Что такое предвыборная агитация

Самое важное в статье: "Что такое предвыборная агитация" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Глава VI. Предвыборная агитация (ст.ст. 25 — 29)

Глава VI. Предвыборная агитация

>
Общие принципы ведения предвыборной агитации
Содержание
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Найдено 8 определений термина ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Предвыборная агитация

См. Агитация предвыборная.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Предвыборная агитация

— сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения.

Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29.10.93 N 1792, п.2

Агитация предвыборная (предвыборная агитация)

деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

1) стадия избирательного процесса, определяющая порядок (процедуры) осуществления избирательных действий в связи с проведением кандидатами, представителями избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей П.а.; 2) совокупность избирательных действий граждан РФ, кандидатов, иных субъектов П.а. по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в выборах, голосовании за или против тех или иных кандидатов, избирательных объединений.

Агитация предвыборная

деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Предвыборная агитация является разновидностью политической агитации.

Правовое регулирование предвыборной агитации осуществляется федеральными и региональными избирательными законами. Общие правила предвыборной агитации содержатся в главе VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Действия граждан и политических общественных объединений, подпадающие под юридические признаки предвыборной агитации и совершаемые со дня официального опубликования решения о назначении выборов до регистрации кандидатов, списков кандидатов, являются неправомерными и могут явиться основанием для отказа в регистрации соответствующего кандидата или списка кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных законом формах.

Действующее законодательство запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям; д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения служебных обязанностей время. К свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха. Указанные зарегистрированные кандидаты не вправе проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных командировках.

Проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) могут не все участники избирательного процесса, а только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), зарегистрировавшие списки кандидатов.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Предвыборная агитация может финансироваться только из избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), зарегистрировавшего список кандидатов.

АГИТАЦИЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ

Найдено схем по теме ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Избирательное право

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

При этом агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

  • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, федеральный список, списки кандидатов либо против него (них);
  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, политической партии, избирательному объединению, в частности, указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
  • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), политической партии, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, избирательному объединению, выдвинувшим кандидата, список кандидатов.
Читайте так же:  Что такое предварительный договор купли-продажи квартиры и зачем он нужен

Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

  • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
  • посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
  • иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Закон не допускает привлечение к предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая использования кандидатом своих изображений с несовершеннолетними членами семьи.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. В то же время указанные лица вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но при этом не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.

Данное ограничение не распространяется:

  • на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;
  • на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;
  • на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

Предвыборная агитация (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

Кафедра государственного и муниципального права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Тема: Предвыборная агитация

Вопрос 1. Предвыборная агитация

Вопрос 2. Назначение муниципальных выборов и их организация

Список использованной литературы

Вопрос 1. Предвыборная агитация

Под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объедений, избирательных блоков, общественных объедений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях).

Субъектов агитационной деятельности можно разделить на две группы:

1) общие субъекты- граждане РФ, общественные объединения, в том числе политические партии;

2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объедения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.

Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.

Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

Федеральный закон об основных гарантиях наряду с субъектами агитационной деятельности выделяет субъектов, которые не могут участвовать в агитации: члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объедения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, или с использованием преимуществ должностного или служебного помещения.

Сроки проведения агитации

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до голосования. Следовательно, до регистрации кандидата (списка кандидатов) любая деятельность содержащая признаки предвыборной агитации и исходящая от кандидата (избирательного объединения, избирательного блока) или всего поддержку, рассматривается как неправомерная.

[1]

В течение трех дней до голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.

Читайте так же:  Как индексируются алименты взысканные в твердой денежной сумме

В день голосования агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном порядке, сохраняются на прежних местах.

60 Федеральный закон об основных гарантиях предусматривает несколько форм проведения предвыборной агитации:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения массовых мероприятий;

3) путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов;

4) в иных установленных законом формах.

Предвыборная агитация через средства массовой информации. Все средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях делятся на две группы:

1) средства массовой информации первой группы — средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, средства массовой информации, которые финансируются не менее 15 % за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных федеральными, региональными органами власти, органами местного самоуправления, — данные категории средств массовой информации бесплатно и Ра равных условиях предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время и печатную площадь;

2) средства массовой информации второй группы – иные средства массовой информации не попадающие под признаки первой группы, — могут предоставить эфирное время и печатную площадь на договорной основе. Оплата зарегистрированным кандидатам, избирательными объединениям (блоками) эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях, путем полной предоплаты и исключительно через соответствующие избирательные фонды

Электронные средства массовой информации (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) первой группы обязаны бесплатно предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время в период, когда теле- и радио программы собирают наибольшую аудиторию. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», распределение бесплатного эфирного времени происходит по завершении регистрации кандидатов (списков кандидатов) путем жеребьевки, проводимой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений (блоков), представителей средств массовой информации. В результате жеребьевки определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов избирательных объединений (блоков), зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов. По результатам жеребьевки избирательной комиссией утверждается график предоставления бесплатного эфирного времени, который публикуется в печати.

Расходы электронных средств массовой информации, связанные с предоставлением, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования.

Электронные средства массовой информации первой группы также обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений (блоков). Каждый кандидат, избирательное объединение (блок) вправе получить из общего объема эфирного времени выделяемого для предвыборной агитации, время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков).

В информационных блоках электронных средств массовой информации как первой так и второй группы не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку), в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.

