Каково влияние международно-правовых норм на принципы построения судебной системы украины

Самое важное в статье: "Каково влияние международно-правовых норм на принципы построения судебной системы украины" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Особенности влияния норм международного права на развитие внутригосударственного законодательства

Императивный характер общепризнанных принципов международного права

В настоящее время важным фактором развития законодательства служит анализ природы, особенностей, источников международного права. Согласно широко распространенной точке зрения природа международного права имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким способом создания норм является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воль сторон. Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам, что позволяет заключить международный договор.

Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм международного права. Согласование позиций позволяет субъектам международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в решении совместных проблем и задач. На согласительной основе проявляется стремление субъектов международного права предпринимать коллективные меры по разрешению международных кризисных ситуаций, создаются механизмы, которые способствуют реализации взятых на себя государствами международных обязательств. В условиях глобализации стоит общая задача выработки средств управления глобальными процессами и развития международного права, а также национальных правопорядков на основе незыблемости общепризнанных принципов и норм международного права.

Особую роль среди общепризнанных принципов международного права играют основные принципы международного права, имеющие императивный характер. Они представляют собой основу современного международного права, существенным образом влияющую на национальное законодательство. Любой международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен признаваться международным сообществом государств недействительным с момента его заключения.

Недействительность международного договора означает, что он не может рассматриваться в качестве источника международного права. Следовательно, он не может применяться в международных отношениях. Такой договор не может применяться и во внутригосударственных отношениях. Что касается действительных международных договоров, т.е. соответствующих императивным нормам международного права, то они оказывают глубокое влияние на развитие законодательства государства.

В международно-правовой науке высказывалось мнение о том, что непосредственное действие норм международного права в национальной правовой системе обусловлено особым характером этих норм, инкорпорированных, заимствованных из международного права. В какой бы форме ни были зафиксированы международно-правовые нормы, при определенных условиях они могут действовать непосредственно в сфере внутригосударственных отношений или преломляться в национальном законодательстве. Кроме того, такие нормы, нередко затрагивающие несколько отраслей права, могут иметь комплексный характер.

Таким образом, непосредственное действие норм международного права в правовой системе государства будет связано с непосредственным действием такого источника международного права, как международный договор.

Кроме того, необходимо учитывать содержание ст. 10 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, применение которой играет существенную роль в реализации норм международного права в законодательстве. В ней сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.

Вместе с тем особо следует выделить значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. Как справедливо отмечает профессор С.В. Черниченко, государство несет обязанность обеспечить соответствие его права нормам международного права, распространяющим свое действие на национальные правовые системы. Западный исследователь М. Эйкхерст полагает, что вопрос о способах реализации международных обязательств решает государство, принявшее это обязательство. Государства обязываются уважать и добросовестно исполнять нормы международного права: нормы juscogens; договоры, воплощающие эти нормы; нормы обычного права; общие правовые принципы; обязательные к исполнению нормативные акты международных организаций; определенные односторонние акты, порождающие международные обязательства.

В связи с тем что международные связи государства достаточно обширны, следует констатировать и весьма активное влияние международно-правовых норм на отечественное законодательство. В настоящее время все отрасли законодательства в той или иной мере подвержены влиянию международно-правовых норм.

В век глобализации факт «сцепления» законодательства с международными договорами получает дальнейшее развитие в научных доктринах и концепциях и находит все большее выражение в законотворческой и правоприменительной практике. «Цель воздействия международных договоров на национальное законодательство — обеспечение его согласования с договорными положениями. В принципе, метод согласования — прерогатива каждого отдельного государства, хотя и отмечается определенная его зависимость от характера договорного предписания». Эта цель характерна для международной договорной политики страны.

Курс законодательства Приднестровской Молдавской Республики направлен на реализацию общепризнанных принципов и норм международного права, укрепление многополярного мира, создание системы международной безопасности, основанной на взаимозависимости государств и единстве мира. Следование этому курсу опирается на положения концепции внешней политики, создает благоприятные условия для модернизации государства и улучшения жизненных стандартов населения. Он также способствует выработке концептуальных подходов к нормотворчеству, касающемуся регулирования вопросов внешней политики и международных отношений. Так, в сфере обеспечения безопасности должны действовать принципы равноправия и универсальности, суть которых состоит в том, что при решении международных вопросов должны учитываться интересы не только определенных государств или их отдельных групп, но всех государств.

