Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия

Самое важное в статье: "Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия?

Принятие решения об обращении в суд

Всегда можно договориться

Правила написания искового заявления.

В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

За правосудие тоже надо платить

Подать заявление тоже нужно правильно!

Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

Основное судебное заседание.

Решение еще надо получить

[2]

Работа с судебными приставами-исполнителями

Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

3 минуты от м.»Южная», 15 минут от м.»Пражская»

Имеет ли учитель право вмешиваться в личную жизнь ученика?

Задать вопрос юристу, либо записаться на косультацию Вы можете по телефону:

+7 (495) 585-82-43 (в будние дни с 9:00 до 20:00).

Предварительная консультация по телефону бесплатна!

Самые интересные новости, связанные с изменениями текущего законодательства.

Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия?

Какова ваша заслуга в высоких баллах ваших учеников?

Это полностью моя заслуга

Это заслуга самих детей и их родителей

Мой вклад есть, но он не решающий

Мои ученики не получают высоких баллов

[1]

Всего проголосовало: 90

Текущий номер

Обществознание и история должны быть связаны с жизнью, убежден Евгений Фоменко

номер 37, от 10 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Еще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, — в статье первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой.

Конкурс — это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь. У «Учителя года России» множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике «Конкурс в моей судьбе».

Результаты любого проекта должны коррелировать с его целями — это аксиома. В положении о конкурсе «Учитель года России» в числе целей указаны повышение престижа учительского труда, выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение. которое сегодня в ряде регионов сводится к выдаче почетной грамоты и чайного сервиза. Абсурд? Увы, по словам Алексея Овчинникова, реальность. О заслуженном и должном — в авторской колонке победителя конкурса 2011 года.

Наши приложения

«Учительская газета», №12 от 21 марта 2017 года

Имеет ли учитель право на личную жизнь?

Событие недели

Родители учеников одной из подмосковных школ потребовали уволить учительницу физкультуры за провокационные фотографии, которые она выложила в социальные сети. Мам и пап возмутила слишком бурная личная жизнь 25-летней Юлии Р. из поселка Томилино, которой она активно делится со своими друзьями в Интернете. В частности, женщина разместила у себя на странице видео, на котором она танцует на барной стойке в ночном клубе, а также снимки, где она запечатлена с алкоголем и сигаретами. Родительское негодование было настолько сильным, что женщине пришлось написать заявление об уходе из школы по собственному желанию. При этом коллеги Юлии встали на ее защиту. По их словам, преподаватель физкультуры — мастер своего дела, и дети ее любят. Должен ли учитель даже за пределами класса и школы всегда помнить о том, что он учитель? Учительская газета

Александр АСМОЛОВ, академик РАО, профессор, доктор психологических наук, директор ФИРО:
— Это сложная проблемная ситуация, поэтому говорить о том, было ли провоцирующим поведение учительницы, правы ли родители, без беседы с этим педагогом и родителями нельзя. Делать какие-то скоропалительные выводы о моральном облике молодых учителей, исходя из этой истории, все равно что измерять среднюю температуру по больнице. Нужен детальный мотивационный разбор данной ситуации. Любая кавалерийская атака может привести к непоправимым последствиям, ведь вопрос идет о человеческой судьбе.

Дмитрий СКУРИХИН, директор Центра образования имени Алексея Некрасова, Кирово-Чепецк, Кировская область:
— Директорам следует вести разъяснительную работу с молодыми специалистами. Нужно объяснять им, что соцсети — вещь опасная в том смысле, что выложенные фотографии и заметки доступны слишком широкому кругу лиц и поэтому могут быть истолкованы превратно. То есть следует, наверное, при приеме на работу рекомендовать молодежи быть осторожными, не афишировать свою внешкольную жизнь. Опытные учителя сами это понимают, а молодежь другая. Да, жизнь меняется, но школа не должна размывать границы дозволенного. Фото учительницы из Подмосковья я видел. Там нет ничего криминального, но, если даже небольшая часть родителей видит в этом опасность для нравственности детей, лучше такие снимки не выкладывать. Увольнение — это, конечно, чересчур радикальная мера. Я знаю, что директор была на стороне молодой учительницы, я бы тоже ее поддержал.

