Имеет ли частный детектив полномочия для проведения опросов граждан, с целью сбора какой-либо информ

Самое важное в статье: "Имеет ли частный детектив полномочия для проведения опросов граждан, с целью сбора какой-либо информ" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Имеет ли частный детектив полномочия для проведения опросов граждан, с целью сбора какой-либо информации?

Работаем без выходных!

Услуги частного детектива:

Большинство людей искренне уверены в том, что любой частный детектив сходу возьмется за любое дело и поручение, будь то слежка за изменником, поиск пропавшего или промышленный шпионаж.

Однако деятельность частного детектива достаточно регламентирована законом.

Согласно Закону «О частной детективной и охранной деятельности» детектив имеет право на сбор информации и проведение наблюдения в интересах заказчика.

Первое направление, которое задействует частный детектив — это поиск информации. По согласованию с местными правоохранительными органами детектив может пользоваться данными из официальных информационных систем и криминалистических учетов:

  • пофамильные и дактилоскопические картотеки,
  • фотокартотеки преступников,
  • системы учета преступлений по способам их совершения,
  • данные о похищенных и утраченных паспортах и других личных документах.

В законе прописана строгая ответственность за несанкционированное использование баз данных государственных органов, поэтому, если вы хотите проверить какие-либо данные «по знакомству», то подвергнете и себя, и сотрудника органов опасности быть привлеченным к серьезной ответственности, вплоть до уголовной. Частный детектив имеет лицензию на подобный вид деятельности, поэтому обращение к нему совершенно законно.

В основе деятельности частного детектива лежит сыск, т.е. сбор и проверка информации. Это могут быть сведения по гражданским и уголовным делам, коммерческие данные, факты из личной жизни людей. В то же время каждый гражданин имеет конституционное право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Поэтому Закон запрещает «собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц». Однако этот запрет не касается сбора сведений о дате и месте рождения, месте жительства и работе, об учебе, службе и иной трудовой и производственной деятельности, об отношении к своим трудовым обязанностям, прошлой судимости или о фактах привлечения к уголовной и административной ответственности. Не запрещены все виды видео- и аудиозаписей, фото- и видеосъемки за пределами жилых и служебных помещений.

В целях проведения сыска частные детективы могут осуществлять сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. Если сведения были собраны детективом с соблюдением конституционных прав неприкосновенности жилища, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и телефонных переговоров и с соблюдением ограничений деятельности частного детектива, то они могут выступать в качестве доказательств по гражданскому делу.

Помните, что деятельность частных детективов носит частноправовой характер, осуществляется на основе договоров, предполагает оплату и требует наличие лицензии.

Госдума определила полномочия частных детективов

Госдума внесла изменения в ряд законов, регулирующих сферу частного сыска. Теперь точно известно — какая биография должна быть у детектива и чего в ней быть не должно. А также утверждены нормы, касающиеся причин лишения лицензии.

Согласно обновленному законодательству, заняться частным сыском в России может далеко не каждый желающий, пишет «Российская газета», где опубликован принятый Госдумой документ.

Чистая биография

Кандидат должен иметь юридическое среднее или высшее образование или иметь стаж службы в правоохранительных органах. У него не должно быть психических расстройств, алкогольной и наркотической зависимости.

Будущий детектив не должен иметь судимостей за умышленное преступление, быть фигурантом незавершенных следственных или судебных разбирательств, в его трудовой биографии не должно быть увольнений с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам.

А если кандидат служил в органе, контролирующем или осуществлявшем лицензионную работу, ему не разрешат заниматься частным сыском в течение года после увольнения. Это своего рода антикоррупционная защита, чтобы экс-сотрудники сами себе не выписывали лицензии.

Без угроз и оружия

Лицензию детектив получит на пять лет, при этом в течение этого времени каждый год должен будет представлять медицинскую справку об отсутствии психических заболеваний, наркотической и алкогольной зависимости.

Лицензию могут не продлить, если выяснится, что деятельность детектива как-либо угрожала безопасности граждан. Иными словами, если сыщик пытался получить информацию силовыми и иными противозаконными методами, угрожающими жизни и здоровью. При этом за гражданами остается право ничего не отвечать на вопросы частных сыщиков и никак не помогать в их расследованиях — они не являются официальными представителем власти.

Частный детектив является частным предпринимателем. А потому требовать чего-либо или применять силу (при любых обстоятельствах) он не в праве. Сыщику запрещено даже просто преследовать преступника, если это делается с оружием, и задерживать подозреваемых.