Такая концептуальная линия направлена на формирование комплекса юридических норм как международного, так и внутригосударственного характера. Вместе с тем современные кризисные явления лишь подчеркивают роль государства в их устранении, ценность государства ярко проявляется в регулировании вопросов экономической и финансовой деятельности как во внутренней, так и в международной сфере. Координационная роль государства подчеркивает значение его суверенитета, важность развития многосторонней дипломатии, а также способность России быть активным участником многополярного мира, элементом которого должен стать предельно ответственный подход к решению международных вопросов.

Регулирование вопросов межгосударственного сотрудничества осуществляется посредством различных международно-правовых источников, но степень их влияния на законодательство неодинакова. В первую очередь на развитие законодательства влияют международные договоры. Это обусловлено тем, что именно международный договор выступает основным источником современного международного права.

Читайте так же:  Имеют ли дети-сироты право на получение жилья

Международно-правовой обычай уступает место международному договору, ввиду того что регулирование международных отношений посредством международно-правового обычая осуществляется на основе молчаливого правила или группы правил, действующих в однородной сфере международных общественных отношений, и наличие таких правил нередко требует доказательств не только со стороны государств — членов международного сообщества, но и судебных учреждений. Следовательно, регламентировать межгосударственные отношения в современном мире только с помощью международно-правовых обычаев достаточно проблематично.

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса. Посредством выполнения международных договоров государство развивает законодательство, обогащает его новым содержанием, приводит в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создает условия для построения правового государства. В современный исторический период законодательство государства является важным «проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения». Развитие законодательства не может быть реализовано в полной мере без учета международно-правовых норм, поскольку в современном мире международно-правовая система и внутригосударственные правовые системы тесно взаимосвязаны.

Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях

Судебная система любого государства – это совокупность судов, органов государственной власти, действующих на территории государства, и построенных в соответствии с выполняемыми задачами, полномочиями, конституционными принципами и особенностями устройства любого государства. Все суды в совокупности своей образуют судебную систему. В своей деятельности суды связаны установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система состоит из отдельных ступеней нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеномсудебной системы понимается суд или суды, занимающие определенное положение в судебной системе, и наделенные законом определенной компетенцией (право решать что-либо в установленном законом порядке). Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену системы, хотя и могут носить разные наименования.

Как правило, судебные системы являются многозвенными (2-4 звена), что обеспечивает вынесение обоснованных решений, своевременному выявлению и исправлению ошибок, путем контроля и надзора вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих, что обеспечивает многоступенчатую защиту прав граждан.

Судебная инстанция –это такой суд, который осуществляет правосудие, предусмотренное законом, в процессуальной форме и порядке по конкретному делу. Каждая инстанция занимается определенным видом судебной деятельности и выполняет определенные функции.

Звено судебной системы указывает на уровень, положение самого суда в системе всех судебный учреждений, его место в системе органов государственной власти, а судебная инстанция определяет взаимоотношения этих звеньев в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.

Звено судебной системы выполняет одну или много судебных функций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций. Суды, точнее их структурные подразделения, которые проверяют законность вступивших в силу.

Судебная инстанция по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам – суды и их структурные подразделения, которые проверяют обоснованность уже вынесенных судебных решений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны в ходе судебного разбирательства. Предусматривается возможность создания новой судебной инстанции – апелляционных судов. Это такие судебные учреждения или их структуры, которые проверяют правильность вынесенных решений судом равноценной инстанции путем повторного судебного разбирательства того же или ранее рассмотренного дела путем повторного рассмотрения дела с исследованием всех материалов для вынесения нового и уже окончательного решения, которое обжалованию подлежать не будет.

Принципы построения судебной системы

Устройство суда и его организация зависит, прежде всего, от уровня развития экономики, демократии, национальных традиций, государственного устройства, территориального деления и иных факторов, присущи конкретному государству. В мире существует три наиболее известных модели судебных систем:

1) Централизованная система (ее особенностью является наличие единой строгой централизованной системы судов во главе с высшим органом судебной власти);

2) Децентрализованная система (она состоит из параллельно действующих двух и более подсистем во главе со своими высшими судами и подчинением всей системы вышестоящему судебному органу);

3) Смешанная система (такая организация, при которой наряду с высшим судом созданы и автономные подсистемы судебных учреждений)

Централизация предполагает наличие единого судебного центра, который осуществляет руководство всеми судами.

