Может ли труд являться средством исправления осужденных

Самое важное в статье: "Может ли труд являться средством исправления осужденных" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Труд как средство исправления осужденных

Читайте также:

  1. Аутентификация посредством цифровых сертификатов
  2. Деньги как средство обращения
  3. Деньги как средство сбережения (накопления)
  4. Изменение количества несовершеннолетних осужденных, которые до осуждения нигде не учились и не работали
  5. Индивидуально-психологические особенности личности осужденных
  6. КАБИНЕТ ФИЗИКИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УЧИТЕЛЯ-УПРАВЛЕНЦА
  7. Как средство достижения целей конфликта
  8. КС является специализированным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  9. Методы на сознание и поведение осужденных
  10. На сегодняшний день бюджет является основным средством планирования и контроля как в сфере бизнеса, так и в государственном управлении..
  11. Неформальные общности осужденных
  12. Общественное воздействие как средство исправле­ния осужденных

В истории пенитенциарной системы нашего государства труд традиционно рассматривался как основа, на которой строился процесс ис­правления осужденных. В первые годы Совет­ской власти привлечение осужденных к прину­дительному труду рассматривалось и как средство изменения миро­воззрения, классовой принадлежности лиц из числа так называемых «чуждых элементов». Доведенная до абсурда, эта идея приняла чудо­вищные формы в исправительно-трудовых лагерях в 30—50-е годы.

В 60—90-е годы в нашем законодательстве сохранились ограни­чительные нормы, касающиеся условий и оплаты труда, что служи­ло причиной для восприятия его отдельными категориями осужден­ных как дополнительного средства наказания. Тем не менее именно в этот период в организации труда, введении высокорентабельного промышленного производства во многих колониях, особенно близ­ких к крупным промышленным отраслям Центральной России, бы­ло сделано немало позитивного: создано собственное производство, включая машиностроение, налажены кооперативные связи с круп­ными предприятиями, министерствами ведущих отраслей народного хозяйства (легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства). В условиях массового привлечения осужденных к труду широкое распространение получило трудовое соревнование осужденных, ис­пользовалось их творчество в области рационализаторской и изобрета­тельской деятельности. Отношение к труду считалось одним из основ­ных показателей при определении степени исправления осужденных.

Пересмотр многих позиций в области политической, обществен­ной, экономической деятельности современной России вновь поста­вил на повестку дня проблему трудового использования осужден­ных, что в условиях массовой безработицы решать совсем непросто. При этом выяснилось, что большинство осужденных отнеслось к отсутствию трудовой занятости крайне отрицательно. Изменилось и само отношение осужденных к труду: он из обязанности превратил­ся в право, из средства принуждения — в средство поощрения, в средство позитивной активности личности, а в конечном итоге — в реальное средство исправления. Этому во многом способствовали изменения в условиях труда, его оплаты и индексации заработной платы в связи с инфляционными процессами, индексации личных денег осужденных, находящихся на депозитных счетах ИУ. Все это по­зволило активно, без принуждения включать осужденных не только в трудовые процессы, но и в организацию и управление производством.

Общеобразовательное и профессионально — техническое обучение осужденных

Кроме повышения уровня интеллектуального или профессионального развития в условиях исполнения и отбывания наказания оно выступает и как средство исправления осужденных.

Общее образование является фундаментом для формирования интеллекта личности, ее жизненных перспектив, мировоззрения. В то же время обучение в школах при ИУ не может ориентироваться только на получение осужденными знаний, уме­ний и навыков. Основная его задача — добиться нравственного изменения личности, поэтому в школах большое внимание уделяет­ся внеклассной и внешкольной работе педагогического коллектива, непосредственному участию учителей в воспитательной работе в отрядах осужденных.

Формы получения образования осужденными могут быть различ­ны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обуче­ние в средней школе; обучение с помощью учебно-консультацион­ного пункта; обучение экстерном; по специальным образовательным программам.

В процессе обучения происходит самоутверждение осужденных как личностей, переориентация на деятельность, имеющую положи­тельную направленность, развиваются познавательные потребности и интересы. На протяжении многих лет выявлена достаточно устой­чивая тенденция: лица, закончившие 11 классов в школах при ИУ, вновь преступлений не совершают. Это объясняется, прежде всего, тем, что общее умственное развитие способствует более осознанному отношению личности к окружающему миру, к себе, к росту духов­но-нравственного потенциала, стимулирует процессы самообразо­вания и самовоспитания.