Что можно детективу?

Кстати об оружии. Здесь права сыщика такие же, как и у рядовых россиян. Пользоваться оружием детектив может для охоты, спортивной стрельбы или самообороны, но не для работы. Также детектив не может использовать спецсредства, только допустимые для самообороны. На использование спецаппаратуры тоже ограничения.

Таким образом получается, что детективу, человеку с профильным опытом и безупречной биографией, разрешено совсем немного. В рамках своей предпринимательской деятельности он может собирать информацию и наводить различные справки. Например, о возможных наследниках умершего родственника, о потенциальных конкурентах или инсайдерах в фирмах, вести поиск без вести пропавших или сбежавших.

[2]

В реальности это работа по большей части в архивах, запросы и переписки. В том, что касается слежки за неверными супругами, это возможно. Но только без нарушения законов, охраняющих частную жизнь и персональную информацию.

Если в ходе расследования детектив получит информацию о совершенном тяжком преступлении, то должен будет сообщить об этом в правоохранительные органы. И продолжать собственное расследование сможет уже только с их разрешения.

Законы частного детектива.

. При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 № 272-Ф3. Вступает в силу с 1 января 2010 года.)

Читайте так же:  Дом и коттедж основные отличия

Статья 3, п.1
Статья 3, п.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности» гласит, что частный детектив может собирать информацию по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. Однако частный детектив может действовать в интересах клиента еще и до возбуждения дела в суде, чтобы собрать сведения, необходимые для определения основания участия клиента в гражданском процессе.

Что касается правового статуса собранной частным детективом информации, то она не имеет процессуальной силы, но может быть представлена на суде.
На практике только один раз были востребованы сведения, которые я смог добыть в ходе наблюдения. Но, речь шла только об устных показаниях частного детектива на слушаниях дела об установлении места проживания ребенка с одним из родителей. Ни о каких видео или фото доказательствах того, что мама девочки не гуляла и не занималась воспитанием дочери. И преподнесено это было суду как контроль частного детектива с целью недопущения противоправных действий в отношении ребенка. То есть, можно констатировать, что наша юриспруденция не может должным образом оценивать и принимать во внимание действия детектива.

Статья 3, п.5
Граждане могут обращаться к частному детективу за помощью в поиске без вести пропавших граждан. Как правило, заинтересованные лица прежде всего желают понять, жив или мертв разыскиваемый ими человек, чтобы представить полученные сведения в суд и установить в судебном порядке один из двух юридических фактов: признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим.

Статья 5. Действия частных детективов
Проведение устного опроса граждан и должностных лиц является одним из видов сыскных действий. Вопросы задаются тем гражданам или должностным лицам, которые могут владеть информацией, представляющей ценность для частного детектива и его клиента. Объектами опроса могут быть любые лица, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Статья 7, п.4
Согласно закону, частным детективам запрещается «осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного на то согласия соответствующих должностных или частных лиц». По мнению некоторых комментаторов закона, любой человек по просьбе частного детектива может провести запись и съемку, обойдя таким образом закон. Однако это означает фактическую легализацию двух вещей: использования частным детективом агентурной сети, деятельность которой не будет определяться Законом об оперативно-розыскной деятельности, а во-вторых, обходного пути для получения информации о частной жизни.

Статья, которая полностью себя изжила. Действительно, любой телефон в данное время имеет функции фото-видеосъемки. И запретить человеку использовать свой аппарат во всех его функционалах просто не реально. Ко мне неоднократно обращались клиенты, имея на руках фото и видеоматериалы об объекте изучения. Именно то фото и видео, которое в полном обьеме раскрывает частную личную жизнь лица, показывая досконально все стороны личной жизни человека. Согласен, что частный детектив, лицо имеющее специальные навыки в области сбора информации и слежки. Но и любой сознательный гражданин, не поленясь, сядет за руль своего автомобиля, и будет снимать на видеорегистратор весь день нужного ему объекта. И при чем тут детектив тогда?

Статья 7, п.8
Разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 10 г. Москва «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «

Дата первой официальной публикации: 1 февраля 2012 г.

7. В соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:
а) содействие частных детективов розыску лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
б) информирование правоохранительных органов частными детективами о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях и административных правонарушениях.
8. При необходимости в соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений предусматривается порядок предоставления правоохранительными органами частному детективу информации о происшествиях, криминальной обстановке в соответствующем районе, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.

