Какие органы государственной власти ведают делами, связанными с гражданством

Самое важное в статье: "Какие органы государственной власти ведают делами, связанными с гражданством" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации (ст.ст. 28 — 31)

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

[2]

>
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

40. Органы, уполномоченные решать вопросы отношений гражданства

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства; разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства.

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства. К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве.

Остальные государственные органы, участвующие в решении вопросов гражданства, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенции этих органов аналогичны с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые — за ее пределами. В их функции входят: прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представлен-

ных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Конституционное право

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве

Реализация норм Закона о гражданстве Российской Федерации о приобретении и прекращении гражданства России требует правового регулирования, которому посвящены несколько глав названного Закона — о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшие из них: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства, утвержденная приказом МВД России от 6 февраля 2003 г. (с последующими изменениями) об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации но реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: (1) Президент РФ; (2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и (4) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России.

Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ , уполномоченный официально оформлять российское гражданство. Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В развитие этого положения закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке, выхода из гражданства России в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Он может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые, по общему правилу, исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства Российской Федерации, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений, и т.д.

[3]

В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства . Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений России); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций но контролю и надзору в сфере ми фации, является Федеральная миграционная служба (ФМС России) .

Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком — со дня его рождения; усыновленным ребенком — со дня усыновления (удочерения); в остальных случаях — со дня принятия соответствующего решения. Прекращается гражданство России со дня принятия полномочным государственным органом решения о выходе из российского гражданства.

Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Если лицу отказывают в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции (районный суд по месту нахождения соответствующего органа либо Московский городской суд — для лиц, постоянно проживающих за пределами России).

Читайте так же:  Что такое предварительный договор купли-продажи квартиры и зачем он нужен

Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка (или недееспособного лица).

Конспект лекции: Органы, принимающие решения по вопросам гражданства. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

— федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

— федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Полномочия Президента РФ:

а) прием в гражданство РФ в общем порядке;

б) восстановление в гражданстве РФ в общем порядке;

в) выход из гражданства РФ в общем порядке;

г) отмена решений по вопросам гражданства РФ.

Президент РФ утверждает положение и издает указы по вопросам гражданства РФ.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов:

а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;

б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы;

г) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ;

д) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке;

е) ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;

ж) оформляют гражданство РФ;

з) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ:

а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы;

г) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ;

д) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими за пределами РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке;

е) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства;

ж) оформляют гражданство РФ;

з) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10162 —

| 7780 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

newinspire

Органы РФ, принимающие решение по вопросам гражданства

Ключевые слова: орган, России, РФ, принимающие, решение, вопрос, гражданства

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 г. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

ФЗ «О гражданстве РФ» предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В соответствии со ст. 28 ФЗ полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: 1) Президент РФ; 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; 3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ, определяются ФЗ «О гражданстве РФ».

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. «а» ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

Полномочия Президента РФ отражены в ст. 29 ФЗ. К ним относятся вопросы (ч.1 ст.29): а) приема в гражданство РФ в общем порядке в соответствии со статьей 13 ФЗ; б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 ФЗ; в) выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 (самого лица) и частью первой статьи 26 (его ребенка) ФЗ; г) отмены решений по вопросам гражданства РФ в соот-и со статьей 23 ФЗ.

Также Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением ФЗ; издает указы по вопросам гражданства РФ.

При наличии определенных обстоятельств (в течение пяти лет, предшествовавших обращению выдворялись за пределы РФ; использовали подложные документы; состоят на военной службе, на службе в других ин. гос-ва; имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке компетентными органами; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы) Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 — 15 ФЗ (общий, упрощенный порядок, восстановление).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждается Президентом РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба и её территориальные органы), а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Читайте так же:  Виза во вьетнам россиянам не нужна при условии въезда на 15 дней

Некоторые статьи ФЗ «О гражданстве РФ», необходимые для понимания вышеизложенного текста .

Статья 12. Приобретение гражданства РФ по рождению

2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства РФ в случае отмены в соответствии со статьей 22 ФЗ считается недействительным со дня принятия такого решения.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.

Вопрос: Порядок решения дел о гражданстве РФ. Полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве

ФЗ определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет поря­док производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворя­ющий его, уполномочен официально оформлять граж­данство Российской Федерации.

