Может ли орган налоговой службы оштрафовать организацию

Самое важное в статье: "Может ли орган налоговой службы оштрафовать организацию" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Может ли орган налоговой службы оштрафовать организацию?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация со ссылкой на ст. 31 НК РФ и письмо ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected] получила запрос из ФНС по крупнейшим налогоплательщикам о предоставлении информации. Налоговый орган запрашивает сведения о фонде начисленной заработной платы, средней численности и среднемесячной заработной плате сотрудников и прочее.
Сведения предлагается предоставить в виде таблицы с разбивкой по показателям и периодам. Форма таблицы представлена непосредственно в письме. В отношении организации не проводится налоговых проверок и иных форм налогового контроля.
Обязана ли организация представить такие сведения? Если да, то в какие сроки? Предусмотрена ли ответственность за непредставление или несвоевременное представление указанных сведений?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Может ли орган налоговой службы оштрафовать организацию?

Принятие решения об обращении в суд

Всегда можно договориться

Правила написания искового заявления.

В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

За правосудие тоже надо платить

Подать заявление тоже нужно правильно!

Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

Основное судебное заседание.

Решение еще надо получить

Работа с судебными приставами-исполнителями

Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

3 минуты от м.»Южная», 15 минут от м.»Пражская»

Может ли орган налоговой службы оштрафовать организацию?

В соответствие со статьей 31 (пунктом 1, подпунктом 1) НК РФ органы налоговой службы вправе требовать от налогового агента либо плательщика налогов соответствующие документы, которые подтверждали бы правильность, а также своевременность всех начислений налогов и их уплат.
Основываясь на статье 23 (пункт 1 подпункт 4) Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан в установленном порядке и в соответствующие сроки предоставлять требуемые законодательством декларации по оплачиваемым налогом и сборам, и сдавать бухгалтерскую отчетность. На основании статьи 13 Закона РФ «О бухгалтерском учете» под бухгалтерской отчетностью понимается и аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность ведения бухгалтерской отчетности. Федеральным Законом №119-ФЗ от 07.08.2001 статьей 7 устанавливается целый перечень случаев, когда аудиторские проверки обязательны.
Ввиду всего вышеизложенного, орган налоговой службы может оштрафовать налогоплательщика, не предоставившего аудиторское заключение, при условии, что аудит обязательный. Штрафные санкции определяются статьей 126 НК РФ, пунктом 1.

Задать вопрос юристу, либо записаться на косультацию Вы можете по телефону:

+7 (495) 585-82-43 (в будние дни с 9:00 до 20:00).

Предварительная консультация по телефону бесплатна!

Самые интересные новости, связанные с изменениями текущего законодательства.

Верховный суд разъяснил, как следует штрафовать организацию, которая не сообщила о создании обособленного подразделения

Организация в установленный срок не сообщила в инспекцию о создании обособленного подразделения. Можно ли взыскать с нее штраф в виде 10% от доходов на основании пункта 2 ст. 116 НК РФ? Нет, нельзя, считают в Верховном суде РФ. В данном случае с налогоплательщика взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Согласно этой норме, штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 23.10.17 № 304-КГ17-8872.

Суть спора

Напомним, что при открытии обособленного подразделения налогоплательщик обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения такого подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Пункт 2 статьи 23 НК РФ требует от налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения (подробнее см. «Как создать обособленное подразделение: оформляем решение, готовим кассовые операции, уведомляем ИФНС и фонды»).

Что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? Ранее в Минфине и ФНС уже разъясняли, что ответственность за несообщение в инспекцию о создании ОП устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет всего 200 рублей за каждый непредставленный документ (письма Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/1294, ФНС от 27.02.14 № СА-4-14/3404 — см. «Налоговики разъяснили, что грозит организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения»).

Однако на практике инспекторы нередко применяют положения пункта 2 статьи 116 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет. Эта норма предусматривает более суровую ответственность, а именно — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тысяч рублей.

С подобной проблемой столкнулась тюменская организация. Проверяющие заявили, что налогоплательщик вел деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А за такое нарушение взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Сумма санкции оказалась внушительной — около 12 млн. рублей.