Александра ПАНОВА, тренер ДЮСШОР по художественной гимнастике, Нижний Новгород:
— Мое отношение двоякое. С одной стороны, будучи ровесницей этой учительницы, я чисто по-человечески ее не осуждаю. Сейчас вся жизнь молодежи напоказ — это данность. Не мы, молодые, ее создали, несколько поколений до нас постарались. В танцах на барных стойках и других удовольствиях, может быть, и нет ничего предосудительного. Сейчас культ красивого тела, и молодежь иначе относится к его демонстрации. Но с другой стороны, профессия учителя, как и тренера, всегда накладывала определенные рамки. Так и должно быть. Поведение учителя, его образ жизни не должны вызывать пересудов и двойных толкований. Работая в школе, нужно понимать, что может вызвать диссонанс. И уж точно не стоит афишировать личную жизнь. На мой взгляд, увольнение — крайняя мера, но если эта учительница принципиально не намерена ничего менять в своей жизни и мировоззрении, то уйти из школы — лучшее, что она могла сделать.

Читайте так же:  Как русским уехать работать в швейцарию востребованные вакансии и оформление визы

Артур БОРИСОВ, отец пятиклассницы, Санкт-Петербург:
— Если учительница чувствует себя как рыба в воде в другой сфере деятельности, то зачем тогда шла в сферу образования? Особенно это касается тех девушек, которые танцуют, бродят по ночным клубам. Для меня как для родителя однозначно учительница должна быть воспитанной и не легкомысленной женщиной. Если у нее какие-то свои комплексы по поводу внешности, заставляющие ее выкладывать откровенные снимки в Интернет, то это ее проблемы, а не мои как родителя. Поэтому я поддерживаю тех родителей, которые таким учителям напоминают о нормах поведения. Хочет учитель этого или нет, он является образцом, с него берут пример дети. Я не желаю, чтобы моя дочь видела в YouTube свою учительницу, трясущую ягодицами в ночном клубе, а потом внимала ей на уроке.

Имеет ли учитель право приходить к ученику для проверки условий жизни?

Имеет ли право учитель приходить домой к ученику для проверки условий жизни. Если ребёнок хорошо учится, из благополучной, полной семьи. И если да, то какой это документ юридический.

Это у нас одна из нерешаемых задач. Классный руководитель обязан посещать семьи учеников и обследовать условия жизни. Иногда такие посещения проводятся не одним учителем, а учителем и социальным педагогом, например. Как учителю узнать заранее, что у ребенка хорошая, благополучная, полная семья, со слов ребенка и родителей? Этого мало.

Но родители имеют право не пустить учителя в квартиру (ст. 139 УК РФ) «Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица».

То есть если не хочется, то можно не пускать. Но тогда это может вызвать подозрения учителя, он напишет докладную записку в полицию, органы защиты детства и т.д., и тогда придет уже не учитель, а полицейский и соцзащита. Зачем это нужно, если семья полная, благополучная и условия жизни ребенка приемлемые?

Лучше использовать такое неформальное общения для установления дружеского контакта с учителем, устроить чаепитие, рассказать побольше о семье, что-то спросить у учителя.

Причем, учителя сами не рады этой своей повинности, и эта работа никак особым образом не оплачивается. Поэтому лучше всего безболезненно для всех сторон и с максимальным взаимопониманием пройти этот этап.

Единой, обязательной для всех учителей, должностной инструкции не существует. Трудовой кодекс не содержит о ней упоминания, законодательством не предусмотрены правила ее составления. Отсутствие должностной инструкции не является нарушением. Вместе с тем, должностная инструкция является важным документом, определяющим задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности и ответственность работника. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться работодателем как отдельный документ. А если вы призываете незаконно проникать в жилище,то вот вам в помощь: «УК РФ Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища

1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)»

Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия?

Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и устава школы, которые необходимо выполнять.
Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями — его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика.

Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия?

Какова ваша заслуга в высоких баллах ваших учеников?

Это полностью моя заслуга

Это заслуга самих детей и их родителей

Мой вклад есть, но он не решающий

Видео (кликните для воспроизведения).

Мои ученики не получают высоких баллов

Всего проголосовало: 90

Текущий номер

Обществознание и история должны быть связаны с жизнью, убежден Евгений Фоменко

номер 37, от 10 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Еще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, — в статье первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой.

Конкурс — это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь. У «Учителя года России» множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике «Конкурс в моей судьбе».

Читайте так же:  Кому выгоден экспресс-кредит

Результаты любого проекта должны коррелировать с его целями — это аксиома. В положении о конкурсе «Учитель года России» в числе целей указаны повышение престижа учительского труда, выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение. которое сегодня в ряде регионов сводится к выдаче почетной грамоты и чайного сервиза. Абсурд? Увы, по словам Алексея Овчинникова, реальность. О заслуженном и должном — в авторской колонке победителя конкурса 2011 года.

Наши приложения

10 сентября 2011 года в 18:10

Обвинить и оболгать учителя может каждый. Безнаказанно и в чем угодно

Сведение счетов с учителем стало сегодня для некоторых родителей странным развлечением. Нашей редакции уже известно много случаев, когда родители подбрасывают (!) директорам школ и педагогам деньги, а потом обвиняют их во взяточничестве, пишут подметные письма, обвиняя учителей в том, в чем те заведомо невиноваты. Оговор делает учителей беззащитными, ведь сегодня родителям дают широкие права, их привлекают к государственно-общественному управлению образованием. Дело даже не в том, что никто при этом не анализирует, каковы моральные качества тех родителей, которые позволяют себе такое поведение. Считается, что каждый родитель априори прав. Виктория Молодцова

Определение деятельности школы и учителя как процесса оказания услуг создает специфику взаимоотношений семьи и школы. Учитель, по мнению таких родителей, должен постоянно говорить: «Чего изволите?», приседая в почтительном реверансе, извиняться и сносить всяческие родительские выходки.

Летом этого года газеты с какой-то садистской изощренностью сообщили о том, что правоохранительные органы задержали социального педагога Центра образования №1601 Дмитрия Лубнина, что на него заведено уголовное дело. Называю Димину фамилию, потому что СМИ не просто открыли ее всем, но совершили беспрецедентный шаг — поместили фото учителя сначала на своих страницах, а потом и в Интернете. Еще не было завершено следствие, еще не было определено, виновен или нет, а журналисты уже вынесли свой приговор. Хорошо, что летом детей не было в городе, иначе Лубнину было бы еще тяжелее от таких наветов. Ведь человек, в обязанности которого входят защита прав и поддержка ребенка, обвинялся в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетнего.

Не скрою, напечатанное вызвало недоумение у всех, кто знал Диму. В 29 лет он уже кандидат политических наук, победитель конкурса профессионального мастерства «Педагогический старт» в номинации «По ступеням мастерства», финалист Северного окружного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», в 2011 году стал победителем окружного конкурса «Социальный педагог года»! Несколько лет Дмитрий был членом Западного окружного совета молодых педагогов, сегодня он член Молодежной палаты при Мосгордуме, председатель Московского молодежного научного общества, общественный инспектор Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Талантливый, серьезный, он чрезвычайно активен в профессиональной и общественной деятельности.

Известие, что Лубнину предъявили обвинение, перечеркивающее все, чего он добился к 29 годам, все восприняли по-разному. Готовность защищать честное имя коллеги тут же выразили учителя Центра образования №1601, где он работает, члены Западного, Северного и Московского городского советов молодых педагогов. Засомневались в его невиновности вышестоящие инстанции, получившие жалобу родителей, а также правоохранительные органы, которым положено сомневаться и которые немедленно приступили к расследованию этого дела. Что же стало поводом для обвинения?