На практике, получить необходимую информацию детективу совсем не просто как предполагает Закон. Никому нет дела до того, что детектив точно знает: кто убил, когда и за что. Да и на вопрос сотрудников об источнике информации, уверен, любой работающий сыщик только разведет руками.

29 сентября 2011 года в Государственную Думу РФ был внесен Законопроект № 606552-5 «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Данный законопроект внесли депутаты, имеющие непосредственное отношение к сфере частного охранного и детективного ремесла. Потому и полномочия частных сыщиков расширены, и приближены к нормам частного сыска существующих во многих развитых странах мира.
Разумеется, все эти законодательные новшества необходимо еще раз досконально изучить и откорректировать, но сам факт того, что институт частного сыска, зажатый со всех сторон ограничениями, все же пытается вырваться в поле легальной, юридически обоснованной деятельности на благо россиян и жителей других стран.

Выдержки из законопроекта:
1) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Права частного детектива»;

2) часть первую изложить в следующей редакции:
«Детектив при осуществлении сыскной деятельности вправе:

По вопросу прав частного детектива
Дата внесения в ГД: 29 сентября 2011 года
Инициаторы: депутат ГД Гудков Геннадий Владимирович, депутат ГД Гуров Александр Иванович
Комитеты: Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции (ответственный), Комитет ГД по безопасности (профильный, 1994-01-20 — )

Читайте так же:  Что такое приобретательная давность и когда она может применяться

Последнее событие
Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении (рассмотрение законопроекта Государственной Думой)
Результат: 20 февраля 2013 года было принято решение отклонить законопроект
Документ: Постановление ГД №1798-6 ГД

Закон о Детективной деятельности был принят в далеком 1992 году. Тогда началась эпоха развития многих отраслей услуг, о которых раньше даже боялись заикнуться. Прошло более 20 лет, но лишь поправки и дополнительные статьи были внесены в наш Закон. Не всегда эти поправки имели положительные отклики практикующих частных детективов. Но каждый детектив понимает, что законотворчество в сфере частного сыска не простое дело.

§ 2. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Цель проведения проверочных OPM — выявление обстоятельств, служащих основанием для выдачи или отказа в выдаче соответствующего допуска, разрешения на осуществление частной охранной и-детективной деятельности, установления или поддержания отношений сотрудничества, принятия мер по обеспечению собственной безопасности ОРО. Представляется, что данная цель является частной и соответствует общей цели ОРД, состоящей в обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Имеет ли частный детектив полномочия для проведения опросов граждан, с целью сбора какой-либо информации?

Познание обстоятельств совершенного преступления может осуществляться не только представителями государственных правоохранительных органов, но и частными детективами путем сбора сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

Такое право им предоставлено Законом РФ « О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», принятом 12 марта 1992 года. Однако реализовать это право частному детективу пока практически невозможно, так как до настоящего времени в уголовно-процессуальный кодекс не внесены необходимые дополнения, касающиеся его участия в уголовном процессе. В настоящее время представляется удобный случай восполнить этот пробел и внести в подготавливаемый проект уголовно-процессуального кодекса соответствующие дополнения. Попытаемся определить характер и содержание этих дополнений.

Прежде всего, следует уяснить, каково правовое положение частного детектива в уголовном процессе. Представляется, что его нельзя отнести к числу участников уголовного процесса, так как он не выполняет ни одну из процессуальных функций (уголовного преследования, защиты, разрешения дела) и не имеет личного интереса. Он оказывает услугу по сбору сведений по уголовному делу одному из участников процесса и действует в рамках заключенного с ним договора и требований закона « О частной детективной и охранной деятельности». В то же время он вступает в определенные уголовно-процессуальные правоотношения с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом, в чьем производстве находится дело, так как закон обязывает его в течение суток после заключения договора с участником процесса письменно уведомить об этом указанных лиц. Поэтому частного детектива следует отнести к числу лиц, участвующих в уголовном процессе. К ним отнесены свидетели, эксперты, понятые, специалисты и т.п. Однако в отличие от указанных лиц частный детектив участвует в уголовном процессе, как правило, не по инициативе правоохранительных органов, а на основании договора с участником процесса.

С учетом изложенного, в общую часть уголовно-процессуального кодекса (в статью, содержащую разъяснения некоторых наименований, применяемых в кодексе) целесообразно внести следующее дополнение: «Частный детектив – гражданин Российской Федерации, занимающийся на законном основании детективной деятельностью, и заключивший договор на сбор сведений по уголовному делу с участником уголовного процесса».

