Имеет ли автор права в отношении своего произведения

Самое важное в статье: "Имеет ли автор права в отношении своего произведения" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Иные интеллектуальные права на произведение (право на отзыв, право доступа, право следования и др

Право доступа принадлежит только автору. Закон не допускает переход этого права ни по договору, ни по наследству, ни по каким-либо иным законным основаниям. Прекращается это право в момент смерти автора.

П. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность реализации права доступа в отношении таких объектов авторского права, как произведения изобразительного искусства. Понятие произведений изобразительного искусства ГК РФ не содержит, довольно скупо перечисляя, что следует подразумевать под таковыми. К ним относятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другое. Отличие произведений изобразительного искусства от иных видов произведений состоит в том, что копии произведения изобразительного искусства всегда не похожи на оригинал такого произведения (несмотря на постоянное совершенствование техники изготовления копий).

Право доступа и право следования распространяется на особые объекты авторского права: произведения изобразительного искусства, а также на специально выделенные ГК РФ произведения архитектуры и авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений. Таким образом, распоряжаясь оригиналом перечисленных видов произведений, автор, даже в случае указания в договоре на одновременное отчуждение исключительных прав на эти произведения, сохраняет за собой два дополнительных авторских правомочия — право доступа и право следования.

Право доступа означает право автора требовать от лица, обладающего правом собственности или иным вещным правом на оригинал произведения предоставления возможности реализовать право автора на воспроизведение (изготовление копий) своего произведения изобразительного искусства, осуществлять фото-, видеосъемку произведения архитектуры.

Необходимо заметить, что автор вправе требовать доступа, но не доставки к нему произведения. Право доступа автор реализует за свой счет и несет все связанные с этим расходы. При этом собственнику запрещается чинить автору препятствия в осуществлении принадлежащего ему права доступа.

Данное право заключается в выплате автору процента от любой перепродажи оригинала произведения, происходящей следом за первой передачей такого оригинала автором.

Данное право заключается в выплате автору процента от любой перепродажи оригинала произведения, происходящей следом за первой передачей такого оригинала автором. Признаки данного права:

1. объектом права следования являются только оригиналы произведений изобразительного искусства, а также авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений

2. право следования возникает у автора произведения изобразительного искусства в случае отчуждения его оригинала третьим лицам по одному из видов гражданско-правовых договоров. При этом не имеет значения состоялась ли передача исключительного права в отношении самого произведения.

3. право следования появляется у автора при каждой перепродаже оригинала произведения, ранее им отчужденного.

4. законом установлено специальное требование к характеру такой перепродажи. Он должно быть публичной. Это означает, что отчуждение оригинала произведения осуществляется с участием магазина, художественного салона, галереи изобразительного искусства или иной подобной организации.

5. право следования заключается в получении автором произведения изобразительного искусства вознаграждения, которое выражается в процентных отчислениях от перепродажной цены оригинала этого произведения.

6. вознаграждение автору выплачивает продавец оригинала произведения изобразительного искусства.

Право следования, как и право доступа принадлежит к группе иных интеллектуальных прав. Потому оно обладает характером как имущественных прав, так и личных неимущественных. В силу правовых особенностей последних, право следования является неотчуждаемым и не может передаваться по договору иным лицам. Субъектом права следования может выступать лишь автор произведения, оригинал которого публично перепродается. Однако право следования входит в состав наследства автора и после смерти последнего возникает у его наследников и действует в течение, за некоторыми исключениями, предусмотренными статьей 1281, в течение семидесяти лет со дня смерти автора. Эта специфическая особенность «заимствована» правом следования от исключительных прав

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —

| 7082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Авторское право

Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права, которые и являются основанием для авторских договоров.

Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

[2]

Объекты. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства, под которыми понимаются результаты творческой деятельности человека. Эти результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам. Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.

Содержание произведения (сюжет, идея произведения, факты и т.п.) охраняются лишь через оригинальную форму.

Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств.

Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Это литературные (включая компьютерные программы) и драматические произведения, кино-, теле- и видеофильмы, живопись, скульптура, графика, фотографии, произведения архитектуры и т.п. К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных).

Не пользуются охраной по авторскому праву официальные материалы и документы (флаги, гербы, ордена, законы и т.п.), а также произведения народного творчества.

Иностранные произведения, впервые опубликованные за рубежом, охраняются в России не во всех случаях, а только на основе международных договоров об авторских правах, в которых участвует Россия.

Субъекты. Первоначальным носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин. Однако по ранее действовавшему законодательству в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (киностудии, телестудии, издатели энциклопедий и др.); их авторские права сохраняют силу и в настоящее время.

Если произведение является результатом творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.

Авторы зависимых произведений (переводчик, обработчик, составитель) могут использовать свое авторское право лишь в том случае, если получено согласие от автора основного (первоначального) произведения, например от автора оригинала.

Содержание авторских прав

Содержание авторских прав. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений.

Читайте так же:  Куда и как подавать заявление на алименты после развода

Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право, которое в законе названо «исключительное право на использование произведения».

Своим исключительным характером это право напоминает право собственности. Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:

воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.);

распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения;

публично показывать произведение;

публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.;

сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.;

переводить произведение на другие языки;

переделывать (перерабатывать) произведение.

Если какое–либо лицо осуществляет эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то оно нарушает авторские права.

Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, произведение может быть использовано свободно, без согласия владельца авторских прав. К числу таких случаев относятся: цитирование, воспроизведение произведения в личных целях, воспроизведение некоторых актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, воспроизведение произведений для чисто информационных целей в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре некоторых произведений без извлечения прибыли.

Срок действия авторского права

Срок действия авторского права. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако ранее действовавшее законодательство предусматривало, что авторское право после смерти автора действует только 25 лет. Поэтому произведения авторов, умерших в 1967 г. или ранее, не охватываются новым законодательством и не охраняются.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, охраняется вплоть до истечения 50 лет с даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то датой его смерти считается дата реабилитации.

Произведение, опубликованное анонимно, под псевдонимом либо после смерти автора, охраняется в течение 50 лет, считая с даты первой публикации.

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения. Если произведение создано по служебному заданию, в рамках трудового договора (например, штатный фотограф журнала изготовил фотографию, журналист написал статью по заданию газеты), то такое произведение называется служебным.

По общему правилу личные авторские права на служебное произведение сохраняются за автором. А право на использование служебного произведения переходит к работодателю согласно трудовому договору, причем на весь срок действия авторского права. Таким образом, работодатель не обязан спрашивать согласие автора на использование служебного произведения или выплачивать ему какое-либо вознаграждение (кроме оплаты по трудовому договору). Однако это правило может быть изменено особым договором между автором и работодателем.

Особые правила определения владельца авторских прав установлены в отношении сложных составных произведений кино-, теле-, видеофильмов, называемых аудиовизуальными. В их создании участвует большое количество авторов (режиссер, сценарист, композитор, художник и др.). Закон исходит из того, что, участвуя в создании аудиовизуального произведения, все они передали свои исключительные авторские права изготовителю такого произведения (киностудии, продюсеру и т.п.), причем на весь срок действия авторских прав. Однако договором между изготовителем и автором может быть предусмотрен иной порядок использования произведения автора.

Авторские договоры

Авторские договоры. Это гражданско-правовые договоры, предусматривающие передачу отдельных прав на использование произведения. Они заключаются, как правило, в письменной форме. Срок действия договора определяют сами стороны.

Авторские права могут передаваться по договору в разном объеме. Например, по договору может быть передано только авторское право на издание произведения на русском языке, причем только в книжной форме. Но договор может предусматривать и более широкий объем передаваемых прав вплоть до передачи всех прав на использование произведения.

Авторские права на использование произведения могут передаваться как исключительные, и тогда автор лишается этих прав, а получатель становится монополистом в их использовании. Но авторские права по договору могут быть переданы и как неисключительные. В этом случае автор может передавать те же права третьим лицам.