Эта история, как рассказывает директор ЦО №1601 Елена Козырева, началась еще в 2008 году, когда ученик четвертого класса вдруг пожаловался классному руководителю на то, что его дома избивают. Медицинское обследование подтвердило факт жестокого обращения с ребенком, школа передала документы в правоохранительные органы, поставив ребенка и семью на внутришкольный учет. Хотя факт жестокого обращения с ребенком был установлен, отчим мальчика посчитал себя оскорбленным всем случившимся. Как говорят учителя, после этого мужчина неоднократно обещал, что отомстит школе. Месть была изощренной и продуманной: человек решил вести поиск уязвимых мест в работе педагогов, вовлекать в конфликты родителей и соучеников пасынка. Правда, считает Елена Анатольевна, задача у него была нелегкой, так как Центр образования №1601 — одна из лучших школ столицы, тут отлажена система здоровьесбережения, безопасности учащихся, собран сильный педагогический коллектив, организовано психологическое и социально-педагогическое сопровождение ребят.

А теперь представим, в какое положение попал ребенок, который, с одной стороны, уже не мог сказать правду учителям о том, как с ним обращаются в семье, а с другой стороны, постоянно слышал дома весьма нелестные отзывы о своих учителях. Педагоги не могли не заметить, как резко ухудшились его отношения с другими учениками и учителями, как стало меняться поведение мальчика — он стал агрессивным, прогуливал уроки, устраивал истерики, ночевал у одноклас­сников, боясь идти домой (о чем их родители потом сообщали в школу), периодически пропадал на несколько дней, после чего замыкался, не шел на контакт, почему-то категорически отказываясь от плановых медицинских осмотров в школе (может быть, потому что его продолжали бить в семье?).

Школа пыталась найти контакт с семьей, но практически все ее усилия отклика не имели. Педагоги вспоминают, что мама общения с работниками школы избегала, отчим в школу приходил, но всегда скандалил, угрожал, видимо, считая, что только так можно защищать (от кого?!) права пасынка. Иногда в школу приходила женщина, представлявшаяся гувернанткой. После очередного продолжительного отсутствия ребенка и конфликта по этому поводу с его отчимом администрация школы направила сообщение в правоохранительные органы. Это на какое-то время охладило накал страстей, но, по сути дела, мало помогло в налаживании отношений семьи и школы.

Ребенок избрал в этой ситуации не лучший вариант поведения — он оскорблял классного руководителя, причем день ото дня все изощреннее, мог исписать доску нецензурными словами в адрес педагога, на уроке бросить бутылку в учителя, вылить воду из вазы с цветами на компьютер, стоящий на столе у преподавателя. В конфликт вовлекались соученики мальчика. Когда из школы ушли два учителя, которые вели уроки в этом классе, в него оказались вовлечены уже родители — они написали обращение директору школы с просьбой исключить мальчика из школы и обеспечить их детям возможность учиться в нормальной обстановке. В ответ его мама обвинила клас­сно­го руководителя в том, что она организовала травлю ее сына, написала по этому поводу жалобу директору. Обстоятельства конфликта с этого момента вышли за пределы одного класса, стали известны уже всей школе, для его разрешения был привлечен общешкольный родительский совет, но все это мало помогало нормализовать отношения.

Читайте так же:  Каков порядок перевода жилых помещений в нежилые и наоборот

Что должна была делать школа в этой ситуации? То, что и положено делать настоящим педагогам. Педагоги старались направить энергию ребенка в позитивное русло, в результате, несмотря ни на что, он нормально учился, был журналистом в школьной телестудии, занимался в музее боевой славы. Но при этом снова пропадал, после чего следовал очередной срыв.

Основная тяжесть работы с мальчиком легла на плечи педагога-психолога и социального педагога. Напомню: в 2011 году Дмитрий Лубнин был признан в округе лучшим социальным педагогом, и ему нужно было оправдать доверие, тем более что к нему обращались за помощью многие педагоги, работавшие с этим трудным мальчиком. Работу социального педагога осложняло то, что мальчик был склонен к фантазиям, особенно часто врал тогда, когда был виноват и старался избежать наказания.