Позиция нижестоящих судов

Суд первой инстанции признал позицию ИФНС ошибочной. Он указал, что налогоплательщик обязан был только проинформировать инспекцию о создании обособленных подразделений. Нарушение срока подачи сообщения о создании ОП влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с решением нижестоящего суда не согласились. Судьи рассуждали следующим образом. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, состоит в неисполнении обязанности представить документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Между тем в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов, а именно за ведение деятельности без постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений. То есть за правонарушение, предусмотренное самостоятельной нормой, — пунктом 2 статьи 116 НК РФ.

Читайте так же:  Возникает ли право собственности на автомобиль, который купили по доверенности

Решение Верховного суда

Организация дошла до Верховного суда и выиграла дело. ВС указал на следующее. Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговый орган о наличии обособленных подразделений посредством подачи соответствующих документов в установленных срок. Непредставление документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ. Законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ. В случае, когда нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в несообщении налоговому органу сведений о созданных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.

Организация налоговой инспекции

Краткое содержание

  • Имеет ли право ИФНС РФ применить налоговые санкции к организации?
  • Имеет ли право налоговая инспекция запросить сведения с камер наблюдения организации.
  • Структура налоговой инспекции
  • Владимирская налоговая инспекция
  • Налоговая инспекция владивосток
  • Калужская налоговая инспекция
  • Налоговая инспекция

Здравствуйте, Александр
Есть несколько вариантов решений.
Самый простой — это подать в ИФНС заявление на возврат излишне взысканных средств на основании ст. 78 НК РФ. В этом случае, если приставы списали исполнительский сбор, его не вернете.

В другом случае, необходимо смотреть, вышел ли срок для добровольного исполнения и собственно длительность всего этого процесса взыскания.
Или, как указал коллега выше, обратиться с заявлением в отдел судебных приставов, только скорее всего, денежные средства уже перечислены взыскателю, т.е. в бюджет (администратор ФНС) и отражены на вашем счете как переплата.

Вам нужно на теряя время, послать все имеющиеся документы юристу, чтобы он записался на прием к приставам и в налоговую, при правильном подходе все вернется.

Выбирайте юриста, ставите подпись под ответом.

Несовпадение юридического и фактического адресов: налоговые риски

У наших читателей возникают вопросы из разряда «А правда ли, что из-за несовпадения адресов может быть то-то и то-то?» Мы собрали несколько типичных «адресных» вопросов. На этих примерах мы покажем, что в реальности может ожидать фирмы, у которых юридический и фактический адреса не совпадают.

Место нахождения организации — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (директора, правления), а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности. Но жизнь гораздо разнообразнее прописанных в законодательстве определений и уже давно преподнесла варианты «проживания» фирмы по адресам, получившим в народе названия «юридический» и «фактический»:
юридический адрес (адрес госрегистрации) — это координаты, указанные в учредительных документах организации как место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а также в ЕГРЮЛ;
фактический адрес — это место, где в действительности располагается исполнительный орган управления организацией и где она реально «сидит». Как правило, фактический адрес совпадает с почтовым, то есть с тем, на который фирма получает свою корреспонденцию.

Предупреждаем руководителя
Два и более случая смены юридического адреса с момента госрегистрации компании делают ее претендентом на выездную проверку.

В счет-фактуру — все адреса, какие есть!

Нам часто отказывают в возмещении НДС из-за того, что в счетах-фактурах в строках 2а «Адрес [продавца]», 3 «Грузоотправитель и его адрес», 4 «Грузополучатель и его адрес», 6а «Адрес [покупателя]» прописаны почтовые адреса сторон, а не юридические. А бывает, что, наоборот, указаны юридические адреса, но все равно отказывают. Так какой же адрес для инспекции будет правильным? Никак им не угодим!

Действительно, в Налоговом кодексе РФ прямо не прописано, какие именно адреса надо указывать в счете-фактуре (Пункты 5, 6 ст. 169 НК РФ). Минфин считает, что это должен быть исключительно адрес места нахождения продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документами (Письмо Минфина России от 31.03.2008 N 03-07-11/129). И, в принципе, это логично. А налоговые органы на практике придираются в любом случае, какой адрес ни укажи, как в вашей ситуации.
Суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков и говорят, что неважно, какой адрес стоит в счете-фактуре, — налоговые органы не вправе из-за этого отказать в вычете (Статья 75, п. 1 ст. 122 НК РФ; Постановления ФАС МО от 03.03.2010 N КА-А40/1102-10; ФАС СКО от 12.05.2011 по делу N А53-16333/2010). Ведь даже при неправильном адресе продавец и покупатель могут быть идентифицированы по наименованиям и ИНН. Но чтобы не доводить дело до суда, мы советуем следующее.
Заранее договаривайтесь с поставщиками, у которых юридический и фактический адреса не совпадают, чтобы они указывали в строках 2а, 3, 4, 6а счетов-фактур оба адреса.
Это можно оформить, к примеру, так.

