Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения

Самое важное в статье: "Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 февраля 2013 г. № Д23И-449 “О деятельности органов и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства после 1 января 2013 г.”

В Департамент недвижимости Минэкономразвития России поступают многочисленные обращения по вопросам, касающимся деятельности органов и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства после 1 января 2013 г.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. Об осуществлении аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон о кадастре).

Таким образом, с 1 января 2013 г. положения постановлений Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (далее — Постановление № 921), от 10 сентября 2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее — Постановление № 477), приказа Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», далее — Приказ) не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

Также сообщаем, в настоящее время в Департаменте недвижимости проводится работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего отмену Постановлений № 921 и № 477, а также проекта приказа Минэкономразвития России, предусматривающего отмену Приказа. В ближайшее время указанные проекты будут направлены на согласование в Росреестр.

В соответствии с положениями части 3 статьи 44 Закона о кадастре кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом о кадастре порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

2. Об осуществлении государственного учета жилищного фонда и порядке выдачи технических паспортов на объекты жилищного фонда.

Как указывалось ранее, положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации с 1 января 2013 г. не применяются. Вместе с тем, статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Госстрой (пункт 5.2.15 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 670).

Госстроем порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Порядок учета, Постановление № 1301).

Пунктом 3 Порядка учета установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления № 1301, по мнению Департамента недвижимости, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.

При этом, процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. № 37.

Читайте так же:  Восстановление свидетельства о расторжении брака при утере

3. Об осуществлении государственного технического учета и технической инвентаризации и подготовке технического паспортов объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду.

В настоящее время действующим законодательством порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, не установлен.

Таким образом, подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда, не предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии с частями 1, 8 статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. c на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.

Учитывая изложенное в настоящем письме, технический план может быть оформлен на основании технического паспорта объекта капитального строительства, относящегося к жилищному фонду, выданного после 1 января 2013 г. Осуществление подготовки технического плана на основании сведений технического паспорта на объект капитального строительства, не относящейся к жилищному фонду, изготовленного после 1 января 2013 г., не предусмотрено действующим законодательством.

Департамент недвижимости просит довести настоящее письмо до сведения территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в целях соблюдения норм действующего законодательства.

Директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин

Обзор документа

С 1 января 2013 г. в России осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В связи с этим, с указанной даты положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного техучета и техинвентаризации объектов капстроительства не применяются, аккредитация организаций, осуществляющих эту деятельность, не осуществляется.

При этом организации, которые 31 декабря 2012 г. осуществляли государственный техучет и (или) техинвентаризацию в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе заниматься кадастровой деятельностью с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г.

Кроме того, жилищным законодательством предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, до установления Госстроем порядка его осуществления специализированные государственные и муниципальные организации вправе осуществлять техинвентаризацию объектов жилищного фонда, выдавать техпаспорта на них. При этом техплан объекта капстроительства, относящегося к жилищному фонду, оформляется на основании техпаспорта, выданного после 1 января 2013 г.

В отношении объектов капстроительства, не входящих в жилищный фонд, подготовка техпаспортов действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, если техпаспорт изготовлен после 1 января 2013 г., то его сведения не учитываются при подготовке техплана указанных объектов.

Лекция 11. Инвентаризация

1. Понятие инвентаризации, её цели.

2. Виды инвентаризации.

3. Сроки и объекты проведения инвентаризации.

4. Порядок проведения инвентаризации.

5.Документальное оформление инвентаризации.

6. Отражение результатов инвентаризации в учете.

Понятие инвентаризации, её цели

Для обеспечения контроля за сохранностью имущества и для полного соответствия данных учёта фактическим остаткам используется инвентаризация.

Инвентаризация – это установление фактического наличия средств, их источников путём пересчёта, обмера, взвешивания остатков в натуре и сличения их с данными бухгалтерского учёта.

Основными целями инвентаризации является:

Проверка правильности данных текущего учёта и выявление допущенных ошибок.

Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций.

Контроль за сохранностью имущества.

Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.

Проверка условий и порядка хранения материальных ценностей.

Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших материальных ценностей.

Проверка соблюдения принципа материальной ответственности.

Проверка состояния учёта и организации движения запасов.

Виды инвентаризации

Различные виды инвентаризаций классифицируются по нескольким признакам:

по объёму различают полные и частичные инвентаризации;

по методу проведения – выборочные и сплошные;

по назначению – плановые, внезапные, повторные, контрольные.

