Какие гарантий положены работникам при исполнении воинской обязанности

Самое важное в статье: "Какие гарантий положены работникам при исполнении воинской обязанности" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от ранее действовавшего положения, когда работникам на время исполнения государственных или общественных обязанностей гарантировалось сохранение и места работы (должности), и среднего заработка, в настоящее время работник освобождается от работы на период выполнения государственных обязанностей, за ним сохраняется место работы (должность), но ТК РФ не обязывает работодателя сохранять работнику средний заработок. Эта обязанность работодателя в некоторых случаях предусматривается отдельными нормативными актами.

Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:

1) участие в осуществлении правосудия в качестве народного, присяжного или арбитражного заседателя;

2) явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;

3) подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности;

4) осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;

5) участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;

6) участие в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей членов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;

7) выполнение других государственных или общественных обязанностей — в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность сохранения среднего заработка возлагается на тот государственный или общественный орган, который привлек работника к выполнению соответствующих обязанностей.

Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

Для работников, которые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со стороны работодателя. Кроме того, такие гарантии предусмотрены Законом о профсоюзах. Более подробно эти вопросы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами.

Работникам, которые в соответствии со ст. 384 ТК РФ были избраны членами комиссий по трудовым спорам, предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. При увольнении работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, работодатель должен выполнить требование ст. 373 ТК РФ о необходимости учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Работникам, которые были освобождены от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, в соответствии со ст. 172 ТК РФ также должны быть предоставлены определенные гарантии, которые устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Так, Закон о статусе члена Совета Федерации предусматривает гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж федеральной государственной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Депутату Государственной Думы, работавшему до избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой организации.

Предусмотрены гарантии и кандидатам в депутаты Государственной Думы, однако эти гарантии будут введены Законом*(60) с 7 декабря 2006 года. Согласно указанному Закону работодатель обязан по заявлению работника — зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в течение указанного срока. Такой работник не может быть уволен по инициативе работодателя или переведен на другую работу. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом*(61).

Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета*(62).

Читайте так же:  Как платить алименты если работаешь не официально

Гарантии для работников рассматриваемой категории можно разделить на два вида — общие и специальные.

Так в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются общие гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Специальными гарантиями будут являться:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) установление особенностей денежного содержания и иных выплат;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Необходимо заметить, что законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Какие гарантий положены работникам при исполнении воинской обязанности?

Принятие решения об обращении в суд

Всегда можно договориться

Правила написания искового заявления.

В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

За правосудие тоже надо платить

Подать заявление тоже нужно правильно!

Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

Основное судебное заседание.

Решение еще надо получить

Работа с судебными приставами-исполнителями

Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

3 минуты от м.»Южная», 15 минут от м.»Пражская»

Какие гарантий положены работникам при исполнении воинской обязанности?

В соответствии с трудовым законодательством РФ необходимо всех военнообязанных разделить на группы: проходящих подготовку к службе, призванных на специальные сборы и призыв на срочную военную службу.
И так для работников, которые проходят подготовку к службе и при этом имеется отрыв от производства наниматель обязан на время прохождения подготовки оплатить расходы на проезд и проживание, а также сохранить за работником должность и предоставлять среднемесячную заработную плату по предприятию.
Для работников, которые призваны на специальные сборы, предусмотрены гарантии аналогичные работникам проходящим подготовку к службе, за исключением обязанности нанимателя оплачивать проезд и жилье для сотрудника.
Для третьей категории работников предусмотрена выплата выходного пособия, и на время призыва или оформления на воинскую службу, а также на время прохождения медицинской комиссии или прохождения лечения в стационаре, при поступлении в учебное заведение на специальность военного профиля сохраняется место работы со среднемесячной заработной платой.

Задать вопрос юристу, либо записаться на косультацию Вы можете по телефону:

+7 (495) 585-82-43 (в будние дни с 9:00 до 20:00).

Предварительная консультация по телефону бесплатна!

Самые интересные новости, связанные с изменениями текущего законодательства.

[3]

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 12, декабрь 2012

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Гарантии работникам при выполнении ими воинских обязанностей

Рубрика «Законодательство о труде и заработной плате»

Д.Г. СКРИПЧЕНКО, кандидат экономических наук.