С кем же из участников процесса частный детектив вправе заключить договор на сбор сведений по уголовному делу?

В теории уголовного процесса всех участников процесса объединяют в две группы. В первую входят государственные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по делу и наделены властными полномочиями. Это: орган дознания, следователь, прокурор, судья и суд. Вторую группу составляют граждане, которые защищают в уголовном процессе свои или представляемые личные или общественные интересы. В нее входят: подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и представители потерпевшего. Гражданского истца и гражданского ответчика.

Частный детектив вправе заключить договор на сбор сведений по уголовному делу только с участниками процесса, входящими во вторую группу. Это обусловлено наличием у всех указанных участников процесса общего права – представлять доказательства. Указанное право они могут реализовать двояким образом — лично обнаружить их и передать в органы предварительного расследования и в суд или обратиться к частному детективу с просьбой собрать сведения, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

Для того, чтобы частный детектив мог реализовать право на заключение договора с указанными участниками процесса, в соответствующие статьи нового уголовно-процессуального кодекса, определяющие их права, следует внести дополнительное право – заключать договор с частным детективом на сбор сведений по уголовному делу.

Собранные частным детективом сведения могут послужить также основанием для производства следственных действий ( допроса выявленных детективом очевидцев преступления, производства обысков, выемок и др.), а также для заявления участниками процесса ходатайств об отводе судьи, прокурора, лица, производящего дознание, эксперта, переводчика или для заявления обоснованных жалоб.

При сборе сведений по уголовному делу частный детектив не вправе производить предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом следственные действия. В этих целях законом « О частной детективной и охранной деятельности» допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение документов и предметов (с письменного согласия их владельцев). Внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации. В ходе производства указанных действий частному детективу разрешается использовать видео- и аудиозапись, кино – и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Полученные частным детективом сведения по согласованию с участником процесса могут быть переданы им следователю, лицу, производящему дознание, судье или же это может сделать непосредственно сам участник процесса, реализуя свое право на представление доказательств. Учитывая, что действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 70 УПК), не называет частного детектива в числе лиц, имеющих право на представление доказательств, в новом уголовно-процессуальном кодексе этот пробел следует устранить и такое право ему предоставить.

Читайте так же:  Как русским уехать работать в катар

Участие частного детектива в уголовном процессе путем сбора сведений по уголовному делу требует решения ряда процедурных вопросов. Во-первых, прежде чем заключить договор на сбор сведений по уголовному делу, частный детектив должен удостовериться в том, что данный гражданин признан участником процесса (подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителем).

Видео (кликните для воспроизведения).

Для каждого из указанных лиц уголовно-процессуальным законом определен порядок признания участником процесса.

Подозреваемый как участник процесса появляется с момента составления протокола задержания подозреваемого в совершении преступления или постановления органа предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения.

Для признания лица обвиняемым необходимо мотивированное постановление следователя, лица, производящего дознание, следователя, прокурора. О признании лица потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком органы предварительного расследования выносят постановление, а суд – определение.

Основанием для участия адвоката в качестве защитника служит ордер юридической консультации. Соответствующие документы должны иметь представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Учитывая, что указанной информацией частный детектив должен располагать до заключения договора с участником процесса на сбор сведений по уголовному делу, то в уголовно-процессуальном кодексе должно быть прописано право детектива на получение такой информации, а на органы предварительного расследования и суд должна быть возложена обязанность предоставить ему такую информацию.

[3]

Во-вторых, в новом уголовно-процессуальном кодексе необходимо продублировать установленную статьей 3 закона «О частной детективной и охранной деятельности» обязанность частного детектива в течение суток с момента заключения контракта с участником процесса письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело. При этом следует определить требования к такому уведомлению. Должен ли частный детектив сообщать только о факте заключения договора или же о характере сведений, которые он должен собирать в соответствии с этим договором, обязан ли он информировать органы предварительного следствия о полученной информации.

Представляется, что в письменном уведомлении должно быть указано, с кем из участников процесса заключен контракт и что является предметом договора. При этом полагаем нецелесообразным требовать от частного детектива копии договора или объяснения по поводу того, как он будет осуществлять сбор сведений по уголовному делу в интересах клиента. Этот вопрос является предметом регулирования закона « О частной детективной и охранной деятельности».