Выплачиваемое по договору вознаграждение за передачу авторских прав определяется соглашением сторон. Закон ориентирует договаривающиеся стороны устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода, получаемого от использования произведения.

Организация, получившая по договору исключительные права, может в свою очередь передать их другому лицу по новому договору, который тоже является авторским договором.

Коллективное управление имущественными авторскими правами

Коллективное управление имущественными авторскими правами. В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концерты и т.п.) количество используемых произведений различных авторов очень велико, поэтому заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо.

В этой связи в соответствии с законом об авторском праве авторы, создающие произведения, которые обычно используются в этих сферах (прежде всего — песни), поручили специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО) представлять их интересы в этих сферах и заключать от их имени авторские договоры. В свою очередь РАО заключает с организациями, действующими в указанных сферах (радио- и телеорганизации, концертные объединения и т.п.), генеральные авторские договоры. В соответствии с такими договорами организации получают право использовать любые авторские произведения, но обязаны периодически выплачивать РАО определенные суммы и, кроме того, сообщать РАО, какие именно произведения были ими фактически использованы. РАО выплачивает указанные суммы авторам использованных произведений. РАО имеет филиалы в основных регионах страны.

Защита авторских прав

Защита авторских прав. Защита производится в суде или арбитражном суде. Владелец исключительных авторских прав может требовать от нарушителя прекращения нарушения и возмещения причиненных ему убытков. Вместо взыскания убытков владелец авторских прав может потребовать в свою пользу доходы, полученные нарушителем от незаконного использования авторских прав, либо выплаты ему так называемой законной компенсации в размере до 50000 минимальных месячных оплат труда. Конкретный размер этой компенсации устанавливается судом.

Кроме того, владелец исключительных авторских прав может потребовать либо уничтожения всех экземпляров произведения, изготовленных незаконным способом, либо передачу ему этих экземпляров.

Смежные права

Смежные права. По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио — и телестанций на свои передачи.

Читайте так же:  Чем занимается кадастровый инженер

Можно ли защитить права авторов?

Важный аспект функционирования товарных знаков — их маркетинговая функция. Товарные знаки известных фирм, многократно повторяющиеся в рекламе, внедряются в сознание потребителей, и такой знак обладает повышенной ценностью и во многих случаях способен определять образ фирмы. Если в качестве товарного знака используется повсеместно известное обозначение, например название телесериала или какой-то образ из популярного фильма, то такое обозначение обладает дополнительной ценностью уже в момент начала рекламной кампании фирмы. Использование подобных обозначений может обеспечить фирме быстрый прорыв на рынке. В связи с этим использование товарных знаков с изображениями знаменитых персонажей художественных произведений, названий известных произведений, иных объектов авторского права часто становится элементом сбытовой политики предприятия.

Соотношение прав

Сфера соприкосновения объектов авторского права и товарных знаков достаточно обширна. Используемое в качестве товарного знака обозначение может совпадать, а может и не совпадать с произведением.

В связи с возможностью совпадения в одном обозначении товарного знака и объекта авторского права возникает вопрос о соотношении этих прав. Так, если одни признаки, характерные для произведений, присутствуют и в товарных знаках (объективная форма), а другие позволяют провести определенные параллели между ними (новизна и творческий характер), то третьи принадлежат только одному из рассматриваемых объектов (различительная способность, государственная регистрация — для товарных знаков).

Обозначение приобретает статус товарного знака только после его государственной регистрации. Объекты авторского права охраняются без выполнения каких-либо формальностей с момента выражения произведения в объективной форме. Последнее обстоятельство позволяет использовать обозначение, являющееся объектом авторского права, для идентификации товаров без регистрации его в качестве товарного знака, прибегая для защиты прав к способам защиты, предусмотренным законодательством об авторском праве.

Государственная регистрация товарного знака является актом, фиксирующим объект охраны, что упрощает доказывание принадлежности спорного обозначения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В числе преимуществ правовой охраны, предоставляемой авторским правом, следует отметить то, что товарному знаку правовая охрана предоставляется только в отношении товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, или однородных товаров, а для объектов авторского права такого требования не устанавливается.

