Каковы особенности конституции, как юридического акта

Самое важное в статье: "Каковы особенности конституции, как юридического акта" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Каковы особенности Конституции, как юридического акта?

ЕГЭ по обществознанию. Особенности конституции как юридического акта.

Фрагмент занятия по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в проекте urokidoma.org

Знание конституционного права в обязательном порядке проверяется на ЕГЭ по обществознанию. В том числе, и понимание специфики конституции как нормативно-правового акта.

Выделим юридические особенности, которые присущи любой конституции. Объясним, что понимают под её учредительным характером и что имеют в виду, говоря о прямом действии конституции. Вспомним, какое место конституция занимает в иерархии правовых актов.

Конституция России является жёсткой, то есть существует особый порядок внесения в неё изменений и поправок. Подробно разберём, как именно это происходит.

Понятие и юридические свойства Конституции России

Понятие и система конституционного права Российской Федерации

В современном мире конституция — основной закон (или несколько основных законов), имеющий высшую юридическую силу. Конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует базовые общественные отношения в двух основных сферах:

— связанных с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

— связанных с организацией государства и функционированием публичной власти.

Конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). При этом для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), и т.п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ) и др.

Таким образом, конституционное право России можно определить как ведущую, системообразующую отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти. Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционируют Российское государство и общество.

Конституция — это Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.) Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, т.е. фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Особенности Конституции РФ:

— является, в основном, деидеологизированным правовым документом;

— имеет классическую структуру;

— принцип разделения властей;

— устанавливает юридическое равенство субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти;

— сложный порядок изменения и пересмотра ее положений;

— нормативный акт долговременного действия.

[1]

Сущностью Конституции является то, что она призвана служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (признаки) к которым относятся:

1. Верховенство Конституции.Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права», но и правовая база существования всех ветвей власти. Она определяет ветви власти и регулирует основные параметры их деятельности.

2. Высшая юридическая сила Конституции.Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными.

3. Прямое действие Конституции. Тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

4. Конституцияоснова (ядро) правовой системы.Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

5. Учредительный характер Конституции.Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными.

Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства.

Читайте так же:  Что такое семейные правоотношения понятие, виды, объекты и субъекты

6. Стабильность Конституции.Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой»

Конституция Российской Федерации является Основным Законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или Конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

| 7412 — или читать все.

Вопрос. Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства Конституции – это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся:

[2]

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция, как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» — устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер;

особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер — политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —

| 7082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и сущность Конституции РФ (стр. 1 из 5)

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 5

2. Юридические свойства Конституции РФ. 9

3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 13

Список литературы 22

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Читайте так же:  Как уехать работать в исландию вакансии и оформление визы

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации.

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации.

Конституция — это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.[1] Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.[2]

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации.[3] Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные – состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.[4]

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.[5]

Читайте так же:  Порядок оформления визы в иорданию для россиян

Конституция РФ как основной закон государства

Особенности Конституции РФ

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, который наделен высшей юридической силой и который закрепляет и регулирует общественные отношения в сфере правового положения личности, институтов гражданского общества, организации государства, а также основ функционирования публичной власти.

Сущность Конституции заключается в том, что она призвана служить главным ограничителем для власти в ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Назначение Конституции состоит в закреплении основ конституционного строя, прав человека и гражданина, основ организации государства и основ осуществления публичной власти.

Конституция РФ является основным законом общества и государства. Ей присущи свойства основного закона, и они обусловлены тем, что Конституция в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований и итоги развития всей правовой системы.

Конституции как основному закону государства присущи следующие особенности:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

она регулирует самую широкую сферу общественных отношений, которые затрагивают интересы всех граждан;

в ней находят закрепление основы политической организации общества и экономического устройства государства;

она определяет основные направления судебной деятельности органов государства: законодательных и исполнительных;

регламентирует вопросы внешнеполитической деятельности государства;

ей присущ особый порядок принятия и изменения.

