. 2663.

    6. Указ Президента РФ от 24.11.1995 N 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — N 48. — Ст. 4660.

    7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 11. — Ст. 945.

    8. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — N 33. — Ст. 3895.

    9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 32. — Ст. 3342.

    1. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. — Свердловск, 1965. — 619 с.

    2. Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право. — 2003. — № 3.

    3. Васильев Р.Ф. Акты управления (значение, проблема исследований, понятие). — М., 1987. — 90 с.

    4. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного акта. Автореф. диссер. канд. юрид. наук. — М., 2001. — 176 с.

    5. Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. канд. дисс. — Ленинград, 1950. — 188 с.

    6. Конституция. Закон. Подзаконный акт. — М., 1994. — 72 с;

    7. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. — 2000. — N 2.

    8. Котова Н.С. Единство правового пространства — основа формирования России как правового государства // Вестник Российской правовой академии. — 2004. — N 3.

    9. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. — М.: Юрист, 2010. — 392 с.

    10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

    11. Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. — М., 1967. — 112 с.

    12. Тихомиров Ю.А. Механизм реализации законов // Законы области как субъекта Российской Федерации. — Воронеж, 1996. — 216 с.

    13. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. — М.: Манускрипт, 2008. — 371 с.

    14. Шебанов А.Ф. Форма советского права. — М., 1968. — 341 с.

    15. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). — М., 2000. — 368 с.

    16. Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. — 2003. — N 2.

    1. Вестник Конституционного Суда РФ. — 1997. — N 6.

    2. Вестник Конституционного Суда РФ. — 1999. — N 2.

    Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ: проблема соотношения

    Рубрика: 1. Теория государства и права

    Дата публикации: 13.11.2016

    Статья просмотрена: 1260 раз

    Библиографическое описание:

    Чернышева Т. М. Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ: проблема соотношения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11344/ (дата обращения: 13.09.2019).

    В научной и учебной литературе подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый государственным органом на основе закона и закону не противоречащий. «Подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его положений» [1, с.102]. Можно выделить следующие признаки подзаконных нормативных актов: основываются исключительно на законе, подзаконные акты сосредоточены на дополнение, разъяснение, изменение положений, сформулированных в законе. Подзаконные акты могут быть приняты только с соблюдением установленной процедуры уполномоченным на то государственным органом, они могут быть приняты в пределах компетенции правотворческого органа и регулировать отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать определенным требованиям, предъявленным к их форме. [2, с.10]

    На основе признаков подзаконного нормативного акта можно выразить его сущность. Под подзаконным нормативным актом понимают нормативный акт, который издается в соответствии с законом, уполномоченным на то органом, направленный на исполнение и развитие положений закона и регулирующий отдельные конкретные стороны общественных отношений.

    Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той структуры, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих структур. Однако встает вопрос: «Как соотносятся закон и подзаконный акт?». Соотношение закона и подзаконного акта базируется на верховенстве закона и тем самым сокращает сферу действия подзаконных актов [3, c. 347]. Существует общепринятая классификация видов подзаконных нормативных актов по юридической силе:

    1. Указы и распоряжения Президента РФ;
    2. Постановления Правительства РФ;
    3. Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами);
    4. Нормативные документы местных структур самоуправления;
    5. Локальные нормативные акты.

    Как отмечает А. Б. Венгеров, существует проблема соотношения закона и указа. Эта проблема имеет длительную историю, она возникла в монархических формах правления, при конституционной монархии, как, например, соотношение указа императора и парламента» [5, c. 348]. И сегодня в научной литературе нет однозначного подхода к соответствию закона и Указа президента.

    В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Из ст.90 Конституции РФ можно выделить отличительные признаки нормативных указов Президента РФ: они не должны противоречить федеральным законам, однако имеют первенствующее значение по отношению к иным подзаконным актам. Они содержат нормы права, при помощи которых регулируют различные сферы общественной жизни, носят обязательный характер. Следовательно, Указ президента — это правовой акт главы государства, который через него реализует свои полномочия. Однако следует помнить о том, что в правовом государстве, каким является Россия, огромную роль играет принцип «верховенство закона» [2.с.23]. Это один из основных принципов правового государства, он означает не только обязательное исполнение закона, но и соответствие всех НПА актов закону.

    В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ, между ними, несомненно, существует различие. Считается, что указ — акт, который распространяется на более широкий круг правоотношений, а распоряжение — документ определенного предписания. Обычно правотворческая деятельность президента РФ сопровождает наиболее важные вопросы управления государством. Указы президента обращены вопросам назначения на должность, присвоения звания и т. д.