В условиях резкого снижения на рубеже XX—XXI вв. уровня обра­зованности осужденных все большую значимость приобретают в ИУ различные дифференцированные образовательные программы: от про­грамм по ликвидации безграмотности, до программ поступления осу­жденных в средние и высшие учебные заведения после выхода на свобо­ду, в том числе предусматривающих и платные образовательные услуги. Профессиональная подготовка в ИУ осуществляется в различных формах: бригадное обучение, курсовое обучение, в школах передово­го опыта, в классах мастеров и, наконец, в профессионально-техни­ческих училищах (ПТУ). Оно решает задачи, связанные с формиро­ванием трудовых навыков, ростом производительности труда, повы­шением качества выпускаемой продукции, экономией сырья и мате­риалов и, что самое главное, формированием нравственных качеств человека-труженика.

К началу реформирования уголовно-исполнительной системы во всех исправительных учреждениях функционировали ПТУ или их филиалы. Однако новые условия жизни государства и обще­ства поставили перед уголовно-исполнительной системой и новые проблемы в области обучения осужденных различным профессиям в период отбывания ими уголовного наказания. Это, прежде всего, внедрение на предприятиях ИУ новых технологий, обучение осуж­денных престижным профессиям, использование различных форм трудовой занятости, освоение технологий народных промыслов, из­готовление широкого ассортимента товаров народного потребления. Повышение образовательного и профессионального уровней осуж­денных создает предпосылки для их успешной социальной адапта­ции после освобождения от наказания и тем самым способствует снижению рецидивной преступности.

Законодательное закрепление воспитательной работы в качест­ве основного средства исправления осужденных является яр­ким подтверждением реализации принципа гуманизма в уголовно-исполнительной политике, в организации исполнения уголовного наказания. Ее следует рассматривать прежде всего как профессио­нальную деятельность начальников отрядов, педагогов школ и ПТУ, сотрудников других частей и служб учреждений. Кроме организа­ции массово-воспитательных мероприятий она включает: работу с отдельными группами и категориями осужденных, индивидуальную воспитательную работу; взаимодействие воспитателей и сотрудни­ков учреждений между собой по вопросам организации воспита­тельной работы на уровне отряда (совет воспитателей отряда), на уровне колонии (методический совет колонии); организацию нор­мального морально-психологического климата в среде осужденных; привлечение общественных и религиозных организаций к воспита­тельной работе в колонии; использование воспитательного потен­циала других средств исправления. Содержание воспитательной ра­боты составляет духовно-нравственное, трудовое, правовое, эстетиче­ское, физическое, санитарно-гигиеническое и половое воспитание.

Читайте так же:  Как поменять украинское водительское удостоверение на российское

В процессе педагогической деятельности воспитатели, сотрудники учреждений должны использовать всю систему форм и методов воз­действия на осужденных, включая воздействие не только на отдельную личность, но и на группы, коллективы осужденных. Ясно, что без спе­циально организующей деятельности воспитателей, сотрудников, ад­министрации вряд ли возможно достижение цели — исправления осу­жденных. В результате этой работы должны быть сформированы такие нравственные качества личности осужденных, как честное отношение к труду, точное исполнение законов, уважение к другим людям, по­вышение культурного уровня, развитие полезной инициативы.

Рассматривая воспитательную работу с позиций педагогики со­трудничества, необходимо не только расширять и активизировать участие осужденных в тех или иных мероприятиях, но и привлекать

их к организации своего быта, общественной жизни в колонии, к наведению дисциплины и порядка, к участию в управлении произ­водственными процессами в бригадах, цехах.

Таким образом, особое место воспитательной работы в системе средств исправления осужденных заключается в том, что она, как деятельность субъектов воспитательного процесса, организует и на­правляет всю жизнь и деятельность осужденных, опираясь на педа­гогические принципы и правила с учетом специфики их проявле­ния в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания.

| следующая лекция ==>
Режим как средство исправления осужденных | Общественное воздействие как средство исправле­ния осужденных

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 721 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях

Основу любого общественного строя составляет труд. Он является естественной необходимостью. Без труда немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека. Поэтому-то он и называется общественно полезным трудом. Общественно полезный труд является основой исправления осужденных. Это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта . Труд создал самого человека и благодаря этому стало возможным появление и развитие человеческого общества.

Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, являются по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются, как правило, специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями.

При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение свободы не будет связано с привлечением к общественно полезному труду и проведением воспитательной работы, то оно останется лишь карой за совершенное преступление. Таким образом невозможно добиться выполнения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных. Положение, что труд – основа исправления осужденных является общепризнанным.

Главная цель организации труда в местах лишения свободы – исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных.

Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности.

Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд,[60] так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на свободе и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме этого неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико. «Приобретение специальности лицами, ранее ее не имевшими, повышение квалификации или овладение новой специальностью имеет большое значение для подготовки осужденных к честной трудовой жизни на свободе, для предупреждения рецидива. Приобретение специальности или повышение квалификации имеют также большое воспитательное значение».[61] В пенитенциарных учреждениях созданы все условия для приобретения специальности и повышения квалификации.

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях преследует и иные цели, в частности экономическую, социальную и оздоровительную.

Экономическая цель труда осужденных состоит в том, что они работают на себя и на общество, членами которого они являются и которое готово принять их после отбытия наказания. Результаты труда осужденных служат средством возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Важность экономической цели труда осужденных трудно переоценить, однако, согласно ст. 103 УИК РФ, «Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных».

Социальная цель в основном заключается в получении или в сохранении уже имеющейся специальности, необходимой осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Для достижения этой социальной цели служат созданные в пенитенциарных учреждениях промышленные производства и общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.

Читайте так же:  Как проехать в украину нужна ли виза и правила пересечения границы

По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т. е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений.

Оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом».[62]

Таким образом, на практике общественно полезный труд необходим как средство исправления осужденных, но он не эффективен если они не заинтересованы в своем труде. Поэтому нужно максимально заинтересовать в результатах их труда, чтобы они просили предоставить им работу, выступали с предложениями по внедрению передовых методов труда, предлагали выпускать новые виды продукции и ее реализацию.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 2047 | Нарушение авторских прав

Правовое регулирование применения к осужденным средств исправления

Читайте также:

  1. Axure RP (Rapid Prototyping) Pro – средство для прототипирования
  2. CASE — средства
  3. CASE-средства
  4. CASE-средства проектирования ИС
  5. I Средства, влияющие на аппетит
  6. I. Биологические (бактериологические.) средства (БС)
  7. I. Зажигательные средства
  8. I. Нарушения средств общения.
  9. II. Боевое применение бактериологических (биологических) средств
  10. II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  11. II. Нарушения применения коммуникативных средств, или средств общения.
  12. II. Расходы и отчисления средств

При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления. К основным средствам исправления ч. 2 ст. 9 УИК относит: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

К числу основных средств исправления законодатель относит режим исполнения и отбывания наказания. Режим многофункционален по своей направленности. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) и создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ).

Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Основные формы воспитательной работы закреплены в ст. 110 УИК РФ – нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Общественно полезный труд наряду с режимом и воспитательной работой является одним из основных средств исправления осужденных. Общественно полезный труд – это категория экономическая, но в исправительных учреждениях используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы.

К основным средствам исправления осужденных относятся также получение ими общего образования и профессиональная подготовка. В соответствии с ч. 1 ст. 112 УИК РФ общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не достигших 30-летнего возраста и не имеющих основного общего образования. Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных являются неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Средством исправления осужденных является также общественное воздействие. Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации; религиозные организации (которые получили сегодня доступ в места лишения свободы); советы родственников осужденных и родительские собрания (в основном в воспитательных колониях); попечительские советы воспитательных колоний.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 УИК средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Так, даже при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества, исправительное воздействие на осужденных отличается по своему содержанию. При исполнении ареста, к примеру, осужденные не привлекаются к общему и профессиональному образованию (ч. 2 ст. 69 УИК). С осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, не предусматривается проведение воспитательной работы (ст. 127 УИК). При исполнении лишения свободы на определенный срок средства исправления осужденных применяются в полном объеме.