В-третьих, требует также законодательного разрешения и вопрос о возможности и необходимости допроса частного детектива в качестве свидетеля. При его решении следует исходить из общих принципиальных положений о статусе свидетеля и тем особым положением частного детектива, которое вытекает из его договорных обязательств перед клиентом, нарушение которых может повлечь для него нежелательные гражданско-правовые последствия.

Предлагаемые дополнения в новый уголовно-процессуальный кодекс не носят всеобъемлющего характера в силу не разработанности данного вопроса. Однако и их внесения будет вполне достаточно для того, чтобы институт участия частного детектива в уголовном процессе « заработал» и нормы двух федеральных законов – «О частной детективной и охранной деятельности» и Уголовно-процессуального кодекса приведены в соответствие.

Валерий ШЕСТАКОВ, профессор, эксперт комитета по безопасности Государственной Думы

Статья 6. Оперативно — розыскные мероприятия.

При осуществлении оперативно — розыскной деятельности проводятся следующие оперативно — розыскные мероприятия:

1. Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно — розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно — розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

[1]

Оперативно — розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно — технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно — розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно — розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно — розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно — розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 6

1. В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень оперативно — розыскных мероприятий (ОРМ), допустимых к проведению в процессе оперативно — розыскной деятельности. Оперативно — розыскные мероприятия — составной структурный элемент оперативно — розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРМ носят разведывательно — поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Читайте так же:  Как отстаивать свои права при общении с сотрудниками гаи

Оперативно — розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 настоящего Закона. Оперативно — розыскные мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 15 могут проводиться как гласно, так и негласно (см. п. 2 комментария к ст. 15).

2. Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. В теории и практике оперативно — розыскной деятельности это мероприятие носит традиционное название — разведывательный опрос, что указывает на его исследовательский, поисковый характер, направленность на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Опрос может осуществляться самим оперативным работником либо другим должностным лицом, действующим по его поручению.

В соответствии со ст. 15 Закона об ОРД сотрудники оперативных аппаратов, проводя опрос, из тактических соображений имеют право скрывать истинные цели беседы либо свою профессиональную принадлежность.

Опрос может носить конфиденциальный характер. Если просьба о сохранении конфиденциальности поступила со стороны опрашиваемого, то сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации в соответствии с ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона. Такое лицо может впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля лишь при его письменном согласии, как того требует ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона.

Результаты опроса при согласии опрашиваемого могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной) либо рапортом (справкой) должностного лица. Если информация получена при условии конфиденциальности, то рапорт (справка) хранится и используется по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела приобщен быть не может. Согласно ч. 3 комментируемой статьи при проведении опросов могут использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего.

При проведении опроса с согласия его участников может использоваться полиграф — специальное устройство, регистрирующее психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющее выявить тщательно скрываемые им факты. Процедура полиграфного опроса предусмотрена Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 28 декабря 1994 г. Результаты такого опроса оформляются заключением оператора, которое может передаваться следователю для учета в процессе доказывания.

В отдельных случаях для раскрытия особо тяжких преступлений, когда свидетели или потерпевшие в силу объективных факторов затрудняются воспроизвести наблюдаемые ими события, с их добровольного согласия для проведения опроса могут привлекаться врачи — гипнологи, которые с помощью репродукционного гипноза помогают восстанавливать и извлекать информацию из глубин памяти опрашиваемых. Сеанс гипнорепродукции в обязательном порядке фиксируется на магнитофон, при этом желательно применение видеозаписи. Результаты опроса с применением репродукционного гипноза оформляются актом судебно — психологического исследования по экспериментально — суггестивному потенцированию памяти, который может передаваться лицу, производящему расследование.

3. Наведение справок — это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности.

Предоставление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Для наведения справок согласно ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона могут использоваться информационно — поисковые системы, имеющиеся в органах, осуществляющих ОРД. Кроме того, на основании п. п. 4 и 30 ст. 11 Закона РСФСР «О милиции» сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел имеют право на получение от должностных лиц необходимых сведений, справок, документов и копий с них, а также на безвозмездное получение информации от предприятий, организаций, учреждений и граждан, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации.

Наведение справок в информационно — поисковых системах органов внутренних дел, а также других правоохранительных органов осуществляется на основании требования (запроса) за подписью руководителя оперативного аппарата. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны содержать перечень требуемых сведений, исходные данные для их получения, а также юридические основания для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Запросы на получение справок по счетам и вкладам физических лиц в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» должны быть согласованы с прокурором.