Вопросы освобождения от работы и материального обеспечения работников, привлекаемых к выполнению воинских обязанностей в связи с призывом или приемом на военную службу, прохождением сборов, приемом на воинский учет и снятием с воинского учета, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК), другими законодательными и нормативно-правовыми актами.

В данной статье рассматриваются особенности порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за работниками за время выполнения ими воинских обязанностей, в соответствии с действующим законодательством.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (84), декабрь 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

К работникам, которым предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных и общественных обязанностей, относятся:

1) работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления;

2) работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей;

3) работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам;

4) работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей.

К работникам, привлекаемым в качестве лиц, исполняющих государственные или общественные обязанности, относятся те работники, которые:

1) выполняют обязанности присяжного заседателя;

2) выполняют обязанности членов уголовно-исполнительной инспекции;

3) вызваны в налоговые органы в качестве эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля;

4) вызваны в аналогичном качестве в органы налоговой полиции;

5) участвуют в ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий и т. п.;

6) являются уполномоченными профсоюза по охране труда, представителями профсоюза в комиссиях по охране труда;

7) участвуют в съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, и др.

Этим лицам, помимо гарантий сохранения места работы, орган, привлекший их к исполнению обязанностей, выплачивает за весь период привлечения к работе компенсацию в размере, установленном в законодательстве либо ином нормативном акте, а также в решении соответствующего общественного объединения.

Так, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля 2006 г.) члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда ему может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума.

Читайте так же:  Что такое воеводское приглашение в польшу и его преимущества

Следует отметить, что в некоторых случаях государственные или общественные обязанности, налагаемые на этих лиц, могут исполняться именно в рабочее время. Пример — функции присяжного заседателя. Причем работодатели должны беспрепятственно отпускать своих работников в то время, в которое им необходимо выполнить возложенные на них функции. При этом ни продолжительность выполнения государственных или общественных обязанностей, ни их частота, ни их периодичность и иное в данном случае не имеют значения, так как причина отсутствия работника на работе не зависит от его воли.

Что касается работников, привлекаемых к выполнению воинских обязанностей, то в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 6 июля 2006 г.) гарантиями и компенсациями для них будет являться то, что:

1) за ними сохраняется средний заработок на все время выполнения воинских обязанностей (но не более десяти минимальных размеров заработка);

2) им выплачиваются командировочные расходы за время нахождения в пути за счет средств Министерства обороны РФ.

При этом гражданин, проходящий военные сборы, освобождается от работы с сохранением за ним места работы, ему выплачиваются оклад по воинской должности, воинскому званию, командировочные расходы за счет Министерства обороны РФ. Питание работника, призванного на военную службу или военные сборы, находящегося в пути (к месту службы или обратно), обеспечивается за счет средств Министерства обороны РФ. Работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности (в качестве членов призывной комиссии, врачей, экспертов и т. п.), за время участия в указанных мероприятиях выплачивается их средний заработок, возмещаются командировочные расходы и иные расходы за счет средств Министерства обороны РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особо следует отметить деятельность гражданского персонала воинских частей, подразделений и групп, привлеченных к выполнению задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе. Согласно Приказу Министра обороны РФ от 18 февраля 2000 г. N 90 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе» (с изм. и доп. от 28 января 2005 г.) для них установлены:

1) должностные оклады (тарифная ставка) в 1,5-кратном размере;

2) суточные в 2-кратном размере и другие льготы.

Сами гарантии и компенсации при этом предоставляются по основному месту работы.

Что касается гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, привлеченного к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе, то в соответствии с вышеназванным Приказом им, помимо выплаты должностных окладов (тарифных ставок) в 1,5-кратном размере и выплаты суточных в 2-кратном размере, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более четырнадцати календарных дней.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. ТК РФ устанавливается право членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, участвовать в качестве делегатов конференций и съездов, созываемых профессиональными союзами, а также в работе их выборных органов. Условия такого участия и порядок его оплаты определяются коллективным договором или соглашением.

Увольнение руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов, их структурных организаций (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы, допускается (помимо общего порядка увольнения) только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. При его отсутствии увольнение работников производится с мотивированного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются.

Членам комиссии по трудовым спорам для участия в ее работе предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка. При этом средний заработок определяется из расчета трех последних месяцев работы.