Однако право на товарный знак имеет и определенные неоспоримые преимущества. Так, его обладатель может запретить несанкционированное использование не только знака, тождественного с принадлежащим ему, но и сходного с ним до степени смешения. В авторском праве нарушением признается только использование идентичного охраняемому произведения.

В связи с возможностью конфликта прав на товарные знаки и авторских прав важно учитывать то обстоятельство, что использование товарного знака является обязанностью правообладателя, в то время как автор или его правопреемник могут сами решать, использовать им произведение или нет.

О защите прав авторов

Пункт 3 ст. 7 Закона о товарных знаках устанавливает, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Таким образом, вопрос о столкновении объектов авторского права и товарных знаков возникает в случае, когда соответствующие права принадлежат разным субъектам, когда обладатель авторского права не совпадает с владельцем (или заявителем) товарного знака. Так, не существует препятствий для регистрации в качестве товарного знака произведения обладателем авторского права на него или с его согласия.

Кроме того, из п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках следует, что препятствовать регистрации товарного знака могут лишь те объекты, на которые распространяется действующее авторское право. Если таковое отсутствует или прекратило свое существование, будучи ограниченным во времени, то препятствий к регистрации соответствующего объекта авторского права любым лицом в качестве объекта авторского права не будет.

Следует отметить, что в новой редакции Закона о товарных знаках в отличие от старой его редакции установлено, что лицу, чьи авторские права нарушены регистрацией его произведения в качестве товарного знака, предоставляется возможность оспорить и признать такую регистрацию недействительной в течение всего срока действия правовой охраны. В Законе о товарных знаках в ранее действовавшей редакции было установлено правило, согласно которому лицо, чьи авторские права нарушены регистрацией его произведения в качестве товарного знака, могло заявить об этом, подав возражение в Апелляционную палату Роспатента, только в течение пяти лет с даты публикации сведений о такой регистрации в официальном бюллетене Патентного ведомства.

[1]

Тем не менее и в новой редакции Закона о товарных знаках остались нормы, во многом не согласующиеся с законодательством об авторском праве и другим гражданским законодательством. Так, при сопоставлении указанной нормы п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках с положениями Закона об авторском праве возникает ряд вопросов. Во-первых, почему Законом о товарных знаках предусмотрен исчерпывающий перечень объектов авторского права, для регистрации которых в качестве товарного знака необходимо разрешение правообладателя, а Законом об авторском праве правовая охрана предоставляется любому произведению, удовлетворяющему требованиям, предъявляемым к объектам авторского права? Во-вторых, все ли объекты, перечисленные в п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках, относятся к объектам авторского права? В-третьих, почему в Законе о товарных знаках разрешение на регистрацию объекта авторского права в качестве товарного знака требуется только в отношении известных произведений при том, что Закон об авторском праве охраняет любые произведения, независимо от степени их известности? В-четвертых, что понимается под понятием «известное произведение»?

Что касается первого вопроса, то указанную коллизию между Законом о товарных знаках и Законом об авторском праве следует решать в пользу последнего. Исходя из того, что автор вправе использовать произведение в любой форме и любым способом, можно говорить о том, что регистрация охраняемого произведения в качестве товарного знака — это один из способов такого использования. Следовательно, автор имеет право воспрепятствовать регистрации любого созданного им произведения (или его части) в качестве товарного знака. В связи с этим представляется целесообразным изменить абзац 3 п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках, указав в нем на невозможность регистрации в качестве товарных знаков любых объектов авторского права без получения соответствующего разрешения правообладателя. При этом нет необходимости перечислять данные объекты, поскольку для решения вопроса об отнесении того или иного из них к охраняемым авторским правом всегда можно обратиться к авторскому законодательству.