При штрафе, например, карательное воздействие ограничивается временным ограничением имущественных прав осужденного.

Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний. Исправительное воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к лишению свободы, представляющие наибольшую опасность для общества и запущенные в социально-нравственном отношении. Особенности объекта определяют направленность исправительного воздействия – не только формирование личности гражданина, но и его исправление.

УИК РФ проводит разграничение между порядком и условиями отбывания наказания (режимом) и применением средств исправления. В частности ч. 1 ст. 82 УИК РФ, которая определяет основные элементы режима, не включает в его содержание труд осужденных, воспитательную работу и обучение. Такое ограничение обусловлено тем, что наказание по своему содержанию является принуждением (карой), а воспитательный процесс, наоборот, исключает кару. Он (воспитательный процесс) не может по своей природе быть источником ограничений и страданий. Исполнение наказания основывается на принципах УИ права, а исправительное воздействие – на принципах педагогики.

| следующая лекция ==>
Понятие процесса исполнения (отбывания) наказания | И применения к осужденным средств исправления

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 520 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте так же:  Каким образом проводится защита многодетных семей

К вопросу о роли труда в процессе исправления осужденных

Лопина Мария Владимировна, начальник кабинета специальных дисциплин Воронежского института ФСИН России.

[1]

В статье исследуются особенности государственной политики в области исполнения наказания в условиях экономического кризиса, раскрывается содержание основного средства исправления осужденных — общественно полезный труд.

Ключевые слова: общественно полезный труд, осужденный, экономический кризис.

The article investigates the characteristics of state policy in the execution of punishment in the context of the economic crisis, the interpretation of the basic means of convicted persons reformation — socially useful work.

Key words: socially useful work, convicted, the economic crisis.

В соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [1] исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

В настоящее время процесс исправления осужденных ориентирован на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего, в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется так: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее речь идет здесь не только о «юридическом» исправлении (осужденный не совершит нового преступления), но и о более сложном явлении — нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко осознанно, а не из-за боязни нового наказания.

Труд осужденных законодатель относит к числу основных средств исправления осужденных, которые закреплены в части 2 ст. 9 УИК РФ. Его цель — утвердить каждого осужденного в сознании того, что человек не может жить без труда. И в прежние времена, и в настоящее время труд, особенно производительный, оказывал на осужденных большое воспитательное воздействие [2].

Исторический опыт работы с осужденными в местах лишения свободы не оставляет сомнения в том, что производительный труд эффективен как средство исправления осужденных. На данное обстоятельство указывали многие известные пенитенциаристы, посвятившие свою жизнь науке и практике оказания реальной помощи лицам, совершившим преступление, в раскаянии. Так, например, известный русский пенитенциарист С.В. Познышев писал: «Хорошая организация труда в пенитенциарных учреждениях составляет одно из первых условий правильной постановки пенитенциарного дела. Праздность вообще развращает человека, а при особых условиях, в которых живут заключенные, она особенно вредна. Сознание человека, что он честно работает, поднимает его в собственных глазах, оказывает на него облагораживающее влияние» [3].

[3]

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Общественно полезный труд в силу своих исключительных возможностей выступает важнейшим средством исправления осужденных. В свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве акцент смещен с трудового на уголовно-исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний, таких как обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы.

Жизнь в местах лишения свободы неотделима от жизни общества, и, безусловно, любые изменения, происходящие в стране, будут откладывать свой отпечаток и на уголовно-исполнительную систему. Так, если страна переживает экономический кризис, то это наихудшим образом сказывается в том числе и на социально-бытовых условиях осужденных, уровне и качестве их жизни.

Противоречия между экономическими потребностями и возможностями общества, социальных групп и индивидуумов, поляризация населения по уровню доходов, безработица, инфляция, ошибки в стратегии проведения экономических реформ, спад производства, массовые неплатежи, ограниченность экономических ресурсов, более высокий уровень доходности преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности легальной деятельности — все это является последствиями экономического кризиса 2008 года [4].

Кризисное состояние экономики оказало негативное воздействие и на уголовно-исполнительную систему. В особенности на организацию труда лиц, находящихся в учреждениях исполняющих наказание.