Исходя из этого, Конституция устанавливает, что президент решает вопросы гражданства Российской Фе­дерации (ст. 89 п. «а»). ФЗ о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Прези­дента в этой сфере. К ним относятся решения по воп­росам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; отмена реше­ния о приеме в гражданство; предоставления почетно­го гражданства.

По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К органам, ведающим делами о гражданстве Россий­ской Федерации, ФЗ относит:

1. федеральный орган исполнительной власти, ведаю­щий вопросами внутренних дел, и его территори­альные органы;

2. федеральный орган исполнительной власти, ведаю­щий вопросами иностранных дел, и дипломатичес­кие представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые — за ее пределами.

В их функции входят: прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов в представленных документах; направление заявлений вместе с документами Президенту Российской Федера­ции; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; ведут учет лиц, в отношении которых принято решение об изменении гражданства; оформляют гражданство РФ; осуществляют отмену ре­шений по вопросам гражданства РФ; рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ.

Во всех случаях приобретения и прекращения граж­данства оформляется заявление на имя Президента; ре­шения по этим вопросам принимает Президент; оформ­ляются они Указом Президента; срок рассмотрения за­явлений — не более 1 года, а в упрощенном порядке до 6 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного

Заявление подаются в письменном виде по установ­ленной форме в орган внутренних дел по месту житель­ства лица (за пределами Российской Федерации — в со­ответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство Российской Федерации считается при­обретенным или прекращенным со дня принятия реше­ния полномочным органом или издания Указа Прези­дента Российской Федерации.

Исполнение решений возлагается соответственно на Комиссию при Президенте РФ по вопросам граждан­ства и переселению соотечественников, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности и названные выше органы Россий­ской Федерации за рубежом.

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия

Согласно ст. 32 Закона о гражданстве, государственными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

— Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Министерство внутренних дел РФ;

— Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

В этом списке нет одного органа, который играет немаловажную роль при подготовке вопросов гражданства, что следует и из Закона, и из Положения в редакции от 27 декабря 1993 г. — Федеральной службы контрразведки РФ.

Президент РФ. В соответствии с Законом о гражданстве (ст. 33), Президент РФ принимает решения по следующим вопросам гражданства:

а) прием в гражданство РФ иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие ст. 13 Закона о гражданстве (признание гражданами РФ бывших граждан СССР) и ст. 18 (приобретение гражданства РФ в порядке регистрации);

б) восстановление в гражданстве РФ лиц, на которых не распространяется действие ч. 1 и ч. 2 ст. 20 Закона о гражданстве (утрата гражданства вследствие усыновления, опеки, попечительства, выхода из гражданства РФ несовершеннолетних детей вместе с родителями);

в) разрешение на выход из гражданства РФ лиц, на которых не распространяется возможность прекращения гражданства РФ в порядке регистрации согласно п. «б» ч. 1 ст. 20;

г) разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства;

д) отмена решения о приеме в гражданство РФ;

е) предоставление почетного гражданства РФ.

В осуществление полномочий, предусмотренных Законом о гражданстве, Президент РФ издает указы, т.е. второй вид его актов -распоряжения (ст. 90 Конституции) — здесь не применяется.

В структуре Администрации Президента РФ имелся отдел по вопросам гражданства. Указом от 17 марта 1994 г. на базе отдела создано Управление по вопросам гражданства Администрации Президента и утверждено Положение об этом Управлении. Согласно Положению основными задачами Управления являются:

— обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ в проведении единой государственной политики в области гражданства, подготовка для нее необходимых материалов и документов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по проблемам гражданства и политического убежища;

Читайте так же:  Что такое налоговый вычет, и каким образом его можно получить при покупке квартиры

— систематизация и анализ обращений соотечественников, проживающих за рубежом, к Президенту РФ по вопросам гражданства, подготовка обобщенных материалов и предложений по этим вопросам.

— предварительное рассмотрение ходатайств о приобретении и прекращении гражданства РФ, о предоставлении политического убежища на территории РФ;

— подготовку предложений по совершенствованию механизма реализации Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»;

— предварительное рассмотрение представлений о почетном гражданстве Российской Федерации;

— совершенствование информационной системы по вопросам гражданства, предоставления политического убежища и почетного гражданства, внесение в банк данных всей информации по этим вопросам;

— подготовку годовых докладов, итоговых записок и иных справочных материалов для Президента РФ.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Согласно ст. 34 Закона о гражданстве, Комиссия вносит на рассмотрение Президента РФ предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе РФ, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию, в установленный Комиссией срок.