СЧЕТ-ФАКТУРА N 386 от 27 февраля 2012 г. (1)
ИСПРАВЛЕНИЕ N ___ от «__» __________________ (1а)

Продавец ООО «Зеленый город» (2)
Адрес Москва, Зеленоградский АО, Савелкинский проезд, д. 4; адрес фактический: МО, п. Андреевка, д. 18, к. 3, стр. 1 (2а)

Просмотрите имеющиеся у вас счета-фактуры, по которым вы только собираетесь возмещать крупные суммы НДС (Пункт 4 ст. 89 НК РФ). Если в каком-либо счете-фактуре указан только один адрес, проверьте, является ли он юридическим, на сайте налоговой службы www.nalog.ru в разделе «Проверь себя и контрагента». Если в счете-фактуре указан другой адрес, попросите продавца:
(или) вписать в оба экземпляра ранее выставленных счетов-фактур недостающий адрес. Напомните поставщику, что любое дополнение счета-фактуры комбинированным способом путем внесения в него ранее отсутствовавших сведений не относится к исправлениям, поэтому дополнение он может сделать просто от руки и никак не заверять (Пункт 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; Постановление ФАС МО от 17.11.2010 N КА-А40/13651-10; Письмо УФНС России по г. Москве от 14.06.2007 N 19-11/055846);
(или) заменить оба экземпляра счета-фактуры на новые — со всеми адресами и с сохранением номера и даты его составления.

Совет
Напомните продавцу, чтобы он заменил или дополнил экземпляр счета-фактуры, оставшийся у него на руках. Ведь счет-фактура, по которому вы предъявляете НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого начисляет налоги в бюджет поставщик (Письмо УФНС России по г. Москве от 14.06.2007 N 19-11/055846). Если при встречной налоговой проверке вашего контрагента выявятся расхождения в счетах-фактурах, последствия будут для вас плачевными.

Используем ККТ не где хотим

В заявлении о регистрации кассового аппарата в качестве его места установки мы хотим указать свой юридический адрес, а использовать его будем по фактическому адресу. Могут ли нас наказать за использование ККТ по адресу, отличному от того, который указан в заявлении о регистрации?

Да, такие случаи встречаются (Постановление 1 ААС от 11.07.2011 по делу N А43-2435/2011). Суды исходят из того, что, если ККТ применяется по адресу, отличному от того, который указан в регистрационном заявлении, организация нарушает условия регистрации и применения ККТ, а значит, возможно привлечение к административной ответственности (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
— руководителя компании или предпринимателя — штраф 3000 — 4000 руб.;
— организации — штраф 30 000 — 40 000 руб.
Поэтому вам лучше сразу указывать в заявлении о регистрации ККТ адрес, по которому вы действительно будете эту технику использовать.

Читайте так же:  Период вступления в наследство после смерти родственника без завещания

Ликвидировать фирму за неприсутствие по юридическому адресу не могут

При создании фирмы мы заявили в ЕГРЮЛ адрес, по которому у нас находится производство. Но офис мы открыли в другом месте, на учет там не вставали. Я направила в инспекцию письмо, в котором просила всю корреспонденцию для нашей компании отсылать в офис. Так мне перезвонил инспектор и сказал, что нам надо срочно перерегистрироваться по офисному адресу, а то за несоответствие адресов нас вообще могут ликвидировать. Я пыталась найти в законодательстве такое основание для ликвидации организации, но не нашла.

Банки тоже не любят расхождения адресов

В прошлом году мы переехали в другой офис, никуда об этом еще не сообщали. В последний из визитов в свой банк услышали от заведующего отделением, что им надо систематически обновлять информацию о клиентах и нужны, в частности, сведения о нашем адресе. Обязаны ли мы сообщать в банк свой новый адрес и правда ли, что банк может расторгнуть с нами договор банковского счета, если мы этого не сделаем?