Полная инвентаризация – это инвентаризация, которая охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчеты с другими организациями и лицами. Она проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии. При полной инвентаризации проверяются все виды средств, которые даже не принадлежат организации, но ей используются в работе. Это, например, арендованные основные средства, товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку.

Частичная инвентаризация – это инвентаризация, которая охватывает часть средств организации. Это, например, инвентаризация кассы, инвентаризация материалов, связанная со сменой материально-ответственных лиц.

Выборочная инвентаризация – это инвентаризация у конкретного материально-ответственного лица, когда проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится на выбор с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.

Плановая инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем предприятия.

[3]

Внеплановая инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств. Это, например, при передаче дел от одного материально-ответственного лица другому, после стихийного бедствия, кражи.

Повторная инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Контрольная инвентаризация – это инвентаризация которая проводится повторно с целью проверки правильности проведения инвентаризации. Данные инвентаризации проводятся также с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, секции, где проводилась инвентаризация первый раз.

Читайте так же:  Как россиянам получить гражданство бельгии

25. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства, их цели и задачи

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Первичная техническая инвентаризация объектов капитального строительства

Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась.

По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц.

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводиться в случае изменений характеристик технических и качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заинтересованного лица.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

26. Государственная кадастровая оценка земель, ее цели и задачи

Кадастровая оценка земель определяется с учетом:

уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений (принимаются во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об объектах недвижимости;

площади земельного участка;

вида территориальной зоны и вида функционального (разрешенного) использования земельного участка; факторов местоположения и окружающей среды

Для проведения необходимых, в соответствии с настоящей методикой, расчетов используется следующая информация о сделках с объектами недвижимости:

Данные по сделкам купли-продажи объектов недвижимости (включая незастроенные земельные участки), совершаемым физическими и юридическими лицами, в том числе данные торгов (конкурсов, аукционов);

Данные о выкупе земельных участков под приватизированными предприятиями;

Данные о ставках арендной платы за земельные участки, передаваемые в аренду (под объекты торговли, культурно-бытового обслуживания и т.д.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация о стоимости продажи прав аренды;

Данные предложений по объектам недвижимости (включая незастроенные земельные участки), публикуемые в специальных изданиях или средствах массовой информации.

Методика кадастровой оценки земель состоит из следующих расчетных блоков:

Проведение факторного анализа с учетом следующих ценообразующих факторов:

доступность различных центров тяготения (объектов);

уровень развития транспортной инфраструктуры;

уровень развития инженерной и производственной инфраструктуры;

уровень развития социально-бытового обслуживания населения;

состояние окружающей среды;

историческая и архитектурно-эстетическая ценность застройки, ландшафтная и рекреационная ценность территории;

инженерно-геологические условия и подверженность территории разрушительным природным и техногенным воздействиям.

Выделение на территории субъекта РФ кластеров административных районов, поселений, кадастровых кварталов, а также выделение на территории поселения характерных точек (перекрестков улиц, центров садовых и гаражных массивов и т.п.) и отнесение их к конкретному кластеру;

выделение тестовых объектов (наиболее типичных по совокупности показателей) в каждом кластере (тестовое поселение, тестовый кадастровый квартал и т.п.) и определение по выделенным тестовым объектам аналитических зависимостей между ценами сделок на земельные участки и другие объекты недвижимости и ценообразующими факторами;

расчет по тестовым объектам кластера удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования

распределение (присвоение) на основе аналитических зависимостей удельных показателей кадастровой стоимости земель, рассчитанных по тестовым объектам кластера, на другие объекты данного кластера

[1]

расчет кадастровой стоимости земельных участков на основе удельных показателей кадастровой стоимости земель объектов кластера, в котором находится земельный участок

Для чего необходима техническая инвентаризация недвижимости и по каким правилам она проводится

Инвентаризацией называется проверка всех видов имущества и обязательств, сличая фактическую информацию с бухгалтерскими данными. Одна из частей ревизии на предприятии (в организации) – техническая инвентаризация (ТИ) с использованием приборов высокой точности. Для ее проведения должны привлекаться высококвалифицированные инженеры, способные провести обмеры и составить документацию.

Что такое техническая инвентаризация

Техническая инвентаризация – обследование объекта с целью составления документов, характеризующих его. Подобные мероприятия проводятся давно, изначально их целью был учет имущества государства.