Юридические свойства Конституции

Юридическими свойствами Конституции являются характерные признаки, которые определяют качественное своеобразие этого документа (рис. 1).

Эти признаки следующие:

выступает в качестве основного закона государства;

наделена высшей юридической силой;

составляет ядро всей правовой системы страны;

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Итак, Конституция РФ — основной закон страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым актам. Ни один правовой акт, который принимается в стране: будь то федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, судебное решение и т.д., не могут противоречить основному закону государства, а если он противоречит, то приоритетное значение имеют нормы Конституции.

Задачей всех государственных органов и должностных лиц является обеспечение юридического верховенства Конституции, а ведущая охранительная роль в этом механизме отводится Конституционному суду РФ.

Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы государства и основой развития законодательства. В Конституции РФ не только закреплена компетенция различных государственных органов в области нормотворчества, но и определены главные цели этого нормотворчества и сферы общественных отношений, регулируемые федеральными конституционными законами, нормативно-правовыми актами и указами Президента РФ. Также в Конституции РФ содержатся много основных положений для различных отраслей права.

К примеру, в гражданском законодательстве нашли свое отражение конституционные принципы равенства форм собственности, свободы предпринимательства и экономической деятельности, единства экономического пространства и т.д.

В трудовом законодательстве отображаются конституционные положения свободы труда, права на отдых, отпуск, разрешение трудовых споров и мн. др.

В семейном законодательстве учтены положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, а также основных обязанностях родителей и детей.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция РФ является основным источником конституционного, а также всех других отраслей российского права. Конституционные нормы обязательны для всех и носят учредительный характер.

Основные функции и свойства Конституции

Назначение Конституции проявляется в реализации конституционных норм. К основным функциям Конституции (рис. 2) относятся:

учредительная – заключается в том, что законность государству, политическому строю и политической системе придает именно Конституция;

организаторская – суть ее состоит в том, что в Конституции закреплен правовой порядок в стране;

идеологическая – выражена в идеологической основе политики, проводимой государством;


информационная – потому что является главным источником информации о стране, которая ее приняла;

Видео (кликните для воспроизведения).

стабилизирующая – потому что в процессе принятия конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в конкретном направлении;

программная – в ней содержатся положения, которые будут реально возможны в будущем и станут широко распространены.

Рисунок 2. Основные функции Конституции РФ

Конституция, являясь основой нормативно-правовых отношений, обладает следующими свойствами:

  1. Основополагающий характер.
  2. Нормативность.
  3. Высшая юридическая сила.
  4. Особый порядок принятия.
  5. Учредительность.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности Конституции как основного закона

Виды Конституции.

Юридическая.

Идеологическая.

Внешнеполитическая.

Организаторская.

Учредительная функция.

Функции Конституции.

Выражается в том, что Конституция появляется в результате коренных изменений, которые происходят в жизни общества. Конституция – это всегда результат каких-либо «переворотов», изменений в государстве. Эта функция предполагает создание совершенно новых институтов, отношений в государстве и обществе.

Конституция ставит перед государством, общественными организациями, государственными органами, должностными лицами, гражданами общие задачи.

После принятия Конституции страна либо вступает в активные внешнеполитические связи, либо прерывает их.

Конституция «пишет» идеологию государства.

Юридическая функция выражается в следующем:

а. становится основой новой правовой системы правопорядка в стране;

б. регулирует общественные отношения как документ прямого действия;

в. дает импульс к принятию огромного массива новых законодательных актов, воплощающих идеи Конституции.

1.По порядку установления:

· октроированные (дарованные монархом);

2.По порядку изменению:

· гибкие (Конституция СССР);

· жесткие (Конституция РФ);

3.По форме закрепления политической власти:

· монархические (закрепившие власть монарха);

· республиканские (закрепили власть парламента);

4.По форме государственного устройства:

5.По степени отражения реально складывающихся общественных отношений:

6.По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

Особенностями Конституции являются черты, отличающие Конституцию от других законов:

1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2. Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

Читайте так же:  Как оформить аренду земли сроком на 49 лет

3. Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4. Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5. Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

[3]

6. Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7. Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8824 —

| 7176 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Каковы юридические особенности Конституции РФ 1993 г.?