Появилось второе помещение? Проще перерегистрировать юридический адрес

Наша фирма собирается менять офис на более просторный. Но придется поменять и налоговую, а не хотелось бы. Вот думаем, может, в нынешнем здании оставить в собственности небольшое помещение — сохранить, так сказать, юридический адрес. А по месту нахождения нового офиса оформить обособленное подразделение.

[3]

Директора трудно наказать за несоответствие адресов

Наш директор озадачился вопросом своей ответственности за то, что компания не «сидит» по адресу, прописанному в учредительных документах. Правда ли, что его за это могут оштрафовать или даже дисквалифицировать, и можно ли нам его как-то успокоить?

Видео (кликните для воспроизведения).

Успокаиваем руководителя
Оштрафовать руководителя за то, что организация не находится по юридическому адресу, нельзя.

Проверка налогов: вопросы камералки

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам? Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений? Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Сергей Александрович, здравствуйте! Нередко бухгалтеры сдают декларации по налогам или расчеты по авансовым платежам и переживают, будут инспекторы проверять сведения или нет. Скажите, должен ли налоговый инспектор сообщать фирме, что началась камеральная проверка декларации?

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих должностное лицо налогового органа сообщать о начале проведения камеральной налоговой проверки. Само по себе начало камеральной налоговой проверки, которое определяется фактом представления организацией налоговой декларации, не налагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей. Однако с момента представления декларации начинает течь трехмесячный срок, только в пределах которого налоговый орган вправе провести мероприятия налогового контроля, связанные с камеральной налоговой проверкой. Например, истребовать необходимые для проверки документы.

А какие документы налоговый инспектор может затребовать у фирмы в рамках камеральной проверки декларации?

Налоговая инспекция запросила у компании документы в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация не может подготовить копии документов в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Можно ли представить инспектору оригиналы?

Если налоговые инспекторы не примут оригиналы, то будет ли это означать, что фирма не представила документы? Могут ли ее оштрафовать за это?

Да, в этом случае получается, что налогоплательщик не исполнил обязанностей,

предусмотренных налоговым законодательством, не обеспечил налоговый орган необходимыми документами. В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы на ознакомление они могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса либо может быть осуществлена выемка документов согласно статье 94 Налогового кодекса.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность граждан и должностных лиц 7 .
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой штраф 8 в размере 50 рублей за каждый документ, который не будет представлен.

Если у инспектора после камеральной проверки нет претензий и вопросов к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?


Н.В. Дубровин,
ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

В ходе камеральной проверки инспектор выявил ошибки и, позвонив по телефону бухгалтеру, сообщил об этом и затребовал пояснения. Можно ли считать, что таким способом бухгалтер уведомлен должным образом? В какой форме последнему надо представить в инспекцию пояснения: письменной, устной, лично или по телефону?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Однако, как уже было сказано, чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данной процедуры, что предполагает наличие у него доказательств ее соблюдения. Поэтому на практике налогоплательщику об ошибках сообщается в письменной форме. Также и организации рекомендуется давать пояснения именно в такой форме, так как в ее интересах, чтобы комментарии были приобщены к материалам проверки.

Может ли инспектор в рамках камеральной проверки налога на имущество затребовать документы у фирмы? Компания не пользуется никакими льготами по налогу на имущество. Правомерны ли требования инспектора?

Согласно ограничениям, установленным статьей 88 Налогового кодекса, при таких условиях истребование документов у налогоплательщика не осуществляется.

В ходе проверки инспектор выявил нарушения, которые отражены в акте. Кроме того, указана сумма недоимки по налогу, а также штраф и пени. Должен ли в акте быть также расчет сумм штрафа и пеней?

Согласно форме акта налоговой проверки 10 указание конкретных размеров штрафов не предусмотрено. В акте только предлагается привлечь налогоплательщика к ответственности и дается описание всех существенных обстоятельств, в том числе конкретных данных, необходимых для исчисления штрафов. Дело в том, что акт проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, но вместе с тем не имеющими прерогативы налагать штрафы. Эти полномочия 11 относятся к руководителям (заместителям руководителя) налогового органа, которые при наложении штрафа решают вопросы о наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, вину, а также отягчающих и смягчающих обстоятельств. Итак, из акта должно быть видно, каким образом можно предварительно рассчитать размер штрафа. Расчет суммы пеней предусмотрен формой акта проверки.