В советские времена такую ревизию проводили только бюро технической инвентаризации (БТИ). Документы, созданные до 2013 года, хранятся в БТИ и доступны за определенную плату. С 2013 года государственную оценку проводит Кадастровая палата, предприятия могут привлекать любого подрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Что такое техническая инвентаризация, расскажет видео ниже:

Понятие и цели

Понятие «техническая инвентаризация» включает в себе 3 составляющие:

  • обмеры;
  • составление описания с целью индивидуализировать объект, выделяя характеристики, отличающие его от других;
  • описание состояния с целью определить изменения, возникшие в процессе эксплуатации.

Для проведения данного мероприятия существует целый ряд причин:

  • желание владельца предприятия проверить состояние имущества;
  • ввод в эксплуатацию нового (реконструированного) объекта;
  • требования государственных органов к проведению проверок и предоставлению лицензий на отдельные виды деятельности.
Читайте так же:  Выдача кредита по виду на жительство в россии какие могут быть проблемы

По результатам проверки составляются различные документы: справки, планы, технические паспорта.

Нормативная база

Порядок и цели проведения определены:
  • первой и второй частью Гражданского кодекса;
  • Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексом;
  • Федеральными законами № 122, 1541-1, 78, 214, 221, 135;
  • Постановлениями Правительства № 921, 1301, 615, 87;
  • Приказами Госстроя, Минземстроя, Минэкономразвития;
  • стандартами: ГОСТ Р 21.1101, СНиП 31-01-2003, СНиП 30-02-97, Общероссийским классификатором основных фондов.

Выбор осуществляется в зависимости от целей. Первичная ревизия проводится при введении объекта в эксплуатацию после окончания возведения или реконструкции. В результате оформляется техпаспорт и справка ТЭП, содержащая данные о состоянии, основанные на обмерах.

  • Плановые ревизии проводятся по графику, разработанному на предприятии (обычно каждые 5 лет).
  • Внеплановая проверка проводится при изменениях характеристик объекта, например, перепланировке.
  • Государственная инвентаризация проводится на объектах жилого фонда с 1997 года. До 2013 года определялось местоположение объектов, стоимость, состояние, благоустройство до постановления на учет в Росреестр или Кадастровую палату. Данные хранились в БТИ. Впоследствии был выявлен большой объем ошибок, которые на текущий момент исправляются на основании требований заявителей. Сейчас государственная техническая инвентаризация осуществляется с целью получить достоверные данные для разработки планов градостроения, развития поселений и территорий, регистрации прав на недвижимость, определения налоговой базы, обеспечения информацией статистических органов.

Объекты ТИ

К объектам ТИ можно отнести:

  • жилые дома (одно- и многоквартирные), общежития;
  • нежилые здания и сооружения;
  • садовые и дачные дома;
  • гаражи, находящиеся в частной собственности;
  • отдельные помещения (жилые и нежилые);
  • законсервированные недостроенные сооружения;
  • места для парковки автотранспорта;
  • элементы обустройства территорий (площадки, дорожки);
  • коммуникации (сети для поставки воды, тепла, электроэнергии, ж/д пути, газопроводы);
  • насосные станции, градирни;
  • сооружения для гражданской обороны;
  • мачты, опоры, мосты и другие высотные сооружения;
  • зеленые насаждения;
  • элементы инфраструктуры общин отдельных территорий.

Порядок проведения

Проведением технической инвентаризации занимаются центры и предприятия, имеющие соответствующую лицензию. Все работы выполняют аттестованные кадастровые инженеры. Заказчиком может быть как юридическое, так и частное лицо.

Правила и инструкция

Существуют правила, разработанные для каждого вида недвижимости, зависящие от вида проверки:

  • при первичной ревизии жилого здания обязательно оформление технического и кадастрового паспорта;
  • при внеплановой проверке здания (сооружения) обязательна съемка, определение износа, описание технического состояния;
  • при проверке элементов благоустройства они классифицируются, определяется площадь, качество каждого отдельного элемента.

[2]

Существуют отдельные правила для инвентаризации автодорог, железных дорог, элементов системы энергетики, газовой отрасли, связи.