В соответствии с Конституцией РБ (ст.109), судебная система строится на принципе территориальности и специализации. Принцип территориальности означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориальному делению республики.

Принцип специализации предполагает возможность образования специализированных судов для разрешения различных правовых конфликтов.

Судебная система РБ

Правовой основой национальной судебной системы являются Конституция РБ, закон о судоустройстве и статусе судей, закон о конституционном суде, закон о хозяйственных судах и другие НПА. Статья 1 Закона о судоустройстве устанавливает, что судебная власть в РБ осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом. К общим судам относятся:

— Верховный Суд РБ

— Областные (Минский городской) суды

— Районные и городские суды

К хозяйственным судам относятся:

— Высший хозяйственный суд РБ

— Хозяйственные суды областей и города Минска

В системе общих государственных судов допускается создание коллегий:

1) По делам несовершеннолетних

[3]

2) По семейным делам

3) Налоговые коллегии

4) Коллегии по банкротству

В судебной системе особая роль принадлежит Конституционному суду как органу, осуществляющему конституционное правосудие.

В РБ также действует элитарный суд и экономический суд СНГ. Эти суды не входят в саму судебную систему. Деятельность судов рассматривается по схеме:

1) Порядок образования суда

2) Состав суда и его структура

3) Компетенция суда и его структурных подразделений

4) Председатель суда (порядок назначения и деятельность)

Это конституционный орган власти одного уровня с исполнительной и законодательной властью. Обеспечение верховенства прямого действия Конституции на территории РБ, утверждение конституционной законности. Конституционный суд по предложению президента, совета министров, рассматривает дела и дает заключения:

1) О соответствии закона, декрета, международных обязательств Конституции РБ и международно-правовым актам

Читайте так же:  В каких случаях разрешена медицинская стерилизация

2) О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, Конституции

3) О соответствии работы Советов министров, актов Верховного суда требованиям Конституции и международно-правовым актам

4) О соответствии акта любого другого государства требованиям Конституции и международно-правовым актам

Особенностью и отличием Конституционного суда РБ является то, что он не вправе рассматривать жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, и не вправе давать толкования к Конституции.

Районные суды – это основное звено судов общей юрисдикции. Образуются в районах республики и в городах областного подчинения, которые не имеют районного деления, а также в районах городов республиканского подчинения и в городе Минске. Надзор за судебной деятельностью этих судов осуществляют областные суды и Минский городской суд. Материально-техническое обеспечение осуществляется министерством юстиции в лице управления юстиции, облисполкомов и города Минска. В состав районного суда входят судьи, районные заседатели, председатель районного суда. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда. Судьей данного суда может быть назначен гражданин РБ старше 25, имеющий высшее юридическое образование, двухлетний стаж работы и не имеющий порочащих связей. Судьей по административным делам может быть только гражданин РБ, достигший 23 лет, имеющий высшее юридическое образование. Заседатели – более 25 лет, проживающие на территории одного района не менее 5 лет, владеющие обоими государственными языками. Районные суда являются только судами первой инстанции. Их сфера деятельности охватывает гражданские, уголовные, административные дела, изучение и обобщение судебной практики.

Областные суды и Минский городской суд являются вторым звеном в системе судов общей юрисдикции. Являются вышестоящими в отношении к районным судам и нижестоящими к Верховному суду. Особенности правового статуса областных судов:

1) Действует в качестве двух инстанций

2) Осуществляют надзор за деятельность районных судов и оказывают им помощь в правильном применении законодательства

3) В своей структуре имеют коллегии по уголовным и гражданским делам и президиум суда

4) Осуществляют кассационное производство по договорам, не вступившим в законную силу

Суды состоят из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьей может быть гражданин РБ, достигший 25 лет и имеющий двухлетний стаж работы. На одного судью назначается около 25 народных заседателей. Коллегии состоят из председателя, судей и народных заседателей. Председатели коллегии – заместители председателя суда. Президиум образуется в составе председателя, его заместителей, судей, количество которых определяется президентом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Военные судыявляются частью общих судов. Ведут борьбу против посягательства на РБ, имеют определенные особенности:

1) Система военных судов не соответствует административно-территориальному строению РБ, а построена с учетом дислокации и организации вооруженных сил

2) Являются автономными по отношению к другим судам государства

3) Рассматривают дела в отношении лиц, которые имеют статус военнослужащих

Военные суды состоят из:

1) Межгарнизонных военных судов – образуются президентом по численности воинских частей по представлению министра юстиции и председателей Верховного суда. Должность судьи могут занимать только те, кто имеет воинское, офицерское звание (низшее звено)

2) Белорусский военный суд – образуется президентом. Состоит из председателя, заместителей, судей и народных заседателей (по 25 человек на одного судью) – среднее звено. Приравнен к областным судам.