Работа Комиссии строится в соответствии с Положением о ней, утвержденным распоряжением Президента РФ от 23 июня 1992 г.

Министерство внутренних дел РФ. МВД РФ и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

а) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства РФ;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории РФ, к гражданству РФ;

д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории РФ, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

Распределение компетенции по вопросам гражданства РФ внутри системы органов внутренних дел РФ устанавливается постановлением Правительства РФ.

Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения:

а) принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства РФ;

б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ;

в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами РФ, к гражданству РФ;

д) ведут учет граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ;

е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами РФ, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

По договору между РФ и другим государством перечисленные полномочия могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН — порядок и характер регулирования правового положения иностранных граждан национальным законодательством страны. Существует несколько видов режимов:

режим национального пребывания — предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которым пользуются граждане данного государства. Понятием «национальный режим» российский законодатель не оперирует, однако правовая основа такого режима в законодательстве тем не менее сформулирована. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ;

преференциальный режим — особый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны;

режим наибольшего благоприятствования — предоставление гражданам каждой из договаривающихся стран такого режима, которым пользуются граждане третьего государства и который является наиболее благоприятным;

режим реторсий — ответные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан меры, принимаемые государством в ответ на дискриминационные меры другого государства. Режим реторсий применяется РФ в случае, если иностранным государством установлены ограничения в реализации прав и свобод граждан России (в такой ситуации Правительство РФ вправе принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданами этого государства на территории России);

привилегированный режим связан с режимом капитуляций, по которому восточноевропейские государства предоставляли гражданам некоторых европейских государств значительно большие права, чем своим собственным (наша страна такой ситуацией не воспользовалась).

Иностранный гражданин, находящийся на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом имеет один из трех правовых статусов:

1. Иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ;

2. иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ;

3. иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории РФ.

Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Например, в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), срок пребывания иностранного гражданина продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на 1 год со дня въезда иностранного гражданина на территорию России (п. 5 ст. 5 Закона).

По окончании срока действия визы (иного срока, установленного Законом) иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации либо получить разрешение на продление срока пребывания или разрешение на временное проживание.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Временно проживающим считается иностранный гражданин, которому выдано разрешение на временное проживание. Данное разрешение подтверждает право лица временно проживать на территории России до получения вида на жительство.

Срок действия разрешения составляет 3 года и выдается в пределах квоты на выдачу разрешений, ежегодно утверждаемой Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. На 2003 г. общая квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составляет 439080 разрешений, из которых на Санкт-Петербург приходится 1000 разрешений (Постановление Правительства РФ №790 от 1.11.02 г. «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации»).

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. №789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание».

Читайте так же:  Как получить гражданство швеции гражданину рф

Право иностранного гражданина постоянно проживать на территории Российской Федерации удостоверяется видом на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. №794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».

[1]

Право на трудовую деятельность

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 229 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Правовые основы российского гражданства

Правовые основы российского гражданства

Гражданство, кажущееся, на первый взгляд, явлением простым, на самом деле имеет сложную и многогранную природу. Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Оно может быть почетным; его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить. Как правило, гражданство определяется как связь индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние основной части населения государства. Гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Юридическая природа гражданства включает в себя понимание его и как института права, и правоотношения, и правового состояния, и субъективного права. Для того чтобы лицо могло считаться гражданином какого-либо государства, необходимо документальное подтверждение гражданства. Содержательно гражданство динамично, поскольку отражает даже малейшие изменения в государстве, политическом режиме и правовом положении граждан. Гражданство, как зеркало, отражает авторитет и положение государства в международных отношениях.

Как отмечает Томас Хаммар, смысл гражданства различен в странах эмиграции и в странах иммиграции; в государствах старых и новых; в государствах национально однородных и многонациональных; в государствах светских и религиозных; в государствах, ощущающих угрозу, и в государствах, осознающих себя в безопасности; в государствах тоталитарных и либерально-демократических 1 Хаммар Т. Государство, нация и двойное гражданство // Российский бюллетень по правам человека. 1994. № 3. С. 59. .