В какой-то момент стало ясно, что в дело должны вмешаться милиция и прокуратура, так как семья не помогала, а мешала школе, в результате чего постоянно страдал мальчик. Вот тут и произошло неожиданное: мама обвинила социального педагога, работавшего с ее сыном, в сексуальных домогательствах.

Обвинение было серьезным, УВД Северного округа провело проверку заявления мамы и отказало в возбуждении уголовного дела. Невиновность педагога косвенно подтверждало то, что мама длительное время продолжала отправлять ребенка в школу, в которой якобы совершают насилие над ним, не обращалась при этом ни к администрации, ни к директору. Даже беглое знакомство с жалобой позволяло увидеть нестыковки. Мама писала, что социальный педагог домогался ее сына в своем кабинете, но своего отдельного кабинета у социального педагога нет. В тех местах, где это, по ее предположениям, могло происходить, установлены постоянно работающие видеокамеры (система безопасности в школе признана одной из лучших в городе). На этажах школы на переменах дежурят учителя, охрана школы постоянно ведет видеонаблюдение. Во всех кабинетах школы работают веб-камеры, администрация школы может постоянно контролировать учебно-воспитательный процесс. Самое главное, что при общении социального педагога с мальчиком всегда присутствовали сотрудники, а в школе практически нет мест, где с ребенком можно бесконтрольно уединиться на сколько-нибудь продолжительное время.

Попытки поговорить с мамой ни к чему не приводили, во время проверки ее заявления она то разворачивала обвинительную кампанию против школы в Интернете, то обращалась к директору с требованием организовать надомное обучение ее сына. После того как УВД отказалось завести уголовное дело, мама обратилась в Администрацию Президента РФ, и уголовное дело против социального педагога все-таки было возбуждено, у него взяли подписку о невыезде, дело взяла под контроль Общественная палата Российской Федерации. Дмитрий Лубнин, отстаивая свои честь и достоинство, согласился на все предложенные следствием экспертизы. Тем временем родители забрали мальчика из школы и переехали в другой город. Создается впечатление, что сделали то, что хотели, — отомстили школе и педагогам, ославили на всю страну и исчезли из поля зрения. Мальчика они, конечно, увезли с собой, что. сильно беспокоит педагогов школы. Настоящих педагогов!

«Мы хотели бы, чтобы правоохранительные органы заинтересовались отчимом ребенка. Очевидно, что мальчик панически боится этого человека. Мы просим истребовать материалы из ПДН ОВД по Савеловскому району, куда школа неоднократно обращалась, опросить коллег учителя, родителей других учеников, с которыми работает наш социальный педагог, — говорит директор школы Елена Козырева. — У нас нет сомнений в невиновности Дмитрия Лубнина, в его порядочности. Его коллеги-педагоги, родительский совет, который вместе с нами пытался разрешить сложную ситуацию, поддерживают молодого педагога. Это наша гражданская позиция!»

Позицию Елены Анатольевны действительно разделяют педагоги, которые приняли обращение в защиту своего коллеги: «К сожалению, обстоятельства нашего времени таковы, что наряду с позитивными изменениями в системе образования, с признанием особой роли педагога в деле воспитания подрастающего поколения учитель все чаще становится самой незащищенной фигурой российского общества — мишенью для унижения, очернения со стороны непорядочных людей, в распоряжении которых находятся для этого любые средства и возможности. Человек, от которого зависит будущее России, сегодня как никогда сам нуждается в правовой защите! Участие мужчин в педагогическом процессе становится опасным, если учителя так легко оболгать. К нам постоянно обращаются различные средства массовой информации. Мы вынуждены учиться специальной деятельности, хотя никогда не стремились к этому, и очень нуждаемся в поддержке учительского сообщества. После публикации материалов об обвинении педагога на всю страну отчиму мальчика открыта дорога для клеветы на педагогический коллектив, директора и других сотрудников».