Читайте так же:  До скольки лет выплачиваются алименты на детей в россии

Если налоговый орган затребовал копии документов в рамках проверки контрагента, а компания отказывается их представлять, могут ли фирму оштрафовать за это?

Да, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации подать имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет за собой взыскание штрафа 12 в размере 5000 рублей независимо от количества документов, которые не были переданы в срок.

Компания в рамках налоговой проверки контрагента получила требование, в котором указано следующее: «Предоставить документы по хозяйственным операциям с ООО «Ромашка» за I квартал 2008 года». Как бухгалтеру понять, какие именно документы хочет увидеть проверяющий инспектор? Или ему необходимо ксерокопировать все договоры, накладные, акты и т. д. без исключения?

Способ описания запрашиваемых документов в требовании о представлении документов (информации), предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса, должен позволять их идентифицировать, с тем чтобы дать возможность налогоплательщику четко определить состав истребуемых документов и представить их налоговому органу. Указание на документы по хозяйственным операциям с конкретным контрагентом в совокупности со ссылкой на проверяемый налоговый период в этой связи представляется правомерным.

А если ситуация обратная. У компании с контрагентом было всего 2—3 операции, а в требовании налоговой инспекции указано представить книгу продаж за I квартал 2008 года с отражением счетов фактур по реализации. Надо ли компании распечатывать всю книгу продаж за этот период или достаточно выписки по операциям с этим контрагентом?

Думаю, что в данном случае достаточно представить выписку из книги продаж по операциям с данным контрагентом и одновременно в сопроводительном письме указать на отсутствие иных продаж этому контрагенту.

Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепленные в Налоговом кодексе, не допускают проведения более 2 выездных налоговых проверок за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом, и проверки, проводимые ранее проверявшим налоговым органом, в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Факт проведения выездных проверок до камеральных при назначении следующих выездных проверок не учитывается. Ведь камеральные проверки проводятся в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Как правило, налоговые органы стараются проводить выездные налоговые проверки сразу за календарный год и по всем налогам и сборам, так как комплексный подход является более целесообразным с точки зрения эффективности контрольных мероприятий. Кроме того, налоговые органы учитывают, что они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Камералка по-французски

Во Франции в год проверяется примерно 45 000 деклараций от организаций. Имеющаяся в базе информация сравнивается со сведениями, содержащимися в представленном отчете. При обнаружении каких-либо расхождений инспектор вправе затребовать у компании объяснения. Если таковые проверяющих не удовлетворят, то они могут потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более внимательной проверки. Отметим, что в ходе проверки в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговики применяют различные санкции. Так, за просрочку представления отчета взимается штраф в размере 9 процентов в год от просроченной суммы. Если выявлены умышленные действия по сокрытию доходов, то штраф будет 40—80 процентов от суммы налога.
Подготовила Елена Полянских

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

[2]

1 п. 7 ст. 88 НК РФ
2 п. 6 ст. 88 НК РФ
3 п. 7 ст. 88 НК РФ
4 п. 8 ст. 88 НК РФ
5 п. 9 ст. 88 НК РФ
6 подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
7 ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
8 п. 1 ст. 126 НК РФ
9 определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
10 утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]
11 ст. 101 НК РФ
12 п. 2 ст. 126 НК РФ

[1]

Вопрос: Вправе ли налоговый орган оштрафовать организацию, не сообщившую о закрытии банковского счета, в случае если банк вовремя не уведомил клиента об указанной операции? («Налоговое планирование», 2004, n 2)

«Налоговое планирование», N 2, 2004
Вопрос: Вправе ли налоговый орган оштрафовать организацию, не сообщившую о закрытии банковского счета, в случае если банк вовремя не уведомил клиента об указанной операции?
Ответ: Согласно п.2 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.
Пунктом 1 ст.118 НК РФ установлено, что нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Таким образом, организация обязана сообщать о закрытии банковского счета в налоговый орган, в котором она состоит на учете по месту своего нахождения, месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В случае невыполнения организацией этой обязанности к ней применяются налоговые санкции, предусмотренные ст.118 НК РФ. При этом НК РФ не связывает дату закрытия счета с датой, которая указывается в документе, информирующем клиента об указанной операции.
В.П.Овсянникова
Советник налоговой службы
II ранга
Подписано в печать
21.05.2004

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Когда налоговое нарушение становится уголовным преступлением

Большинство выездных налоговых проверок заканчивается для компаний требованием об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов. Чтобы восстановить справедливость, нередко организациям приходится обращаться в арбитражные суды. Но и на этом проблемы не всегда заканчиваются. Ведь налоговики могут передать материалы проверок правоохранительным структурам, и тогда возникает угроза уголовного преследования. В каких случаях это происходит и как противостоять таким угрозам?