Проблема относимости

Что касается относимости объектов, перечисленных в абзаце 3 п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках, к объектам авторского права, то этот вопрос решается неоднозначно. Если проанализировать правовую сущность таких понятий, введенных в Закон о товарных знаках, как «название произведения», «цитата», «персонаж», то можно прийти к выводу, что и название произведения, и цитата из него могут представлять собой охраняемую законом часть произведения при условии их оригинальности, так как отнесение обозначения к категории «произведение» возможно лишь в случае наличия возможности самостоятельного использования соответствующего обозначения.

Читайте так же:  Оплата через терминал надежно ли это

Таким образом, охраноспособность части произведений (названий, цитат, фрагментов) включает три условия: творческий характер, объективная форма выражения и возможность самостоятельного использования. Однако Закон о товарных знаках никаких требований к объектам, перечисленным в абзаце 3 п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках, не предъявляет. Это дает основание для вывода о том, что автор произведения имеет право воспрепятствовать регистрации в качестве товарного знака частей своего произведения даже в том случае, когда они не являются объектами авторского права.

Неоднозначным является толкование понятия «персонаж», используемого в п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках. То, что называется персонажем, скорее относится к тому, как автор задумал тот или иной образ, который определяет идею произведения и в силу этого не может быть объектом авторского права. Один и тот же персонаж литературного произведения может по-разному трактоваться разными художниками, режиссерами или актерами как исполнителями данной роли в разных фильмах.

Таким образом, Закон о товарных знаках в п. 3 ст. 7 устанавливает ряд случаев, когда возможна защита против использования в товарных знаках элементов произведения, не охраняемых авторским правом.

Известность произведения

Другая коллизия между Законом о товарных знаках и авторским законодательством связана с тем, что норма п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках не допускает регистрацию в качестве товарного знака на имя третьих лиц произведений, которые «известны в Российской Федерации». Таким образом, распространив указанную норму лишь на известные произведения законодатель предпринял попытку ограничить сферу действия авторского права.

Кроме того, нет единства по вопросу о том, что вкладывается в понятие «известное произведение». Данное понятие не раскрывается в законодательстве, что вызывает его неоднозначное толкование как в литературе, так и на практике. Иногда под известностью понимают возможность ознакомления с произведением как выраженным в объективной форме. Практика рассмотрения дел данной категории и экспертизы такова, что под известностью у нас понимается широкая известность и даже общеизвестность.

Следует также учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о товарных знаках государственная экспертиза не обязана проводить проверку заявленного на регистрацию обозначения в отношении известности объектов, перечисленных в п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках. В настоящее время нет каких-либо методических рекомендаций или теоретических разработок, позволяющих проводить такую оценку.

Необходимость учета

В ряде случаев некоторые неотчуждаемые неимущественные права автора произведения могут вступить в противоречие с переданными имущественными авторскими правами. В качестве примера можно привести случай, когда товарный знак разрабатывается в соответствии с гражданско-правовым договором, заключенным непосредственно с автором или с юридическим лицом, оказывающим услуги по разработке товарных знаков. В данных ситуациях возникает необходимость учета таких личных неимущественных прав автора, как право на имя и право на обнародование произведения (включая право на отзыв), предусмотренные в п. 1 ст. 15 Закона об авторском праве. Таким образом, необходимо учитывать, что авторское право в отличие от права на товарный знак включает в себя как имущественные, так и личные неимущественные права, что не позволяет производному обладателю имущественных авторских прав полностью абстрагироваться от фигуры автора.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что в данной сфере правового регулирования остаются значительные правовые коллизии. Данная проблема во многом обусловлена особенностями системы правовых актов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере интеллектуальной собственности.

[3]

Как видится, выходом из сложившейся ситуации может быть принятие нормативно-правового акта, в комплексе регулирующего вопросы исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Определенные надежды в этом отношении возлагаются на принятие раздела Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность». Представляется, что в данном акте должны найти отражение и вопросы коллизий между различными объектами интеллектуальной собственности, в частности товарными знаками и объектами авторского права.

«Исследовав представленные обеими сторонами доказательства, суд установил, что обозначения, используемые ответчиком, и товарные знаки, используемые истцом, сходны до степени смешения и при их восприятии могут смешиваться потребителями.