Институт гражданства в равной мере важен как для государства, так и для отдельной личности, поскольку связь гражданства объединяет индивида и государство, по общему правилу, посредством предварительной интеграции индивида в общество. Гражданство соединяет народ и государство посредством оформления правового состояния проживающего на территории государства населения. Непосредственно обеспечивая суверенитет государства, гражданство делает возможным преемственное развитие государственности.

Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство предоставляет личности возможность принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Подавляющее большинство граждан государства не испытывают каких-либо проблем, связанных с установлением гражданства. Как правило, они признаются гражданами государства с момента рождения и сохраняют состояние гражданства на протяжении всей жизни. Однако в случае перемещения в другую страну, что происходит по разным причинам (вынужденная миграция вследствие межнациональных конфликтов, низкий уровень жизни, интернационализация экономики, заключение брака между гражданами разных государств), могут возникнуть проблемы, связанные с изменением гражданства. При этом сама процедура прекращения прежнего гражданства и получения нового зачастую отнимает много сил и времени и воспринимается довольно болезненно людьми, которым для получения необходимых документов приходится не только обращаться в различные официальные органы, но подчас неоднократно выезжать для этого на прежнее место жительства, или же обращаться за помощью в посольские или консульские учреждения страны своего прежнего места жительства.

Необходимость углубленной разработки взаимоотношений личности и государства вытекает из провозглашения Российской Федерации в ст. 1 Конституции РФ демократическим правовым государством. Гражданство как одно из основополагающих прав человека нашло отражение и в международном праве. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Кроме того, в числе прав человека Декларация провозгласила право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13).

Конституция Российской Федерации относит гражданство к числу основ конституционного строя (ст. 6). В то же время вступление в силу с 1 июля 2002 г. ныне действующего Федерального закона от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 28.06.2009 г.). «О гражданстве Российской Федерации» и внесение в него целого ряда последующих изменений свидетельствует о том, что процесс формирования института гражданства в нашей стране, как и в других бывших союзных республиках, еще нельзя признать полностью завершенным.

После распада Советского Союза для его бывших республик, ставших независимыми государствами, и проживающего в них населения вопросы гражданства приобрели особое значение. Становление института гражданства в этих государствах неразрывно связано с преодолением последствий распада СССР и формированием собственной государственности, немыслимой без гражданства. При установлении института гражданства ряд республик — стран бывшего СССР — закрепили в своем законодательстве нормы и принципы гражданства, зачастую противоречащие международным. Такая ситуация еще более обострила возникшую после распада СССР проблему национальных меньшинств, лиц без гражданства, мигрантов, а также этнических соотечественников, оказавшихся помимо своей воли в одночасье иностранными гражданами или лицами без гражданства по отношению к России, гражданами которой они хотели бы являться.

Для взаимоотношений России с другими странами и прежде всего со странами ближнего зарубежья особое значение приобрела проблема двойного гражданства, что обусловлено прекращением существования единого союзного гражданства. Массовое предоставление второго — российского — гражданства ухудшает отношения России с другими странами постсоветского пространства. Это подтверждает обострение ситуации с двойным гражданством в Туркменистане, несмотря на то, что между Россией и Туркменистаном был заключен договор о двойном гражданстве.

В заключенном 17 сентября 2008 г. Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия каждая из сторон признала за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Договаривающейся Стороны (ч. 1 ст. 8).

Читайте так же:  Что такое ипотека с господдержкой, кто и как может её оформить

Чрезмерно открытое и свободное российское гражданство, просуществовавшее за десятилетие действия Закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР», в сочетании с накапливающимися другими нерешенными проблемами, прежде всего нелегальной и неконтролируемой миграцией, уже давно перестало соответствовать интересам национальной безопасности Российского государства и его граждан. Назрела необходимость законодательного ограничения безмерного расширения круга российских граждан, находящихся вне пределов России, путем их простого признания или облегченного приема в российское гражданство.

На государственную политику по отношению к гражданству влияет целый ряд объективных социально-политических факторов, прежде всего, связанных с миграционными процессами.

В условиях распада СССР многие сотни тысяч мигрантов оказались бы в положении беженцев, лиц без гражданства, если бы они не были приняты в российское гражданство. После распада СССР за пределами России осталось около 25 млн. русских и 4 млн. представителей других национальностей. Прежнее российское законодательство о гражданстве предоставляло в упрощенном порядке гражданам бывшего СССР российское гражданство, не требуя при этом отказа от иного гражданства. Массовое предоставление статуса российских граждан способствовало позитивному решению проблемы перемещения населения, что коснулось судеб миллионов людей.