Инструкции разработаны на государственном уровне для:

  • зеленых насаждений (приказ МКХ № 130 от 12.03.1971);
  • водопроводов и канализации (приказ министра Инокова);
  • электрических сетей (приказ Минжилкомхоза от 29.12.1976);
  • помещений, строений и сооружений (приказ Минстроя от 04.04.92);
  • автомобильных дорог и др.

Существуют так же правила, которые необходимо соблюдать при оценке недвижимости и определении степени износа.

Порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества описан этом видео:

Порядок и органы

Техническая инвентаризация начинается с выбора подрядчика, который будет осуществлять все работы. После заключения договора и сбора первичной документации (проекта, кадастрового или технического паспорта) на предприятие выезжает инженер, который обследует объекты и производит обмеры. Заказчик может следить за его работой и проверять ее при условии, что это не мешает специалисту выполнять его прямые обязанности. При необходимости инженер в процессе работы создает графические планы зданий (сооружений).

По окончании обмеров создаются различные документы: поэтажные планы, ведомости площадей, технические паспорта и др. Документы предоставляются заказчику не позднее, чем через 30 календарных дней.

Стоимость подобных работ зависит от площади, количества исходных документов, вида и местоположения предприятия. Сроки выполнения желательно уточнить перед заключением договора. Они не должны превышать 15 дней, если площадь менее 1500 м 2 . Если объект больше, срок может быть продлен на 5 дней.

На каждый объект недвижимости предприятие заводит отдельное дело, которое состоит их техпаспорта и других документов. Недвижимость проверяется регулярно, все документы присоединяются к делу, впоследствии поступают в архив БТУ. Собственник получает копии, заверенные подписью руководителя отделения и печатью.

Если параллельно с ежегодной инвентаризацией проводилась техническая, ее результаты должны быть отражены в бухучете предприятия. Если построено здание или сооружение, без техпаспорта и кадастрового номера невозможно его занесение в основные средства. Подобное нарушение обязательно будет выявлено при первой проверке Налоговой инспекции. Кроме того, с такой недвижимостью невозможно осуществление никаких сделок.

Роль центров и бюро

Функции бюро и центров ТИ определены Постановлением № 1301 от 13.10.97:

  • паспортизация жилого фонда;
  • контроль за состоянием строений, зданий, помещений;
  • оценка (переоценка) для налогообложения;
  • предоставление информации при совершении сделок с недвижимостью.

Без данных бюро и центров ТИ невозможен ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, регистрация прав собственности, учет в бухгалтерии, определение износа при исчислении налоговой базы. Архивы этих организаций являются дополнительными источниками информации при необходимости предъявить выписку из техпаспорта, планы этажей, справку об инвентаризационной стоимости или идентификации местоположения.

Технический учет и ТИ

Технический учет – это сбор и обработка данных о недвижимости для определения индивидуальных характеристик и присвоения номера. Основа учета – результаты ТИ, подтверждающие ввод в эксплуатацию, существование, изменение характеристик, стоимость, прекращение существования. ТИ позволяет определить местоположение, границы, правовую принадлежность, балансовую стоимость.

Для учета требуются документы:

Учет осуществляют лица, обладающие правами собственности путем обращения в БТИ. При себе необходимо иметь проект (для нового здания/сооружения) или согласованный разрешительный документ. Стоимость услуги каждое бюро устанавливает самостоятельно. Обновлять данные необходимо после каждой ТИ.

Читайте так же:  Нужна ли россиянам виза в словению порядок оформления

Техническая инвентаризация объектов недвижимости на предприятии так же обязательна, как ежегодная проверка остальных активов, хотя проводится реже. Она позволяет отразить в бухучете кадастровую стоимость объектов, затраты на возведение, реконструкцию, изменения цены при расчетах налоговой базы. Без ТИ невозможно полноценное ведение бухучета основных средств.

Этот видеоролик расскажет, зачем нужна справка из БТИ:

02.06.2015 – Техническая инвентаризация: рудимент или необходимость

В каком состоянии жилой фонд огромного мегаполиса? Сегодня на этот вопрос с точностью до 100 процентов не сможет ответить никто. Обязательная техническая инвентаризация недвижимости была отменена еще в 1998 году. А ведь именно ее регулярное проведение давало исчерпывающие ответы на все детальные вопросы по состоянию недвижимости.

Сейчас нет определенного порядка осуществления государственного учета жилищного фонда. Есть постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Порядок учета жилищного фонда), которое не полностью соответствует действующему федеральному законодательству, так как издано до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 г.) и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 марта 2008 г.) (далее – Закон о кадастре).