Товарный знак истца содержит изображение фантазийного персонажа в виде «живого» яйца, а промышленный образец ответчика «Лист упаковочный для шоколадного изделия» в качестве одного из элементов также содержит изображение фантазийного персонажа в виде «живого» яйца, что безусловно подтверждает правильность вывода суда о наличии сходства до степени смешения.

Исходя из этого выдача ответчику патента на промышленный образец «Лист упаковочный для шоколадного изделия» не может ограничивать правовую охрану товарного знака истца и его права, как владельца товарного знака.

Включение изображения фантазийного персонажа в качестве существенного признака промышленного образца «Лист упаковочный для шоколадного изделия», предназначенного для предложения к продаже, продажа товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товар является незаконным использованием товарного знака».

Постановление ФАС МО от 28.05.2004 N КГ-А40/3960-04

4. Личные неимущественные и имущественные права авторов

Права авторов можно разделить на две группы:

Статья 15 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах» к числу личных неимущественных прав автора относит:

право авторства — это обеспеченная законом возмож­ность лица считаться автором произведения и требовать признания этого факта другими лицами;

право на имя — это право автора избирать способ ука­зания своего имени при использовании произведения (ав­тор может указывать подлинное имя, использовать псевдо­ним либо вообще не использовать имя, то есть использовать произведение анонимно);

право на защиту репутации автора — это право на за­щиту созданного им произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способно­го нанести ущерб чести и достоинству автора. Никто кроме автора не имеет право вносить какие-либо изменения в само произведение, включая его наименование, снабжать его ил­люстрациями, предисловиями, комментариями и т.д.;

4) право на обнародование — это юридически обеспечен­ная автору возможность публичной огласки созданного им произведения. Для обнародования не требуется, чтобы про­изведение было доведено до сведения третьих лиц, доста­точно, чтобы они имели возможность ознакомиться с про­изведением. В отличие от всех остальных неимущественных прав право на обнародование переходит по наследству.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возмож­ность отказаться от ранее принятого решения об обнаро­довании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может публично оповестить об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализа­ции данного права закон предусматривает необходимость возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Последствием реализации права на отзыв произведения является возвращение произведению статуса необнародованного.

Читайте так же:  Как и куда можно уехать учиться в грецию порядок оформления студенческой визы

Согласно ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» автору творческих произведений принадлежат сле­дующие имущественные права:

воспроизведение произведения — это право на повтор­ное придание произведению объективной формы, допуска­ющей его восприятие третьими лицами;

распространение оригинала или экземпляров произ­ведения посредством продажи или иной передачи права собственности;

прокат оригиналов или экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воп­лощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указан­ных произведений;

импорт экземпляров произведения. Речь идет о том, что за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изго­товлены за границей;

публичный показ оригинала или экземпляра произве­дения. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства. Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или эк­земпляров произведения непосредственно или с помощью технических средств;

публичное исполнение произведения. Данное право может быть реализовано в отношении музыкальных, дра­матических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Исполнением произведения признает­ся его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью техничес­ких средств (например, экрана);

передача произведения в эфир или иное сообщение произведения до всеобщего сведения;

8) перевод произведения на другой язык;

9) переделка или иная переработка произведения — это исключительное право разрешать переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

использование принятого архитектурного проекта, то есть автору такого проекта принадлежит право требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реа­лизации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором;

получение вознаграждения. Автор имеет право на ав­торское вознаграждение за каждый вид использования про­изведения. Данное право возникает на основании заключен­ного договора об использовании созданного произведения. В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства, оригиналов рукописей писа­телей и композиторов (через аукцион, галерею изобрази­тельного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) автор имеет право на получение от продавца вознагражде­ния в размере 5 % перепродажной цены (право следования). Право следования является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права.

Какими правами в отношении своего произведения обладает автор?

Ответ: Автор обладает в отношении своего произведения как имущественными, так и личными неимущественными правами. Последние состоят из права признаваться автором произведения, права использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, права обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, права на отзыв произведения, права на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Отзыв произведения допускается, если пользователю возмещены убытки, причиненные таким решением, включая упущенную выгоду, а также если автор публично оповестил об отзыве обнародованного произведения и это произведение не является служебным.