    Указы президента РФ часто являются правоприменительными актами, а отличие распоряжений Президента от указов относительно и это вопрос может рассматриваться в соответствии с каждым особенным случаем. Таким образом, можно сформировать понятие указа президента нормативного характера. Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, регулирующий различные сферы общественной жизни и носящий первенствующий характер по отношению к другим подзаконным актам, который включает в себя нормы права [3, с.348].

    Следующим важным подзаконным актом, регулирующим правовую сферу общественной жизни являются постановления правительства РФ. Главная цель издания таких подзаконных актов — это соблюдение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, все правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

    Исполнение данных подзаконных актов производиться только в пределах их полномочий и ведения России совместно с ее субъектами. В подзаконных актах правительства Росс можно выделить подзаконные федеральные акты. Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое значение (действуют только на лиц, работающих в данной отрасли). В связи с межотраслевой направленностью министерств (ведомств) эти акты могут быть перенаправлены нескольким министерствам и могут регулировать межотраслевые отношения.

    В структуру подзаконных актов РФ входят акты федеральных министерств и ведомств, они издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут содержать: нормативные документы, регулирующие наиболее важные вопросы работы федеральных органов исполнительной власти.

    По Конституции, местные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ). Однако следует отметить, что и в этом случае должен быть реализован принцип «верховенства закона». В рамках своих полномочий, территориальные власти издают: распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления, акты законодательных структур, нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.

    Вся современная структура права и соотношений подзаконных нормативных актов и законов обеспечивает лидерство закона и определенным образом сокращает сферу непосредственного регулирования подзаконных актов. Если подзаконный акт издается с какими-либо нарушениями, это влечет за собой появление юридической коллизии, то есть, возникновение противоречий между подзаконными нормативными актами по одному и тому же вопросу. Для устранения данной ситуации необходимо выполнить определенные действия:

    – если нормативные акты были изданы одним и тем же органом, тогда в силу вступает последний принятый акт

    – если акты были изданы разными органами, тогда в силу вступает тот, который был издан вышестоящим органом

    – если такая ситуация возникает между специальным актом и общим актом, тогда в силу вступает специальный акт.

    1. Сырых В. М. Теория государства и права. М.,2007- 344с.
    2. Улетова Г. Д. Источники исполнительного права: автореф. дисс. на соик. уч. степ. д-ра юрид. наук. М.,2007.- 38с.
    3. Венгеров А. В. Теория государства и права; Учебник для юридических вузов — М., 209. — 526с.
    4. Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России //Материалы IV международной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы», Казань, 23–36 июня. 2016, — С.23–26.

    Похожие статьи

    «Законодательство»: узкое или широкое понимание?

    Рассмотрим такой вид подзаконных нормативных правовых актов как указы Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ).

    Они как бы выбиваются из схемы «закон — подзаконный акт» и занимают в системе законодательства особое положение.

    Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

    — на государственном уровне (Конституция РТ, законы и подзаконные актыуказы Президента РТ; постановления Правительства РТ; нормативные правовые акты министерств и ведомств); — на уровне местного самоуправления.

    Нормативноправовое регулирование миграционных отношений.

    на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные актыуказы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств)

    Характеристика источников права Российской империи 1832–1917 гг.

    Подзаконные нормативные правовые акты издавались, как и до принятия Свода, всеми высшими органами власти, а также некоторыми представителями местной администрации.

    Законность в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

    При коллизиях местных нормативноправовых актов приходится выяснять юридическую силу акта.

    Кроме того, проектом предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по изданию подзаконных нормативных правовых актов в.

    Нормативноправовая база государственной гражданской.

    Так на федеральном уровне подзаконные нормативноправовые акты представлены Указами Президента, Постановлениями Правительства и другими подзаконными актами, а на региональном уровне — постановлениями областной Думы.

    Локальные нормативные акты вне системы нормативных.

    1) законы и подзаконные

    во-первых, это правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций

    Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале.

    Наряду с этим используется термин «подзаконное правотворчество», которым обозначают подготовку и принятие иных, помимо законов, нормативных правовых актов. Исключение делается для указов Президента Российской Федерации исходя из самостоятельности его.

    Законодательная и нормативно-методическая регламентация.

    Такие виды подзаконных нормативноправовых актов как постановление, инструкция, приказ, распоряжение и др., издаются с целью конкретизации и исполнения Федеральных законов, Указов Президента и Распоряжений Правительства РФ.

    Источники


    1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

    2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

    3. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
    4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
    На каких принципах основано построение всей совокупности законов и подзаконных актов
    Оценка 5 проголосовавших: 1