3) Военная коллегия Верховного суда – образуется из числа судей Верховного суда. Рассматривает следующие дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, если на них распространяется статус военнослужащих; уголовные дела (с согласия обвиняемого из нижестоящих военных судов).

3. Национальные принципы правосудия

Национальные принципы правосудия отражены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и ряде других федеральных законов, например в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации». Они формируются в том числе под воздействием международных принципов правосудия.

При этом, конечно, было бы неправильно сделать вывод, что в нашей стране до присоединения к соответствующим международным конвенциям и соглашениям не существовало нормативно закрепленной системы принципов правосудия, обеспечивающих необходимые процессуальные гарантии. Речь идет о том, что в условиях вхождения России в мировое, а более всего в европейское правовое пространство, развитие национального законодательства становится сопряженным с соответствующими международными правовыми актами, поскольку их ратификация обязывает наше государство приводить в соответствие им отдельные нормативные предписания, а более всего практику их применения. Поэтому ряд принципов, например независимости суда, законности, являются одновременно международными и национальными, поскольку находят свое закрепление в нормах международных конвенций и российского права.

4. Состав национальных принципов правосудия

Национальные принципы правосудия включают:

— общеправовые принципы — действуют во всех без исключения отраслях права, например, принцип законности;

— межотраслевые — закреплены в нормах нескольких отраслей права, как правило, близких по характеру. Сюда относятся практически все принципы судоустройственного характера, закрепленные как в ГПК РФ, так и в АПК РФ, Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»*(51), например, гласность судебного разбирательства, а также принципы судопроизводственного характера;

— отраслевые — закреплены в нормах только одной конкретной отрасли права. Число сугубо отраслевых принципов стремительно сокращается, поскольку судебная система функционирует на базе единого судоустройственного законодательства, а многие судопроизводственные принципы закреплены в Конституции РФ. Например, принцип диспозитивности характерен не только для гражданского процессуального, но и для арбитражного процессуального права, а также конституционного судопроизводства, нотариального производства, третейского разбирательства, исполнительного производства. То же самое относится и к принципам состязательности и равноправия сторон, которые приобрели не только межотраслевой, но и конституционный характер (ст. 19 и 123 Конституции РФ). Изложенное объясняется значительным сходством арбитражной процессуальной и гражданской процессуальной формы, единством основных начал деятельности всех органов судебной власти;

Читайте так же:  Отчуждение недвижимого имущества основания и порядки

— принципы отдельных институтов арбитражного процессуального права, например, принципы межотраслевых институтов подведомственности (разрешения споров о праве и иных дел преимущественно государственными органами)*(52), института доказательств (допустимости средств доказывания, относимости доказательств, оценки доказательств).

Ряд принципов постепенно трансформировался под влиянием изменения социально-правовых реалий и законодательства. Например, принцип процессуальной активности суда в гражданском процессе, справедливо обоснованный В.М. Семеновым и соответствовавший имевшему место в советский период уровню законодательства и задач суда, трансформировался в ходе судебно-правовой реформы в принцип судейского руководства. Другой основополагающий процессуальный принцип объективной истины свелся фактически к установлению юридической истины, соответствующей материалам дела. Подобное развитие весьма симптоматично и отражает новые социально-правовые реалии, в которых действуют органы судебной власти при осуществлении правосудия. В современную эпоху также происходит изменение системы принципов. Например, АПК РФ 2002 г. в отличие от АПК РФ 1995 г. не содержит принципа непрерывности судебного разбирательства, что повышает оперативность рассмотрения дел.

Особенности влияния норм международного права на развитие внутригосударственного законодательства

Императивный характер общепризнанных принципов международного права

В настоящее время важным фактором развития законодательства служит анализ природы, особенностей, источников международного права. Согласно широко распространенной точке зрения природа международного права имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким способом создания норм является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воль сторон. Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам, что позволяет заключить международный договор.

Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм международного права. Согласование позиций позволяет субъектам международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в решении совместных проблем и задач. На согласительной основе проявляется стремление субъектов международного права предпринимать коллективные меры по разрешению международных кризисных ситуаций, создаются механизмы, которые способствуют реализации взятых на себя государствами международных обязательств. В условиях глобализации стоит общая задача выработки средств управления глобальными процессами и развития международного права, а также национальных правопорядков на основе незыблемости общепризнанных принципов и норм международного права.Бабай А.Н. Тимошенко В.С. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Закон. N 11, 2006. С. 68.

Особую роль среди общепризнанных принципов международного права играют основные принципы международного права, имеющие императивный характер. Они представляют собой основу современного международного права, существенным образом влияющую на национальное законодательство. Любой международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен признаваться международным сообществом государств недействительным с момента его заключения.

Недействительность международного договора означает, что он не может рассматриваться в качестве источника международного права. Следовательно, он не может применяться в международных отношениях. Такой договор не может применяться и во внутригосударственных отношениях. Что касается действительных международных договоров, т.е. соответствующих императивным нормам международного права, то они оказывают глубокое влияние на развитие законодательства государства.

В международно-правовой науке высказывалось мнение о том, что непосредственное действие норм международного права в национальной правовой системе обусловлено особым характером этих норм, инкорпорированных, заимствованных из международного права.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2009. С. 228. В какой бы форме ни были зафиксированы международно-правовые нормы, при определенных условиях они могут действовать непосредственно в сфере внутригосударственных отношений или преломляться в национальном законодательстве. Кроме того, такие нормы, нередко затрагивающие несколько отраслей права, могут иметь комплексный характер.

[2]

Таким образом, непосредственное действие норм международного права в правовой системе государства будет связано с непосредственным действием такого источника международного права, как международный договор.

[1]

Кроме того, необходимо учитывать содержание ст. 10 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, применение которой играет существенную роль в реализации норм международного права в законодательстве. В ней сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Приднестровской Молдавской Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.Конституция ПМР, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года и подписанная Президентом ПМР 17 января 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами ПМР от 30 июня 2000 года № 310-КЗИД (газета «Приднестровье» № 132-133 от 12 июля 2000 года, 13 июля 2000 года); от 13 июля 2005 года № 593-КЗИД-III (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1-КЗИД-IV (САЗ 06-7) и от 4 июля 2011 года № 94-КЗИД-V (САЗ 11-27).

Вместе с тем особо следует выделить значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. Как справедливо отмечает профессор С.В. Черниченко, государство несет обязанность обеспечить соответствие его права нормам международного права, распространяющим свое действие на национальные правовые системы. Черниченко С.В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем (размышления по поводу некоторых книг коллег) // Правоведение. 2009. N 1. С. 32. Западный исследователь М. Эйкхерст полагает, что вопрос о способах реализации международных обязательств решает государство, принявшее это обязательство. Государства обязываются уважать и добросовестно исполнять нормы международного права: нормы juscogens; договоры, воплощающие эти нормы; нормы обычного права; общие правовые принципы; обязательные к исполнению нормативные акты международных организаций; определенные односторонние акты, порождающие международные обязательства.Экономидес К.П. Демократия, внешняя политика и международное право // Право и политика. 2002. N 9. С. 87.

В связи с тем что международные связи государства достаточно обширны, следует констатировать и весьма активное влияние международно-правовых норм на отечественное законодательство. В настоящее время все отрасли законодательства в той или иной мере подвержены влиянию международно-правовых норм.

В век глобализации факт «сцепления» законодательства с международными договорами получает дальнейшее развитие в научных доктринах и концепциях и находит все большее выражение в законотворческой и правоприменительной практике. «Цель воздействия международных договоров на национальное законодательство — обеспечение его согласования с договорными положениями. В принципе, метод согласования — прерогатива каждого отдельного государства, хотя и отмечается определенная его зависимость от характера договорного предписания». Игнатенко Г.В. Законодательство и международные договоры: опыт, тенденции и проблемы взаимодействия // Правоведение. 1997. N 5. С. 70. Эта цель характерна для международной договорной политики страны.