Так, сокращение финансирования привело к тому, что средства предприятий, учреждений, исполняющих уголовное наказание, ранее расходовавшиеся на модернизацию собственного производства, были вынуждены расходоваться на нужды обеспечения осужденных необходимым питанием, одеждой и т.д., следствием чего стал износ, обветшание основных и оборотных фондов многих предприятий исправительных учреждений. Кроме того, в результате сокращения объемов промышленного производства и роста безработицы резко снизилась заинтересованность хозяйствующих субъектов в использовании труда осужденных (в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы, на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов).

[2]

Такое положение повлекло свертывание многих видов производственной деятельности. Наши исследования показали, что в ИК-4 была остановлена лесозаготовительная деятельность, которая являлась основной, ЛИУ-5 закрыл цех металлообработки и мебельный цех, СИЗО-1 сократил производство автомобильных прицепов, объем которых снизился на 34%. Перечисленные обстоятельства привели к тому, что уровень занятости осужденных в исправительных учреждениях резко сократился. Кроме того, осталась невысокая доля осужденных, выводимых на оплачиваемые работы. При этом размер среднего заработка является низким и составляет в среднем 41 руб. 47 коп. в месяц.

Поскольку средства, заработанные в период отбывания наказания, являются основным источником приобретения осужденными продуктов питания, предметов первой необходимости, недостаточное количество оплачиваемых рабочих мест лишает их возможности самостоятельно удовлетворять потребности, в том числе и физиологические, что является фактором, способствующим социальной напряженности в местах лишения свободы.

Высокий уровень безработицы среди лиц, отбывающих уголовное наказание (по нашим исследованиям, безработным является каждый шестой), осложняет криминогенную обстановку, снижает эффективность воспитательного воздействия, т.к. незанятость осужденных, безделье дает им возможность заниматься запрещенной деятельностью (употреблять спиртное, играть в азартные игры, захватывать заложников с целью вырваться на свободу и т.п.).

Читайте так же:  Если ребенок рожден вне брака - нужно ли его усыновлять и возможные сложности

Недостаточное финансирование потребностей уголовно-исполнительной системы обусловливает ухудшение условий содержания осужденных, нарушение норм их материального и санитарно-медицинского обслуживания, что, в свою очередь, провоцирует социальный взрыв [4].

Экономический кризис 2008 г. привел к свертыванию основного средства исправления осужденных — общественно полезного труда, нарастанию криминогенной обстановки внутри учреждений.

Для решения выявленных проблем полагаем необходимым:

  • во-первых, глубокое, системное изучение состояния исправительного и воспитательного воздействия на осужденных; выработки на этой основе антикризисных мер в пенитенциарной системе, включая возможности дополнительного финансирования;
  • во-вторых, предлагается уточнить некоторые положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с целью устранения противоречий и неточностей, касающихся исправления и перевоспитания осужденных, так, например, основной проблемой в сфере регулирования труда осужденных является то, что нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду, поскольку ст. 56 УК РФ не говорит о лишении свободы с обязательным привлечением к труду, следовательно, труд осужденных к лишению свободы — их право, а не обязанность [5].

Труд как средство исправления осужденных в местах лишения свободы

Уваров И.А., начальник кафедры антикризисного управления в УИС Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

В лагере убивает работа — поэтому всякий,

кто хвалит лагерный труд, — подлец или дурак.

Принудительный труд, вернее, его организация, не может в полной мере функционировать в нашей системе исполнения наказания как средство исправления осужденных. Прежде всего потому, что не способствует «выработке рефлексов правильного поведения» . В силу того, что к таковому труду принуждаются, как правило, те осужденные, которые до осуждения работали, т.е. нет необходимости прививать им в нем потребность. Вся их жизнь — это труд, который на протяжении всего их жизненного пути никогда ничего хорошего им не приносил. Более того, многие из них воспринимают его как одну из причин совершения преступления. Оказавшись в местах лишения свободы, они же подвергаются труду уже принудительному, который ими теперь уже воспринимается как дополнение к назначенному наказанию.

Южанин В.Е. Специально-предупредительная деятельность администрации ИТУ: Учебное пособие. Рязань, 1990. С. 20.