Предметом регулирования Конституции РФ яв­ляются: основы конституционного строя, основы право­вого положения личности, федеративное устройство, избирательное право, система высших органов государ­ственной власти РФ, местное самоуправление, судебная власть.

По своей сущности Конституция РФ демократическая. Это проявляется: во-первых, в порядке ее принятия -впервые в истории России на всенародном референдуме; во-вторых, в закреплении в качестве основ конституцион­ного строя общечеловеческих ценностей, выработанных мировой цивилизацией и составляющих суть современно­го конституционализма; в-третьих, в закреплении баланса общественных интересов, которые должна обеспечить пу­бличная власть. Конституция РФ -это генеральное согла­шение между всеми социальными группами о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

По форме правления Конституция РФ 1993 г. -конституция смешанной, президентски-парламентарной республики, по форме государственного устройства -федеративной.

По способу принятия Конституция РФ является всенародной, так как была утверждена на всенародном референдуме, и жесткой. По форме Конституция РФ является писаной.

Итак, Конституция РФ-основной закон государства, выражающий волю российского многонационального народа и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство, избирательную систему, систему высших органов государственной власти РФ, местное самоуправление, судебную систему.

11. Способы охраны и защиты Конституции Российской Федерации (конституционная ответственность, конституционный надзор, конституционный контроль).

Охрана конституции означает закрепление в самой кон­ституции и иных нормативных правовых актах мер профи­лактики, выявления и пресечения конституционных нару­шений, средств защиты конституционных норм.

Охрана Конституции РФ обеспечивается предписа­ниями самих конституционных норм, которые закрепля­ют обязанности Российского государства в целом, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ.

Так, ст. 2 Конституции РФ провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина-обязанность государства».

В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе­деральному закону».

На охрану конституционных норм направлено содер­жание всех федеральных законов и актов органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая адми­нистративную ответственность за посягательства на права граждан.

Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоу­правления, их должностных лиц, общественных объедине­ний и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.

Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых ак­тов Конституции РФ.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Консти­туцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Прези­дент РФ.

Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Консти­туцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Это предписание ст. 115 Кон­ституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечиваю­щих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспечивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.

Специальным органом контроля за соблюдением пред­писаний Конституции РФ в деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечислен­ных субъектов конституционно-правовых отношений Кон­ституции РФ.

Специфическим, активно действующим государствен­ным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, явля­ется Уполномоченный по правам человека в Российской Фе­дерации и аналогичные органы в субъектах РФ.

В условиях строительства правового государства неу­клонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституцион­ного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.

Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации.

Формами охраны и защи­ты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конститу­ционный Суд РФ.

Читайте так же:  Может ли курсант третьего курса военного училища перейти в гражданское высшее учебное заведение

Конституционно-правовая ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответствен­ности, а также имеет собственные признаки, характеризую­щие ее как самостоятельный вид юридической ответствен­ности.

К числу признаков юридической ответственности, распространяющихся и на конституционно-правовую, от­носятся следующие:

• конституционно-правовая ответственность направ­лена против правонарушения;

• конституционно-правовая ответственность предполагает возможность применения государственного принуж­дения;

• формой государственного принуждения являются санкции, предусмотренные конституционно-право­выми нормами;

• конституционно-правовая ответственность налагается в ходе правоприменительной деятельности в порядке и формах, определенных законом.