Сегодня Дмитрий Лубнин продолжает работать в своей школе, где ему по-прежнему доверяют, где его уважают за высокий профессионализм. Остается гадать: когда с учителя снимут все обвинения, обратятся ли он и коллектив школы в суд для того, чтобы им возместили моральный ущерб? Если в наши рыночные времена за все нужно платить, то пусть заплатят и те, кто без всяких оснований возвел клевету.

Имеет ли право педагог вмешиваться в личную жизнь семьи ученика?

Юридическая правовая оценка

Добрый день. Возникла такая ситуация, что учитель русского языка и литературы моего сына на протяжении некоторого времени мотивируя тем что она очень переживает за знания моего ребенка диктует где гулять моему сыну а где не гулять и что и как с моими детьми мне делать дома. Так как советов у этого педагога я не спрашивала и обращала ее внимание что эти вопросы относятся к компетенции отдельно взятой семьи членом которой она не является. Однако ситуация сохранилась. Обратившись к завучу с вопросом имеет ли право педагог вмешиваться в личную жизнь семьи я получила ответ что да педагог имеет право и это в первую очередь на мое благо и в моих интересах. Как мне кажется завуч немного лукавит. Подскажите каким образом я могу уточнить правомочность таких действий. И как в рамках закона ограничить такую активность?

Читайте так же:  Образец заполнения анкеты на японскую визу

Права учителя и ученика. ТОП-10 важных правил школьной жизни

1. Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось — обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая. Если учителя оскорбляет ученик — ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет). Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.

3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);

— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.

[3]

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

Телефон — имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.

6. Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков — это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

Читайте так же:  Как уехать работать в сингапур вакансии, оформление визы и общие советы

7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно. То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми — она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план. Чтобы решить вопрос — обращайтесь к директору.

Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.

8. Когда в школе нужна справка от врача

Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя — ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.

10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

— в школьную комиссию по урегулированию споров;

— в вышестоящие органы управления школой;

— в прокуратуру и суд.

Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, — это поведение можно обжаловать в суде.

Кто предупрежден — тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!

Как вы относитесь к учителям, которые лезут в личную жизнь учеников?

Например в моём классе попалась классная руководительница, которая решила класс сдружить. Она конечно водила класс в кино и всюду, чтобы дети дружили, но она заставляла дружить всех и каждого прямо арканом. И меня тоже. Мучала постоянно со своим «дружи» и доходило до криков с её стороны. В итоге у меня почему-то развился неслабый комплекс т.к. у меня не получалось дружить, потому что у меня душевная травма из детства. В общем этим она довела меня чуть ли не до самоубийства. Славу Богу, мозг у меня появился.

Как вы думаете, а такое поведение приемлимо для учителей?

Видео (кликните для воспроизведения).

Мой личный опыт даже не педагога, а классного руководителя детей составляет примерно двадцать лет. Что необходимо детям в первую очередь? Им очень нужно личное пространство, в которое не залезет ни один педагог. Замечали ли Вы, что мальчики любят строить домики на деревьях? Зачем им нужен такой домик? Да для того, что бы ни один самый ревностный педагог не залез бы туда. Там, на дереве, в их «халабуде», только их детская территория. Ни один учитель не должен лезть туда. Там не действуют законы нашего взрослого общества. Пусть дети сами разбираются, как им жить в своем кругу. Законы детского общества жестоки, но справедливы. Не желаете допустить своего личного ребеночка в это детское царство — ваша воля. Но, именно оно воспитывает детей по-настоящему и готовит их к взрослой жизни. Учитель, который пытается насильно «подружить» ВСЕХ детей в своём классе, недостаточно опытен. Он/она перестанет давить на детей в этом плане лет через семь-десять после реальной работы с детьми в ранге классного руководителя. Нельзя насильно заставить детей дружить, как и нельзя заставить людей насильно любить. «Насильно мил не будешь». Помните?

Источники


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.

  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
Если учитель вмешивается в личную жизнь ученика, правомерны ли его действия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here