Другая часть осужденных, которые до осуждения не трудились, как правило, не работают и в местах лишения свободы. При такой организации процесс исправления осужденных трудом может формировать только негативное (отрицательное) отношение.

Администрация исправительных учреждений, в свою очередь, также не прилагает усилий к созидательному (говоря «созидательный», имеем в виду в смысле позитивных установок у осужденных) труду. Мы полагаем необходимым в данном случае акцентировать внимание на существовавшем в советский период стремлении администрации исправительных учреждений выполнения плановых заданий любой ценой. Было бы в корне неверным винить в этом администрацию мест лишения свободы. Они выполняли непосредственно возложенные на них обязанности. В этой связи может вызывать только недоумение мнение тех авторов, которые, делая ретроспективный анализ, критикуют деятельность администрации как «отдельные недостатки». Это была государственная система, которая решала те задачи, которые на нее возлагались. Интересным является то, что в такой критике «планового характера труда осужденных» выступают зачастую те ученые, которые ранее научно обосновывали данный фактор как положительный.

Основной причиной плохой организации общественно полезного труда осужденных как средства исправления можно считать субъективное отношение сотрудников исправительных учреждений. Каждый сотрудник считал своим долгом унести с производства исправительного учреждения все то, что «плохо лежало». Причем это были не прапорщики или вольнонаемные, как принято у нас представлять в специальной литературе. Благодаря огромному количеству написанного и снятого, у основной массы населения сложилось впечатление, что именно эта часть людей в погонах и есть люди, разворовавшие нашу армию и правоохранительные органы.

Советская исправительно-трудовая система не была исключением. В личных беседах сотрудники оперативных отделов исправительных учреждений вообще отрицают наличие среди представителей администрации людей, которые никогда, ничего безвозмездно не брали из учреждения. Справедливости ради, нужно отметить, что и себя они относили к этой же категории.

Мы не ставим перед собой задачи кого-либо обвинять в тех или иных противоправных действиях. Так выживала вся страна. Мы пытаемся предпринять попытку объективного взгляда на тот труд осужденных, который имел место в 80 — 90-х годах в местах лишения свободы. Выполнял ли он те исправительные функции, ради которых был включен в законодательство, в качестве основного средства исправления? Объективны ли требования большинства специалистов в необходимости возрождения «всеобщей трудовой занятости осужденных» (или, как это теперь названо в законе, «трудовой реабилитации»)?

Весь советский период трудового использования осужденных к лишению свободы был сопряжен с присвоением сотрудниками исправительных учреждений результатов этого труда. В большинстве случаев это происходило не в силу каких-то корыстных устремлений сотрудников, а в силу того, что условия жизни в большинстве случаев были таковы, что «если не украдешь, то не проживешь». Каждый нес оттуда, где работал, все, что мог. Как должен был реагировать на такие действия представителей администрации осужденный, который исправлялся в местах лишения свободы? Тот, который работал и до осуждения и в местах лишения свободы. Тот, кого в неформальной иерархии относят к категории так называемых мужиков. Эти осужденные не имели особого желания приобщаться к неформальным нормам, существовавшим в местах лишения свободы. Это та часть осужденных, на которых «ездят» все, кто может: администрация, блатные, активисты. По словам В. Шаламова, именно «. мужики больше всех претерпели в лагере».

Если такое отношение к труду как средству исправления было в то время, когда «страна славила человека труда», то как она может относиться к ним сейчас, когда в обыденном сознании он считается «неудачником» и «аутсайдером»? Фактически все те, кто призывает к обязательному, всеобщему труду осужденных, хотят иметь только материальную выгоду. Причем выгоду с той части осужденных, которые независимо от того, отбывают они наказание или нет, будут работать всегда.

Читайте так же:  Как восстановить гражданство рф

Мы не собираемся говорить о том, что сотрудники производственных отделов и служб получают заработную плату от этого труда. Это явление объективное. Они в большинстве своем совместно с осужденными принимают участие в производственном процессе и, безусловно, имеют право получать материальное вознаграждение за свой труд.