Наряду с перечисленными признаками, характерными для любых видов юридической ответственности, консти­туционно-правовая ответственность, будучи самостоя­тельным видом юридической ответственности, имеет свои специфические признаки, обусловленные особенностями предмета правового регулирования конституционного пра­ва, а именно:

• наличие собственных юридических источников: Кон­ституция РФ; федеральные законы; конституции (уставы) и законы субъектов РФ; регламенты зако­нодательных органов государственной власти РФ, предусматривающие конституционно-правовую от­ветственность;

• наличие конституционно-правовых деликтов, суть ко­торых заключается в нарушении вышеперечисленных норм, предусматривающих конституционно-правовую ответственность;

• специфичность санкций, свойственных для консти­туционно-правовой ответственности: досрочное пре­кращение полномочий, запрет занимать определен­ные должности, отставка, досрочный отзыв депутатов и др.;

• каждой санкции в конституционно-правовой ответ­ственности соответствует присущая ей процедурная форма применения, нет единого для всех санкций конституционно-правовой ответственности порядка назначения и исполнения;

• среди санкций конституционно-правовой ответствен­ности преобладают не карательные, а предупреди­тельные;

• специфический круг субъектов конституционно-правовой ответственности, среди которых: государ­ство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, общественные объедине­ния, должностные лица, граждане. Конституционно-правовая ответственность наступает прежде всего за совершенное противоправное деяние (не­гативная или ретроспективная ответственность

Основанием конституционно-правовой ответственно­сти является конституционно-правовой деликт.

Конституционно-правовой деликт -это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не отвечающее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и вле­кущее за собой применение мер конституционно-правовой ответственности.

Санкциями конституционно-правовой ответственности являются установленные конституционно-правовыми нор­мами меры государственного принуждения, применяемые к субъектам конституционно-правовых отношений при на­личии конституционно-правового деликта и выражающие его итоговую правовую оценку.

–отмена решения о принятии в гражданство Россий­ской Федерации; –лишение статуса беженца; – лишение государственных наград и званий; –лишение или приостановление избирательного права гражданина -активного и пассивного либо только пассивного;

–предупреждение общественному объединению в свя­зи с деятельностью, не соответствующей закону или уставу данного общественного объединения; –приостановление деятельности общественного объе­динения по решению суда; –ликвидация общественного объединения и запрет его деятельности решением суда;

–признание выборов депутатов и выборных должност­ных лиц недействительными;

–досрочное прекращение полномочий доверенных лиц, наблюдателей по решению кандидата, избирательного объединения;

–удаление из помещения для голосования члена изби­рательной комиссии, наблюдателя в случае нарушения ими избирательного законодательства, которое влияет на объективные результаты голосования;

–роспуск, прекращение полномочий органа, долж­ностного лица (например, роспуск Государственной Думы Президентом РФ, отрешение от должности выборного должностного лица местного самоуправ­ления);

– приостановление деятельности органа (например, приостановление Президентом РФ деятельности Конституционного Суда РФ в 1993–1994 гг.);

–переформирование состава органа (Президент РФ имеет право изменить состав Правительства РФ);

–отмена решения одного органа другим органом (так, Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федеральному закону, указу Пре­зидента РФ);

–отмена органом акта своего руководителя (например, Государственная Дума вправе отменить распоряже­ние Председателя палаты);

–отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления;

–недоверие правительству со стороны парламента, от­каз в доверии; отставка депутата, выборного должностного лица, правительства;

отзыв депутата, выборного должностного лица изби­рателями;

прекращение полномочий депутата, выборного долж­ностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по реше­нию соответствующего представительного органа; ^ процессуальные санкции в отношении депутатов: предупреждение, замечание, лишение слова при вы­ступлении не по теме или с использованием оскорби­тельных выражений, отключение микрофона, удале­ние из зала заседаний.

Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).

Назначение конституционного надзора заключается в систематическом слежении за соответствием законов и правовых актов действующей Конституции государства. Как правило, осуществляется по сообщениям о нарушениях, которые уже имеют место.

Конституционный надзор разделяется на предварительный и последующий.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источники


  1. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  2. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  3. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  4. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
Каковы особенности конституции, как юридического акта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here