Имущественными правами автора на произведение можно считать его исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, то есть право осуществлять или разрешать следующие действия, предусмотренные законом:

3. Моральные права авторов

Можно ли отнести права авторов к основным правам человека?

Взаимосвязь человеческого достоинства с искусством и науками, со стремлением к знаниям выражена в Уставе Организации Объединенных Наций, а также в Уставе ЮНЕСКО, в котором подчеркивается, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей. поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества».

Теоретические предпосылки авторского права основываются на необходимости для человечества иметь доступ к накопленным знаниям и вытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех, кто эти знания добывает. Авторские права, таким образом, были отнесены к основным правам человека, на что указано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ст. 27 Декларации говорится:

«1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Какие права автора называются моральными правами?

Произведение автора — это источник его материального благосостояния. Он заинтересован в его издании, публичном представлении, сообщении о нем широкой публике или его адаптации. Говорят, что «личность автора воплощается в его произведениях». Как произведение умственного труда интеллектуальная собственность несет отпечаток личности автора. Она — отражение личности автора и поэтому является более ценной, чем материальная собственность, существующая вне ее. Эту категорию неимущественных интересов называют моральными правами. Они охватывают такие вопросы, как разрешение на опубликование произведения, право на его неприкосновенность и целостность. Но сам термин «моральные права» может казаться несколько неопределенным в том смысле, что соблюдение этих прав якобы не может быть юридически обеспечено. На самом деле обе группы авторских интересов, как имущественные, так и неимущественные, охраняются с помощью юридических средств 4 . Однако термин «моральные права» не означает, что эти права не имеют материальной значимости для автора.

4 ( Например, в ГК РСФСР содержатся специальные статьи, посвященные этому вопросу: ст. 499 «Защита личных неимущественных прав автора», ст. 500 «Защига имущественных прав автора в случаях нарушения его авторского права» и ст. 507 «Размер вознаграждения автора по авторскому договору»

)

Как признаются моральные права?

Моральные права авторов закреплены в законодательстве многих стран, особенно тех, которые следуют традиции римского права или имеют социалистическую правовую систему 5 . Во многих государствах они получили признание через судебные решения.

5 ( В советском законодательстве за автором закреплены личные не-имущественные права — на имя, т. е. право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно) (ст. 479 ГК РСФСР). Право на неприкосновенность произведения означает воспрещение без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведете, так и в его название и в обозначение имени автора. Право на неприкосновенность в СССР воспрещает также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями (см. ст. 480 ГК РСФСР). Право на авторство как личное неимущественное право автора прямо не указано в советском авторском праве. Однако принято считать, что автор обладает указанным правомочием, в основе которого лежит факт создания произведения. Право на авторство означает право создателя произведения считать себя его автором и требовать обозначения своего имени, иными словами, оно позволяет закрепить факт принадлежности произведения определенному лицу. Право на имя, как уже указывалось, связано не с созданием, а с использованием произведения и прямо определено в законе

Читайте так же:  Для въезда в армению из россии с целью туризма виза не нужна

)

В англосаксонских странах эти основные права автора охраняются в соответствии с общими правовыми принципами. Например, в США, где моральные права не признаются авторско-правовым законодательством, основные личные права оговариваются в гражданском и уголовном праве, в законодательстве о недобросовестной конкуренции, обязательственном праве, нормах о диффамации (клевете) и невмешательстве в частную жизнь. В последние десятилетия усилились требования признать моральные права авторов, так как появление новых средств воспроизведения и распространения произведений — таких, как радио, кинематограф, телевидение, создало серьезную угрозу этим правам. Моральные права авторов постепенно получают признание, но споры по поводу их правового обоснования ведутся по-прежнему.

Имеет ли автор право сохранить свое произведение в тайне?