Статистика показывает, что за 10 лет действия предыдущего Закона о гражданстве 1991 г. российское гражданство получили 4.9 млн. человек. Около 1 млн. из них приехали в Россию из Казахстана, 600 тыс. — из Украины, высоким был также уровень миграции из Узбекистана. Армении, Таджикистана.

Центральная проблема правового регулирования российского гражданства в новом Законе о гражданстве связана с проблемой соотечественников, оставшихся проживать в республиках бывшего СССР. Эта проблема остается по-прежнему острой и спустя почти два десятилетия после распада Советского Союза. Так, в начале апреля 2003 г. Туркменистан прекратил действие Соглашения от 1993 г. между Россией и Туркменистаном о двойном гражданстве. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. Президент РФ обратил внимание на необходимость изменения нового российского Закона о гражданстве в сторону его смягчения, отметив, что более миллиона человек, приехавших в Россию после распада СССР, в связи с его принятием попали в сложнейшую ситуацию.

Оптимизации правового регулирования российского гражданства способствовало принятие ряда поправок в Закон о гражданстве 2002 г.

Внесенные изменения и дополнения были направлены на облегчение приема в российское гражданство соотечественников — граждан бывшего СССР, а также некоторых других категорий лиц, например, получивших среднее или высшее профессиональное образование в российских учебных заведениях после 1 июля 2002 г., военнослужащих, не менее трех лет прослуживших по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, нетрудоспособных.

Благодаря внесенным Федеральным законом от 1 октября 2008 г. № 163-ФЗ дополнениям в Закон о гражданстве, право на прием в российское гражданство в упрощенном порядке также получили иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (ч. 7 ст. 14 Закона).

Законодательное упрощение оснований и процедуры приема в российское гражданство позволило в 2006 г. стать российскими гражданами 500 тыс. человек, тогда как за 2005 г. это удалось сделать 350 тысячам 2 Как не превратиться в проходной двор // Российская газета. 2006. 16 марта. .

С 1 июля 2009 г. прекратила действие ч. 4 ст. 15 Закона о гражданстве, в соответствии с которой имели право на получение российского гражданства в упрошенном порядке, без соблюдения ряда общий условий, иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 г., либо получившие разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, если они до указанного срока (т.е. до 1 июля 2009 г.) не заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Впрочем, право на упрощенный прием в российское гражданство сохраняют другие категории иностранных граждан и лиц без гражданства, указанные в ст. 14 Закона. Например: лица, приезжающие в целях воссоединения семьи; те, у кого хотя бы один из родителей имеет российское гражданство; лица, состоящие в браке с российскими гражданами более 3 лет; лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство СССР; лица, окончившие после 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации средние или высшие профессиональные учебные заведения, и другие.

Исследование гражданства является частью более глобальной проблемы взаимоотношений личности и государства, изучением которой занимались такие видные современные отечественные ученые-юристы, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, В.Н. Бутылин. Н.В. Витрук, В.Ф. Воробьев, И.Н. Глебов, И.В. Гончаров, В. Земскова. И.Н. Зубов, В.Я. Кикоть, Е.И. Козлова. И.Т. Левченко, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев. А.С. Прудников. Н.М. Смородин, М.Л. Тюркин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и д.р.

В международном праве гражданству посвящены работы С.В. Черниченко «Международно-правовые вопросы гражданства» (М., 1968), Ю.Р. Боярса «Вопросы гражданства в международном праве» (М., 1986). В 2008 г. была переиздана фундаментальная работа Н.В. Витрука «Общая теория правового положения личности» (М.: Норма).

Появление нового российского закона о гражданстве, естествено, не прошло незамеченным. В числе новых исследований, посвященных гражданству, следует отметить книги О.Е. Кутафина, Я. Кикотя и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время разработка общих проблем теории гражданства в отечественном правоведении всегда отставала от потребностей практики. Становление гражданства как основы государственности, законодательная динамика, а также многогранность политических, экономических и социальных проблем, связанных с ним, свидетельствуют об актуальности и важности исследования данной темы.

Источники


  1. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.

  2. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

  3. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
  4. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Какие органы государственной власти ведают делами, связанными с гражданством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here