В частности, в документе указано, что основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Однако, полностью отсутствует описание с какой целью производится технический учет и инвентаризация объекта недвижимости, объем информации, необходимый для учета, а также способы сбора данных и их постоянного обновления для передачи сведений в уполномоченные органы для принятия управленческих решений, в том числе, в органы государственной статистики.

В настоящее время роль органов технической инвентаризации выглядит гораздо скромнее, чем деятельность кадастровых инженеров. Поскольку для того чтобы оформить жилье достаточно кадастрового паспорта, техническая инвентаризация проводится по желанию. «С введением норм кадастровой деятельности и кадастрового законодательства важность и значимость проведения технической инвентаризации была практически сведена к нулю. Органы технической инвентаризации, как и прежде, функционируют, архивы по-прежнему находятся у нас и нами же ведутся. Работу в интересах граждан, физических и юридических лиц, органов исполнительной власти мы продолжаем вести» — сообщает начальник ГУП МосгоБТИ Денис Суслов. По его словам, на законодательном уровне деятельность бюро не регламентирована. Действующих нормативов, кроме Порядка учета жилищного фонда и 19 статьи Жилищного кодекса практически не существует. И при этом по вопросам предоставления информации идет постоянное взаимодействие с Мосжилинспекцией, Департаментом городского имущества, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, Департаментом капитального ремонта, органами статистики и многими другими.

В конечном итоге имеющиеся несоответствия в законодательстве привели к тому, что сегодня в большей степени утрачены актуальные данные о состоянии жилого фонда столицы. По данным Росстата в Москве 232,7 млн. кв.м жилых площадей. Точных данных о том, сколько жилья пришло в ветхое состояние, сколько домов необходимо снести, а каким строениям нужен ремонт у ведомства нет. Поскольку этих же актуальных данных теперь нет и у органов технической инвентаризации. «В Москве 234 000 квадратных метров жилья находится в аварийном состоянии, из них снесено 16 400 кв.м.. Насколько точна эта цифра? Росстат констатирует факт по результатам работы комиссии, но на сегодняшний день мы не знаем сколько находится в ветхом состоянии. И это тоже работа БТИ, которая годами была очень четко поставлена. И если процент износа достигал определенной нормы, то сотрудники бюро нам говорили о том, что жилье пришло в ветхое состояние – его надо ремонтировать», — констатирует начальник Управления статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Нина Власенко.

В МосгорБТИ уверены, сегодня крайне необходимо принять нормативный документ, который бы устанавливал порядок проведения технического учета объектов жилищного фонда, порядок технической инвентаризации, обязательность ее проведения, а также систематизации и накопления информации о технических характеристиках объектов недвижимости, уровне благоустройства (водоснабжении, отоплении, газификации или наличии электроплит), а также об износе зданий. «Мы подготовили предложения о принятии на уровне субъекта законодательной базы по технической инвентаризации в городе. Если это произойдет, тогда мы продолжим нашу деятельность, но уже на основе нормативной базы. Поскольку, сейчас мы работаем по умолчанию» — подытожил руководитель ГУП МосгорБТИ Денис Суслов.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921
«О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

Во исполнение настоящего Постановления изданы приказы Госстроя РФ от 8 декабря 2000 г. N 279, N 278

О Нормах времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 15 мая 2002 г. N 79

Читайте так же:  Как разделить имущество состоя в браке

В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Установить, что:

Министерство экономического развития Российской Федерации на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

См. Положение об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 5 апреля 2005 г. N 70

Правила проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения утверждены приказом Госстроя РФ от 26 августа 2003 г. N 322

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 3 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству Российской Федерации по налогам и сборам утвердить в 3-месячный срок порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах капитального строительства.

4. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов капитального строительства.

Об исполнении пункта 4 настоящего постановления в части организации проведения до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов см. письмо Госстроя РФ от 2 июля 2001 г. N НМ-3581/19

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 5 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

5. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок:

утвердить правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности;

представить в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

О проведении эксперимента по ведению Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 12 сентября 2002 г. N 204

6. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Утверждается Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, основными задачами которых являются формирование обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета и др. Государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

Уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, полномочия которого перечисляются в Положении, является Госстрой РФ.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2000 г., N 50, ст.4901

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 818

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2005 г. N 141

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477

Источники


  1. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

  2. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here