Самым основным правомочием автора является его право разрешать издание или опубликование своего произведения каким-либо другим способом. Общепризнано, что автор вправе держать свое произведение в тайне до тех пор, пока он сам не решит опубликовать его. Право на опубликование, таким образом, является основой всех остальных правомочий, предоставленных автору законом. Только автор вправе решать, когда, на каких условиях и каким способом опубликовать свое произведение.

В большинстве законов это право называется просто «правом на издание» (здесь личные и имущественные права частично совпадают, что происходит довольно часто). В некоторых же законах формулируется это право в более общем виде — как право «на опубликование произведения». Оно устанавливается в следующих формулировках: «только автор вправе решать, будет ли его произведение распространено и каким именно способом»; «только автор вправе разрешить издание или первое публичное сообщение основного содержания своего произведения»; «только автор вправе разрешить сделать свое произведение доступным публике».

Что означает право на имя?

Это право создателя произведения требовать признания себя его автором, а также связывать или не связывать с произведением свое имя. Право на имя означает, что автор вправе опубликовать произведение под своим собственным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или анонимно. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании или воспроизведении его произведения, при его публичном исполнении, передаче по радио или при цитировании. С указанным правомочием связано также право автора препятствовать искажению своего имени или упоминанию его в связи с произведением другого автора. Создатель произведения вправе требовать признания своего авторства, например, в случае плагиата, когда другое лицо неправомерно претендует на авторство.

Вправе ли автор распоряжаться произведением после его опубликования?

Иногда случается, что после выхода произведения в свет с согласия автора взгляды последнего меняются и опубликованное произведение уже более не отражает убеждений или творческих взглядов своего создателя. В этих случаях некоторые национальные законы предоставляют автору право изъять произведение из продажи, переработать его или разрешить его дальнейшее использование в других формах. Когда произведение изымается из продажи, у автора может возникнуть обязанность возместить издателю понесенные убытки. Кроме того, как устанавливают некоторые законы, если автор пожелает вернуть свое произведение на книжный рынок, то он обязан передать книгу прежнему издателю, если последний того пожелает.

Некоторые законы предоставляют автору право исправлять и дополнять свое произведение для переиздания. В ряде законов данное право связано с условием, что никакие исправления или изменения не должны затрагивать первоначальный замысел и характер произведения или приводить к чрезмерным для издателя расходам.

Имеет ли автор право на охрану целостности своего произведения?

Поскольку творчество автора тесно связано с его личностью и репутацией, он заинтересован в обладании правом воспрепятствовать любому искажению его произведения, переделке или деформации его, а также любым другим действиям при использовании произведения, дискредитирующим его и наносящим ущерб чести и доброму имени автора. Такое правомочие получило название «права на охрану существа или оригинальности произведения». Автор может запретить использование своего произведения или потребовать в этой связи возмещения убытков.

Указанное правомочие реализуется, например, установлением для издателя обязанности обратиться к автору за согласием на внесение в произведение изменений, отвечающих, по мнению издателя, редакторским требованиям, на сокращение объема произведения или включение его в антологию. Никто не вправе изменить форму или содержание произведения без согласия автора. Иногда ему предоставляется право защиты от оскорбительной критики.

Каковы сроки действия моральных прав автора?

В странах, где национальные законы прямо признают моральные права, авторы сохраняют их даже после того, как имущественные права переходят к правопреемникам. В соответствии с традицией римского права моральные права являются вечными и неотъемлемыми. Когда они признаются законодательством, следующим англосаксонской традиции, длительность действия таких прав обычно ограничивается законом. В противном случае они прекращаются со смертью автора. Условия для осуществления этих прав также установлены законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отдельных странах эти права не могут быть переданы правопреемникам, и наследники автора осуществляют их независимо от обладания имущественными правами. Если наследники отсутствуют, то по некоторым законам моральные права автора могут осуществляться компетентными органами, созданными для этой цели. По другим законам после смерти автора его моральные права охраняются путем точного выполнения оставленных им указаний, касающихся публикации его произведения.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  2. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  3. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
Имеет ли автор права в отношении своего произведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here