Мы акцентируем внимание только на присвоении труда осужденных, которое девальвирует его исправительный (воспитательно-профилактический) эффект. Это, прежде всего, «неофициальное» присвоение «плодов труда» осужденных. Условно к ним можно отнести:

В то же время практика свидетельствует о том, что иногда осужденные для защиты своих интересов прибегают к помощи так называемых блатных. Это возможно в тех случаях, если лидеры пенитенциарного сообщества имеют реальную силу в учреждении. Сегодня уже практически официальным является деление исправительных учреждений на «черные» и «красные». Так вот, в так называемых черных блатные могут «восстановить справедливость» и вернуть владельцу его вещь. Для осужденного, который обратился за защитой, это может иметь негативные последствия. Он будет вынужден отрабатывать такое заступничество. Кроме того, блатные могут поинтересоваться, откуда у мужика сырье и инструменты. Это связано, прежде всего, с тем, что лидеры пенитенциарного сообщества пытаются держать под контролем весь нелегальный оборот, существующий в местах лишения свободы;

  1. нелегально-легальное, т.е. те плоды труда осужденных, которые можно назвать физическими. Это так называемая работа на дядю. В этом случае осужденный может работать, например, у сотрудника дома или же его отдадут в «аренду» людям, не имеющим никакого отношения к уголовно-исполнительной системе. Чаще всего это ремонт квартир, домов, дач и т.п. Самым «престижным» считается попасть «на барщину» к кому-нибудь из руководства территориальным органом исполнения наказания. Такие осужденные с гордостью говорят о своем участии в создании благ, например, начальнику управления.

К этой же группе использования труда осужденных можно отнести выполнение различных работ в пределах исправительного учреждения. Например, у сотрудника пришла в негодность бытовая техника, зачем нести ее в ателье и платить мастеру деньги. Можно ведь отнести ее в учреждение, где осужденный сделает это бесплатно. Хотя возможны случаи, когда осужденному за работу дадут пачку сигарет или чая. Мне встречались случаи, когда осужденный парикмахер делал прически женам сотрудников (причем женщин, которые никакого отношения не имели к исправительной колонии, беспрепятственно проводили на территорию). Самым распространенным является ремонт автомобилей. Во многих учреждениях этот вид деятельности легализован. В то же время основную статью дохода здесь все равно получают нелегально. И осужденные здесь тоже имеют свой интерес — заработок не ограничен законодательством.

В условиях мест лишения свободы любой принудительный труд осужденных автоматически превращается в рабский. От такого труда процессу исправления осужденных только вред. По этому поводу В.Т. Шаламов писал: «. ненависть и отвращение к принудительному труду, к физическому труду, ибо ничего другого в заключенном лагерь воспитать не может» . Те же «специалисты», которые настаивают на обязательном труде всех осужденных, прекрасно понимают, что все осужденные трудиться никогда не будут. А с учетом гуманизации условий отбывания наказания его и заставить будет практически невозможно.

Шаламов В.Т. Зеленый прокурор // Левый берег: Рассказы. М., 1989. С. 204.

В современных реалиях трудиться будут, как всегда, те, кто делает это независимо от того, считаем мы труд средством их исправления или нет. Изменение отношения общества к труду трансформировало и без того негативное отношение к нему со стороны тех, кто никогда не работал. Поэтому помощники администрации в лице так называемого актива, в силу своей малочисленности, и отрицательных осужденных в лице блатных, в силу своей многочисленности, более других ратуют за то, чтобы труд стал обязательным. В первую очередь все, и администрация, и активисты, и даже блатные, хотят возобновления именно работы на дядю. Актив занимается организацией такого труда. Блатные дают разрешение в соответствии с неформальными нормами поведения и получают с этого отчисления в общак. Администрация имеет материальные средства в первую очередь для личных целей.

Ищенко В.А. О некоторых причинах и условиях, способствующих совершению преступлений в исправительной колонии // Человек: преступление и наказание. 2005. N 4. С. 108.

Видео (кликните для воспроизведения).

В выигрыше все, кроме государства. Оно создало систему для исправления преступников и оказалось в ситуации, когда сами преступники используют эту систему в своих преступных целях. В нынешних условиях происходит реальный переход «власти» в части, касающейся «присвоения результатов труда» в исправительных учреждениях лидерами пенитенциарного сообщества.

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
Может ли труд являться средством исправления осужденных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here