Когда? . Если компания не погасит недоимку по налогам в течение двух месяцев, велика вероятность возбуждения уголовного дела

Итак, в компании прошла налоговая проверка, по результатам которой были доначислены налоги. Как известно, сначала из инспекции поступает требование об уплате доначисленных сумм, а также пеней и штрафов. Таким образом инспекция предлагает организации в добровольном порядке в течение установленного в требовании срока погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом. Срок требования истекает, а никаких поступлений от компании нет. Это еще не повод для инспекции обращаться в правоохранительные органы.

Читайте так же:  Каким образом проводится защита многодетных семей

Вот если с момента истечения срока уплаты налогов, указанного в требовании, пройдет еще два месяца, а деньги в инспекцию так и не поступят, тогда налоговики непременно направят материалы проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такая обязанность для инспекторов предусмотрена в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. При этом причина, по которой компания не погашает задолженность, роли играть не будет. Организация может не платить налоги из-за отсутствия денег, а может не платить из-за несогласия с решением инспекторов и подачи встречного иска в арбитражный суд. Еще раз повторю, причина неуплаты не важна, основанием будет являться пропуск двухмесячной давности со дня истечения срока в требовании об уплате.

Кстати, еще одним немаловажным основанием для возбуждения уголовного дела является сумма выявленной в ходе проверки недоимки перед бюджетом. Понятно, что если компания не погашает доначисленный ей инспекторами налог в размере 10 000 рублей в течение длительного периода, скажем полугода, то возбуждать уголовное дело никто не будет. Единственное, что грозит компании в такой ситуации, так это увеличение суммы пеней за просрочку платежа и приостановление действий по ее счетам до полного погашения задолженности.

Передать материалы в полицию инспекция может только в том случае, если размер недоимки в организации, выявленный в результате проверки, больше 500 000 рублей. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, сумма недоимки должна быть более 100 000 рублей. При меньших суммах у правоохранительных органов просто не будет оснований для возбуждения уголовных дел.

И еще раз обратите внимание, что здесь говорится не о задолженностях перед бюджетом, которые возникают с временными финансовыми трудностями в организации. То есть когда компания ведет верный учет, все отражает в декларациях, в сроки сдает отчетность, но по тем или иным причинам имеет задолженность по налогам. Мы говорим именно о недоимках, выявленных налоговиками в ходе проверок. Например, инспекция посчитала, что компания скрыла часть доходов, и доначислила ей налог на прибыль. Или, например, инспекция сняла часть вычетов по НДС, посчитав документы от поставщика фиктивными, в результате чего у компании образовалась недоплата по НДС.

В настоящее время налоговики нередко в ходе проверок выявляют недоимки перед бюджетом в «критичных» для налогоплательщиков размерах, то есть свыше 500 000 рублей. Сумма не столь значительная для предприятий среднего и крупного бизнеса, поэтому вероятность передачи материалов в правоохранительные органы высока. Но причин для паники быть не должно. Далеко не каждое возбужденное уголовное дело будет означать, что в организации действительно совершено преступление. Дело в том, что подходы налоговиков к правонарушениям и подходы правоохранительных органов к преступлениям сильно отличаются. Поэтому не каждое налоговое нарушение может перерасти в уголовное преступление.

ЗА ЧТО? . В действиях налогового преступника всегда должны быть вина и умысел

В Налоговом кодексе РФ только три статьи предусматривают наказание за неуплату налогов, в том числе и за нарушения в учете, которые также могут привести к образованию недоимок перед бюджетом. Речь идет о статье 120 Налогового кодекса РФ, в которой установлены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. В статье 122 Налогового кодекса РФ указаны санкции за неуплату налогов в результате занижения базы или иного ее неправильного расчета. И статья 123 Налогового кодекса РФ касается налоговых агентов, которые не исполняют свои обязанности по удержанию и перечислению налогов в бюджет.