Увольнение работников, входящих в состав комиссии по трудовым спорам, может быть произведено по инициативе администрации только с мотивированного согласия выборного профсоюзного органа предприятия.

Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления. Согласно ст. 15 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивший в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа предоставление гарантий, установленных законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Государственному же служащему в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантируются:

Читайте так же:  Как оформляется домовая книга и зачем она нужна

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;

10) защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом;

11) в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставление в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, жилой площади, служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов;

12) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ возмещение расходов и предоставление иных компенсаций в связи со служебными командировками, приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещение связанных с этим транспортных расходов и расходов на оплату жилья. Указанные расходы, связанные с предоставлением гарантий, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах или органах местного самоуправления, предоставляется после ее окончания прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или в другой организации (ст. 375 ТК РФ). Она должна быть предоставлена не только после окончания срока их полномочий, но и при досрочном их окончании по уважительным причинам. При этом не имеет значения причина прекращения работы по выборной должности (неучастие в новых выборах, неизбрание на новых выборах, ликвидация органа, куда работник был избран в ходе совершенствования государственного аппарата, и т. п.).

В случаях же, если должностное лицо было вынуждено прекратить свою деятельность на выборной должности из-за допущенных злоупотреблений, повлекших его осуждение (получения взятки, должностных преступлений и т. д.), оно не вправе требовать предоставления прежней работы.

Равноценная работа (должность) — это такая работа (должность), которая соответствует прежней работе (т. е. работе, которую избранный выполнял перед избранием на выборную должность) по таким важнейшим признакам, как профессия, специальность, квалификация, условия оплаты труда, льготы и преимущества по данной работе (должности), режим рабочего времени и времени отдыха (например, продолжительность отпусков, дополнительные отпуска и т. д.). Переименование должности, выполнение работ на другом рабочем месте, на другом механизме, агрегате, в другом цехе и иное не означают, что эта работа (должность) не равноценна прежней.

[2]

По общему правилу, как уже говорилось, работнику должна быть предоставлена прежняя (или равноценная) работа в той же организации, где он работал до избрания. Однако, если он согласен, работа ему может быть предоставлена и у другого работодателя. Аналогично решается вопрос в тех случаях, когда организация, где работал избранный, к моменту его возвращения уже ликвидирована. Здесь обязанность по обеспечению равноценной работой вернувшегося работника лежит на правопреемниках и органах, принявших решение о ликвидации организации, предприятия, учреждения.

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5481-I настоящий Закон изложен в новой редакции

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I
«О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1993 г., 19 ноября 1997 г., 7 августа 2000 г., 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г., 8 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие настоящего Закона распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике

Федеральным законом от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ установлено, что действие настоящего Закона распространяется на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике

О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях см. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ

Настоящий Закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

См. постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 896 «О зонах вооруженных конфликтов»

Читайте так же:  В каких случаях разрешена медицинская стерилизация

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 января 1993 года.

Лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются должностные оклады и оклады по воинским званиям в полуторном размере, а для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет 1 месяц военной службы за 1,5 месяца. Если они выполняют задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то должностные оклады и оклады по воинским званиям устанавливаются в двойном размере.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, во всех вышеуказанных случаях устанавливаются должностные оклады по 1 — 4 тарифным разрядам и ежемесячные дополнительные виды денежного содержания по нормам, предусмотренным для военнослужащих сверхсрочной службы, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух должностных окладов. В выслугу лет (трудовой стаж) им засчитывается 1 месяц военной службы за 3 месяца.

В случае гибели военнослужащего в связи с исполнением им служебных обязанностей либо смерти (до истечения 1 года после увольнения с военной службы) вследствие травмы, контузии, заболевания, полученных в период прохождения военной службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-летнего денежного содержания этого военнослужащего. На членов семей указанных военнослужащих распространяются гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в ВОВ. При получении военнослужащим в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения военной службы, этому военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере его 5-летнего денежного содержания. Эти положения распространяются и на военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Молдова, и членов их семей.