Читайте так же:  Каким образом работник может быть привлечен к работам в нерабочие и выходные дни

Курс законодательства Приднестровской Молдавской Республики направлен на реализацию общепризнанных принципов и норм международного права, укрепление многополярного мира, создание системы международной безопасности, основанной на взаимозависимости государств и единстве мира. Следование этому курсу опирается на положения концепции внешней политики, создает благоприятные условия для модернизации государства и улучшения жизненных стандартов населения. Он также способствует выработке концептуальных подходов к нормотворчеству, касающемуся регулирования вопросов внешней политики и международных отношений. Так, в сфере обеспечения безопасности должны действовать принципы равноправия и универсальности, суть которых состоит в том, что при решении международных вопросов должны учитываться интересы не только определенных государств или их отдельных групп, но всех государств.

Такая концептуальная линия направлена на формирование комплекса юридических норм как международного, так и внутригосударственного характера. Вместе с тем современные кризисные явления лишь подчеркивают роль государства в их устранении, ценность государства ярко проявляется в регулировании вопросов экономической и финансовой деятельности как во внутренней, так и в международной сфере. Координационная роль государства подчеркивает значение его суверенитета, важность развития многосторонней дипломатии, а также способность России быть активным участником многополярного мира, элементом которого должен стать предельно ответственный подход к решению международных вопросов.

Регулирование вопросов межгосударственного сотрудничества осуществляется посредством различных международно-правовых источников, но степень их влияния на законодательство неодинакова. В первую очередь на развитие законодательства влияют международные договоры. Это обусловлено тем, что именно международный договор выступает основным источником современного международного права.

Международно-правовой обычай уступает место международному договору, ввиду того что регулирование международных отношений посредством международно-правового обычая осуществляется на основе молчаливого правила или группы правил, действующих в однородной сфере международных общественных отношений, и наличие таких правил нередко требует доказательств не только со стороны государств — членов международного сообщества, но и судебных учреждений. Следовательно, регламентировать межгосударственные отношения в современном мире только с помощью международно-правовых обычаев достаточно проблематично.

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса. Посредством выполнения международных договоров государство развивает законодательство, обогащает его новым содержанием, приводит в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создает условия для построения правового государства. В современный исторический период законодательство государства является важным «проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения». Развитие законодательства не может быть реализовано в полной мере без учета международно-правовых норм, поскольку в современном мире международно-правовая система и внутригосударственные правовые системы тесно взаимосвязаны.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России

Современная Россия как участница многих международных конвенций, двусторонних соглашений и договоров. Рассмотрение основных вопросов о международном праве в сфере внутригосударственного права. Анализ общепризнанных принципов и норм международного права.

Рубрика Государство и право
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 05.09.2012
Размер файла 841,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Концепция примата международного права. Украинское законодательство о взаимодействии международного и внутригосударственного права. Приоритет общепризнанных норм международного права (общечеловеческих ценностей) перед нормами внутригосударственного права.

реферат [14,0 K], добавлен 03.04.2009

Понятие и значение общепризнанных принципов и норм международного частного права. Характеристика системы норм этой отрасли права, пути их формирования. Применение общепризнанных принципов международного частного права и анализ судебной практики.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 11.05.2014

Высшая юридическая сила Конституции РФ. Характеристика соотношения Конституции РФ и норм международного права. Соотношение внутригосударственного права и общепризнанных принципов и норм международного права в зарубежных странах: Швейцарии, ФРГ, Японии.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 15.12.2008

Анализ содержания международно-правовой нормы. Краткий обзор основных принципов международного права, составляющих фундамент международного правопорядка. Процесс, способы и формы создания норм международного права, их отличия от норм внутреннего права.

контрольная работа [27,6 K], добавлен 21.02.2014

Понятие международного публичного права и его субъекты. Общепризнанные принципы и нормы как основная часть международного права. Государственное принуждение в международном праве. Устав ООН как основной документ современного международного права.

реферат [19,7 K], добавлен 29.12.2016

Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 19.02.2015

Соотношение международного и национального права. Украина как субъект современного международного права. Действие норм международного права в правовой системе Украины. Национальные и международно-правовые основы международной правосубъектности Украины.

реферат [26,2 K], добавлен 08.04.2013

Характеристика соотношения и взаимодействия международного и национального права. Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права. Юридические формы согласования систем международного и национального права.

реферат [42,0 K], добавлен 25.09.2010

Установление взаимосвязей между правовыми категориями международного и международного частного права. Действие общих принципов международного права в сфере правоотношений с иностранным элементом. Значение международных договоров в их регулировании.