Теперь обратимся к Уголовному кодексу РФ

. В нем предусмотрено четыре «налоговые» статьи. Если от уплаты налогов уклоняется физическое лицо, то это статья 198 Уголовного кодекса РФ. Если налоги не платятся в рамках организации, то это статья 199. Статья 199.1 Уголовного кодекса РФ адресована налоговым агентам, не исполняющим свои обязанности. Статья 199.2 предусматривает наказание за сокрытие денежных средств, за счет которых могли бы быть взысканы недоимки по налогам и сборам.

Обратите внимание : все перечисленные статьи как Налогового, так и Уголовного кодексов РФ связаны с фактическим непоступлением сумм налогов и сборов в бюджет. Однако наличие недоимок перед бюджетом достаточно для привлечения компании к налоговой ответственности. А вот для наступления уголовной ответственности недоимка перед бюджетом только повод начать расследование, но далеко не всегда основание для ее наступления.

ВИНА налогоплательщика

Смотрите, Налоговый кодекс РФ разницы между налогоплательщиками не делает. В нем предусмотрено наказание как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и организаций. Причем именно организации штрафуют чаще всего. Если проверка пришла в компанию, то именно ей в случае обнаружения недоимки и будут предъявлены экономические санкции по статьям 120, 122 или 123 Налогового кодекса РФ. При этом кто именно из сотрудников организации виновен в ошибках, обнаруженных в учете, в занижении налоговой базы или неуплате налога, значения не имеет.

Для уголовного дела наличие конкретного виновного лица просто необходимо. Даже если речь идет о статье 199 Уголовного кодекса РФ, которая распространяется на «организационные» налоги, то к ответственности все равно привлекается физическое лицо, например главбух. В случае отсутствия такого лица дело закрывается. Ведь одна из особенностей уголовного права состоит в том, что к ответственности можно привлечь только вменяемое физическое лицо, которое по общему правилу достигло шестнадцатилетия; привлечь организацию к уголовной ответственности невозможно (Статья 19 Уголовного кодекса РФ).

На этом моменте многих главных бухгалтеров охватывает шок. Они рассуждают так: налоговики выявили недоимку, директор оплачивать ее отказывается, материалы поступают в правоохранительные органы, которым нужно установить конкретное виновное лицо. Очевидно, что в первую очередь таким лицом станет главбух, ведь именно он подписывает декларации и отвечает за ведение учета в организации. В крайнем случае в качестве виновного органы привлекут руководителя, который также ставит свои подписи на отчетности, да и вообще несет ответственность за все, что творится в компании. Конечно, такой вариант развития событий возможен, но совсем не обязателен.

Во-первых , вина как таковая вообще может отсутствовать. Ведь сколько известно случаев, когда налоговики доначисляют компаниям налоги необоснованно.

Во-вторых , даже если будет установлено, что недоимка перед бюджетом появилась в результате виновных действий – занижения налоговой базы, несдачи декларации, то совсем не обязательно, что именно главбух или директор будут признаны виновными.

Смотрите: в статье 28 Уголовного кодекса РФ сказано, что в деянии нет вины, если человек не осознавал и не мог осознавать опасность своих действий, либо не предвидел и не мог предвидеть опасных последствий. Применительно к налоговым преступлениям это означает, что директор и главбух могли не осознавать и не догадываться в момент подписания декларации о наличии ложных сведений в ней, которые в дальнейшем привели к сокрытию налогов. Таким образом, подпись на декларации автоматически не делает человека виновным и главным ответственным за преступление.

Читайте так же:  Завещание или дарственная что лучше и дешевле в россии

Подтверждает такой подход к проблеме и ВАС РФ: любое должностное лицо, подписавшее декларацию, может и не иметь вины в том, что бюджет недополучил налоги с организации (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

В качестве примера приведу такой случай. В ходе проверки налоговики доначислили компании налоги на общую сумму в несколько миллионов рублей. Инспекторы установили, что несколько контрагентов компании – фирмы-«однодневки» и все расходы через них были фиктивными. Материалы проверки инспекция передала в милицию. В ходе расследования сотрудники органов подтвердили, что уклонение от налогов действительно присутствует. Учет ведется по подложным документам. Однако виновными в таком учете были признаны не главбух и руководитель организации, а их замы. Заместитель директора в сговоре с заместителем главного бухгалтера регулярно перечисляли денежные средства в различные «помойки» под вымышленными предлогами и готовили для учета все необходимые документы. Директор и главбух ничего об этих махинациях не знали, их попросту обманывали. Поэтому на суде должностные лица компании присутствовали только в качестве свидетелей, а уголовную ответственность понесли их замы.