Информация, полученная путем проверки лица по информационным системам, имеющая значение для всестороннего и полного расследования и рассмотрения дела в суде, может приобщаться к материалам уголовного дела, если она не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Наведение справок путем изучения документов может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 15 настоящего Закона могут зашифровываться (см. комментарий к ст. 15). Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, бухгалтерские, кадровые и т.п.), а также места их получения (предприятия, учреждения, учебные заведения и др.) определяются должностным лицом оперативного аппарата.

Читайте так же:  Как русским уехать работать в турцию вакансии и оформление визы и разрешение на работу

Результаты изучения документов оформляются рапортом или справкой должностного лица. При получении сведений, имеющих значение для предварительного и судебного расследования, рапорт (справка) передается лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.

4. Сбор образцов для сравнительного исследования — это действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности.

Закон не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут включать в себя любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, запах, почерк и т.п.), микрочастицы, следы транспортных средств, похищенное имущество, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), и т.д.

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифрованно (в зависимости от решаемых задач). Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентированы ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.

Данное мероприятие проводится сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другими лицами (в том числе оказывающими конфиденциальное содействие). При необходимости к сбору образцов могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познаниями, однако обеспечение точности выбора образцов, их достоверности и сохранности возлагается на оперативного работника.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При сборе образцов отпечатков пальцев могут использоваться возможности, предоставленные Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г.,

Методы сбора информации частным детективом

Все, что связано с деятельностью частного детектива, окружено загадочностью и романтикой. Для рядовых граждан сыщик – это профессионал, который отлично владеет психологией, обладает высоким уровнем эрудиции и логическим мышлением. Он в состоянии раскрыть даже самые сложные преступления. А в работе пользуется различными шпионскими «штучками» — тайной видеосъемкой, наблюдением посредством радиомаячков, прослушиванием помещений. На самом деле пользоваться подобными техническими средствами детективам приходится очень редко. Во-первых, они стоят достаточно дорого, а во-вторых, существует множество методов, которые позволяют сотрудникам детективного агентства «Тайный детектив» добывать информацию из открытых источников.

Наблюдение за объектом

Одним из самых распространенных методов является наблюдение за объектом. Главное, чтобы человек, за которым ведется слежка, ее не обнаружил. Иначе операция провалена. Частному детективу необходимо проявить максимум мастерства, чтобы быть неприметным.

Съемка и прослушивание

Во время слежки частный детектив может задействовать бинокль, фотоаппарат, видеокамеру, направленные микрофоны. Необходимо при этом помнить, что фото- и видеосъемка частной жизни человека без его согласия находится под запретом. Следовательно, проводить такие мероприятия можно лишь в общественных местах. Так, если частный детектив сфотографировал встречу объекта с кем-то в кафе – это законный метод сбора информации. Съемка же на видеокамеру свидания, которое проходит в собственной квартире объекта, считается вмешательством в его личную жизнь. Что касается микрофона, то он не относится к специальным средствам и может свободно использоваться для сбора информации.

Получение информации из внешних источников

Найти информацию об объекте можно и в открытых источниках. Много полезного о человеке может поведать его страничка в соцсетях, резюме на сайте, где он ищет работу или анкета на популярном сайте знакомств. И если обычному человеку такая информация покажется недостойной внимания, то детектив сможет создать законченную картинку.

Информация в базах данных

Есть у детективов и доступ к различным закрытым базам данных, где можно найти информацию о фирме или человеке (например, о наличии недвижимости, другого имущества, о составе семьи, наличии судимостей, выездах за границу). Информация в таких базах постоянно обновляется и служит надежным источником.

Опрос окружения человека

Еще одним методом накопления большого объема информации может стать опрос окружения объекта. Как утверждает один из сотрудников детективного агентства «Тайный детектив»: «Это вовсе не значит, что опрашивать нужно друзей или близких родственников. Иногда бабушка-соседка или бывший одноклассник могут дать куда более ценную информацию. Главное – вести с ними дружескую беседу, обмен мнениями и не афишировать цель разговора. Ведь конфиденциальность должна быть прежде всего».

Видео (кликните для воспроизведения).

Значительно облегчат работу детектива и обычный телефон, компьютер и даже ручка с блокнотом. Главное – собрать нужную информацию, ведь от нее зависит качество проводимой работы и конечный результат.

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

  3. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
  4. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
Имеет ли частный детектив полномочия для проведения опросов граждан, с целью сбора какой-либо информ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here