реферат [21,4 K], добавлен 09.10.2014

Основные теории и направления соотношения международного и внутригосударственного права, особенности его международно-правового регулирования. Нормы национального законодательства государств, влияние международного права на его совершенствование.

Читайте так же:  Как пройти медкомиссию на рвп

контрольная работа [29,4 K], добавлен 18.03.2015

3. Значение принципов арбитражного процессуального права

Значение принципов арбитражного процессуального права двояко и заключается в следующем:

— принципы являются ориентиром в нормотворческой деятельности при совершенствовании арбитражного процессуального законодательства;

— принципы позволяют арбитражному суду обеспечить правильное понимание арбитражного процессуального законодательства и верно его применять в соответствии с действительным смыслом.

§ 2. Cистема принципов арбитражного процессуального права. Влияние международно-правовых актов на современную систему принципов

1. Понятие системы принципов арбитражного процессуального права

Принципы находятся между собой в определенной взаимосвязи, обусловленной различными факторами объективного порядка.

Система принципов — это совокупность всех принципов арбитражного процессуального права в их взаимосвязи и взаимной обусловленности.

В юридической науке существуют самые различные взгляды на систему принципов и их количество, поскольку возможны самые различные их классификации, например, на судоустройственные и судопроизводственные, т.е. по функциональному признаку; по сфере действия; по правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа.

В современных условиях основополагающее значение имеет разделение системы правовых принципов на международные и национальные, поскольку содержание и система последних складывается под непосредственным влиянием целого ряда международно-правовых соглашений и конвенций, имеющих обязывающее значение.

Принципам арбитражного процессуального права присуще единство воздействия на процессы правового регулирования и правоприменения. Поэтому аналитическая характеристика каждого из принципов арбитражного процессуального права, которая дается далее, возможна только при теоретическом анализе. На практике сложно отделить проявление действия разных принципов в нормах, а также в процессе реализации арбитражного процессуального законодательства. Здесь на первый план выходит такая характеристика принципов, как действие в системе всего законодательства.

2. Международные принципы правосудия

Международные принципы правосудия содержатся в международно-правовых актах. Основополагающее значение имеет ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно п. 1 указанной статьи каждый человек в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

В указанной статье сформулирован целый ряд важных элементов права на справедливое судебное разбирательство, многие из которых имеют значение международных принципов правосудия, обязательных для соблюдения в национальном процессуальном законодательстве и практике его применения, в частности: (1) справедливость и (2) публичность судебного процесса (3) при соблюдении разумных сроков, необходимость разрешения дела (4) независимым и (5) беспристрастным судом, (6) действующим на основании закона. При рассмотрении конкретных дел Европейский суд по правам человека оценивает национальное законодательство и практику его применения с точки зрения соответствия данным принципам*(48).

Существенное влияние международные соглашения оказали на поиски путей, позволяющих решить проблему доступа к правосудию, которая обозначилась в современном виде с начала 90-х гг. XX в., после изменения экономических отношений в обществе. В целом ряде решений Европейского суда по правам человека, в частности Эрикссон против Швеции, Пудас против Швеции, Голдер против Соединенного Королевства (решение от 21.02.1975 г.), данное положение подтверждено на примере разбирательства конкретных дел.

Помимо ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод по данному поводу есть целый ряд иных международно-правовых актов. В качестве одного из примеров-ориентиров для совершенствования системы доступа к правосудию можно отметить рекомендации Комитета министров Совета Европы от 14.05.1981 г. N R (81) 7 «Комитет министров государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию»*(49), в которых правительствам государств-членов предложены меры для принятия или усиления в зависимости от обстоятельств, которые они сочтут необходимыми, с целью постепенной реализации принципов, изложенных в приложении к данной рекомендации. В рекомендациях выделяется 5 групп мер: информирование общественности; упрощение; ускорение разбирательства; судебные издержки; особые процедуры. Имеется также Гаагская конвенция о международном доступе к правосудию (1980 г.)*(50), но наша страна не присоединилась к ней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Практически все принципы правосудия, закрепленные в международно-правовых актах, одновременно отражены и в национальном процессуальном законодательстве, в связи с чем они имеют нормативные источники как в международных договорах и соглашениях, так и в АПК РФ, в других процессуальных законах, касающихся правосудия.

Источники


  1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  2. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
Каково влияние международно-правовых норм на принципы построения судебной системы украины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here