Рассмотрены вопросы предоставления дополнительных отпусков, возмещения фактических расходов на наем (поднаем) жилья, оплаты стоимости проезда членов семей военнослужащих, бронирования жилой площади на время прохождения военной службы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют воинским частям и подразделениям жилые помещения для временного расквартирования личного состава, коммунальные услуги, линии и каналы связи, транспортные средства и ГСМ, а также дополнительное питание для личного состава (за счет средств федерального бюджета РФ).

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г., N 6, ст. 181, в «Российской газете» от 6 февраля 1993 г., N 25

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие настоящего Закона распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца пятого части второй статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части выплаты денежной компенсации в случае непредоставления путевок

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5481-I

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Трудовое право

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

Трудовое законодательство не разграничивает понятия государственных или общественных обязанностей и не содержит перечня, который давал бы основания для установления гарантий и компенсаций работникам. В широком смысле слова под государственными обязанностями следует понимать участие в деятельности какого-либо государственного органа который привлек гражданина к выполнению определенных задач. Самой распространенной государственной обязанностью является призыв работающих граждан на военные сборы, реже встречаются случаи привлечения работника в качестве эксперта например, в суд (для участия в судебном процессе в качестве присяжного заседателя) или в органы предварительного следствия.

Под общественными обязанностями подразумеваются, например:

  • участие работника в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе;
  • исполнение обязанностей трудового арбитра посредника при разрешении коллективного трудового спора;
  • донорство;
  • осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;
  • участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;
  • исполнение обязанностей членов примирительной комиссии и др.

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, которое работникам на время исполнения государственных или общественных обязанностей гарантировало сохранение и места работы (должности), и среднего заработка, в настоящее время работник освобождается от работы на период выполнения государственных обязанностей, за ним сохраняется место работы (должность). Однако ТК РФ не обязывает работодателя сохранять работнику средний заработок. Эта обязанность возлагается на тот государственный или общественный орган, который привлек работника. И только в случае, если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе

Читайте так же:  Могут ли быть взысканы алименты после расторжения гражданского брака

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. Эти гарантии закреплены ст. 171 ТК РФ, в то же время эта норма является отсылочной: относительно предоставления гарантий работникам, избранным в профсоюзные органы, — к ст. 374 ТК РФ, относительно порядка увольнения работников, избранных в профсоюзные органы, — к ст. 376 ТК РФ и в состав КТС — к ст. 373 ТК РФ.

Так, члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от работы для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, — также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ч. 3 ст. 374 ТК РФ).

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, работодатель обязан предоставить после окончания срока их полномочий прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии — другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника в другой организации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») (далее — Закон о профсоюзах). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.

При отказе работника от предложенной работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профсоюзного органа (ч. 1 ст. 375). Следует учитывать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и все другие работники организации (ч. 3 ст. 375 ТК РФ).

Норма трудового права, посвященная гарантиям права на труд работникам — членам выборного профсоюзного органа, фактически основывается на ст. 27 Закона о профсоюзах. Однако она несколько видоизменена в ст. 376 ТК РФ. В данной статье отражено пролонгированное право работников — руководителей выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей на соблюдение при увольнении таких работников по инициативе работодателя по некоторым основаниям — сокращение численности или штага работников организации, индивидуального предпринимателя; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации; неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 2. 3. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) — порядка установленного ст. 374 ТК РФ (гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы). Такое право сохраняется за ними в течение двух лет после окончания срока их полномочий.

[1]

Комиссии по трудовым спорам являются добровольными объединениями, работающими без дополнительной оплаты для ее членов, однако их члены, так же как и профсоюзные работники, находятся под защитой законодателя (ч. 2 ст. 171 ТК РФ). Во-первых, им предоставляется свободное время для участия в работе указанной комиссии; во-вторых, за ними сохраняется средний заработок за время исполнения ими их общественных обязанностей; в-третьих, их увольнение осуществляется по правилам, установленным для расторжении трудового договора с работником — членом профессионального союза (ст. 373 ТК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Например, гарантии:

  • сотрудникам уголовно-исполнительной системы, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления, предусмотрены Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
  • сотрудникам полиции, избранным (назначенным) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления. — Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»;
  • сотрудникам таможенных органов — Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • сотрудникам Следственного комитета РФ, избранным (назначенным) членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления, — Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и т.п.

Источники


  1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  5. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Какие гарантий положены работникам при исполнении воинской обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here