Мой совет: при возбуждении уголовного дела или даже при одной только угрозе со стороны налоговиков передать материалы проверки в милицию четко определите степень вины каждого сотрудника, причастного к делу о появлении недоимки в организации, и постарайтесь выстроить четкую систему доказательств отсутствия их вины.

Если по результатам проверки у компании обнаружат недоимки перед бюджетом, то налоговики непременно оштрафуют организацию согласно Налоговому кодексу РФ. При этом абсолютно не важно, умышленно организация уклонялась от уплаты налогов или недоимка появилась вследствие непредумышленной ошибки.

В уголовном праве дело обстоит иначе. В нем предусмотрено две формы вины: умышленная и по неосторожности (Пункт 1 статьи 24 Уголовного кодекса РФ).

Если недоимка возникла по неосторожности, то действие лица, которое привело к образованию задолженности перед бюджетом, не будет считаться налоговым преступлением. Преступными будут считаться только те действия, которые совершены сотрудниками компании умышленно. Так, руководитель или главный бухгалтер должны преднамеренно внести в декларацию заведомо ложные сведения, уменьшающие налог. И только тогда их можно будет привлечь к уголовной ответственности.

Отсутствие умысла легко проследить на следующем примере. Очень часто налоговики обвиняют компании в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. Что произойдет, если при проверке инспектор обнаружит, что поставщик компании имеет признаки «однодневки»? Он немедленно снимет соответствующие расходы и вычеты, а также накажет компанию за грубые нарушения учета и за неуплату налога по статьям 120 и ст. 122 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем привлечь руководителя или главного бухгалтера к уголовной ответственности будет не так просто, даже если общая сумма недоимки по результатам проверки существенно превысит 500 000 рублей. Для этого следователям придется доказать, что должностные лица были в курсе, что имеют дело с «однодневками», и намеренно использовали их для снижения налогов. Только в таком случае избежать уголовной ответственности не удастся.

Если директор и главбух докажут, что вели учет в твердой уверенности, что все документы у них в порядке, а контрагенты вполне добросовестные налогоплательщики, то уголовного наказания не последует. Да, возможно имело место заблуждение, есть вина, но умысел в их действиях отсутствовал. А раз так, то состава уголовного преступления нет и ответственности, предусмотренной в Уголовном кодексе РФ, не последует.

Кстати, уголовная ответственность предусмотрена не только за действия, но и за бездействие. И если руководство организации специально, чтобы не платить налоги, перестанет представлять в инспекцию декларации, тогда директор с полным основанием может быть привлечен к уголовной ответственности.

Обратите внимание: если компания не сдает декларации, но еще до проведения проверки решит уплатить все налоги, в том числе и по несданным декларациям, то за налоговое правонарушение фирму к ответственности привлекут, а вот состава налогового преступления уже не будет. Поскольку фактической неуплаты в бюджет не произошло (Пункты 9 и 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

Наравне с виновностью умысел тоже устанавливается для каждого участника уголовного дела обособленно. Очень часто, например, бухгалтер может осуществлять действия, подпадающие под статьи Уголовного кодекса РФ по указанию руководителя, не имея сведений об истинных его намерениях. А бывает, что и учредитель дает определенные указания, которые главбух не может проигнорировать. В первом случае обвинение будет предъявлено руководителю, а во втором учредителю, а главные бухгалтеры в обеих ситуациях вполне могут проходить только в качестве свидетелей, а не обвиняемых, поскольку вина в их действиях присутствовать будет, а вот умысла нет.

Обстоятельства, исключающие вину

Видео (кликните для воспроизведения).

При решении вопроса о наличии умысла в совершении налогового преступления Пленум Верховного суда РФ в пункте 8 постановления от 28 декабря 2006 г. № 64 порекомендовал судам учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом нарушении. Эти обстоятельства перечислены в статье 111 Налогового кодекса РФ и их перечень открытый. Так, например, если главный бухгалтер следовал письменным разъяснениям финансовых или налоговых органов, а в результате у организации образовалась недоимка перед бюджетом в размере 1 000 000 рублей, то вины бухгалтера в этом нет и никакой уголовной ответственности в его отношении не последует.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

  3. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
  4. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
Может ли орган налоговой службы оштрафовать организацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here