[3]

Редакции периодических печатных изданий первой группы обязаны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями (блоками).указанные издания предоставляют печатные площади как бесплатно (в пределах, устанавливаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации), так и за плату.

Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда, кандидата, избирательного объединения (блока), должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку) была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Такие материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество, лица), заказавшей изготовление данных материалов, информацию об их тираже и о дате выпуска. Распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов). Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных (блоков) не допускаются.

Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.

Гражданам об их политических правах

Информирование граждан и предвыборная агитация

Информационное обеспечение выборов следует считать важнейшей составной частью избирательной кампании. Не нужно доказывать, что активное избирательное право — это не просто право проголосовать, но и возможность осуществить осознанный выбор. Но для того, чтобы избиратель мог осуществить осознанный выбор, он должен обладать достаточной информацией.

Это одна сторона прав граждан, связанных с информационным обеспечением выборов. В данном аспекте гражданин выступает как пассивный потребитель информации (до дня голосования, когда только и проявляется его активность). Однако любой гражданин должен иметь право и возможность активно участвовать в деле информационного обеспечения выборов, что гарантируется частью 4 статьи 29 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Информационное обеспечение выборов включает два компонента, которые не всегда легко отделить друг от друга, тем не менее, различие между ними носит принципиальный характер. Эти два компонента — информирование избирателей и предвыборная агитация.

Главное и практически единственное требование к информационным материалам, распространяемым как через средства массовой информации, так и иным способом, состоит в том, что их содержание должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенства кандидатов и избирательных объединений. При соблюдении этих условий деятельность по информированию избирателей может осуществляться свободно.

Что касается предвыборной агитации, то на такую деятельность закон накладывает значительные ограничения, связанные с необходимостью обеспечить равенство кандидатов и избирательных объединений в ходе избирательной кампании.

Читайте так же:  Иммиграция в дубай из россии как переехать на пмж

Среди таких ограничений:

  • запрещение проводить агитацию широкому кругу организаций и учреждений (органам власти, избирательным комиссиям, воинским частям, благотворительным и религиозным организациям, международным организациям), членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранным гражданам, а также должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей и представителям средств массовой информации при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • запрещение проводить агитацию в день голосования и накануне дня голосования;
  • требование, чтобы расходы на проведение предвыборной агитации осуществлялись исключительно из средств соответствующих избирательных фондов.

Как различить предвыборную агитацию и информирование избирателей? По этому поводу продолжают идти споры. В пункте 4 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация определена как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».

Однако 30 октября 2003 г. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 15-П дал следующее толкование: «Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели — склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.

В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов».

К сожалению, в запросе Конституционному Суду не оспаривалась цитированная выше формулировка пункта 4 статьи 2 «рамочного» закона, поэтому Конституционный Суд прямо не принимал решения о ее конституционности, хотя косвенно эта формулировка была отвергнута, о чем свидетельствует приведенная цитата.

Однако законодатель не стал изменять данную формулировку, лишь в статью 48 «рамочного» закона был добавлен пункт 21, согласно которому действия журналистов при исполнении ими профессиональных обязанностей признаются агитацией, если они неоднократно совершены с целью побудить избирателя голосовать за или против кандидата (списка кандидатов).

Особенности организации и проведения предвыборной агитации в РФ (стр. 1 из 3)

Одним из важнейших, политически значимых этапов любой избирательной кампании является предвыборная агитация. Она ведется представителями различных политических сил среди широких кругов избирателей за участие в выборах и голосование за или против тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выбоную должность, выдвинутых в установленном законом порядке и зарегестрированных избирательными комиссиями.

Предвыборная агитация — наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представительных) органах, выборные должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправленния. От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, избирательного объединения, блока. Предвыборная агитация способна оказывать и оказывает большое влияние на умонастроения избирателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация — самый чувствительный нерв всей избирательной кампании.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет предвыбоную агитацию как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) или против них» (ст.2). Еще более широко федеральным законодательством определяетмся агитация по вопросам референдума, которая включает в себя «деятельность. имеющую целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме. «, а не только поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум закон, законопроект или иной вопрос.

Однако столь широкий подход к определению понятия «предвыборная агитация», а равно и понятия «агитация по вопросам референдума» следует признать неудачным, так как он позволяет квалифицировать как предвыбрную агитацию, агитацию по вопросам рефрендума любую деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую граждан к участию в выборах, референдуме, призывы к выполнению ими своего гражданского долга, в том числе и исходящие от избирательных комиссий, или отказаться от голосования на выборах, референдуме, то есть байкотировать их.

Между тем, подобнуе действия противоречат демократическим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 Конституция Российской Федерации). Более того, деятельность граждан, организаций, имеющая целью воспрепятствовать гражданину свободно осуществлять свои избирательные права либо право участвовать в референдуме, связанная с подкупом, обманом, приминнием насилия либо угрозой его применения, уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, признается преступлением (ст. 141 УК Российской Федерации).

Имея в виду эти обстоятельства, избирательные комиссии и правоохранительные органы на практике не воспринимают призывы, побуждающие граждан к участию в выборах или отказаться от участия в них, как предвыборную агитацию. Поэтому наиболее удачным, на мой взгляд, является определение предвыбоной агитации, содержащееся в статье второй ранее действовавшего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 г.), который трактовал это понятиие более конкретно, приминительно к кандидатам, спискам кандидатов. Исходя из назначения, смысла и природы института предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (скписков кандидатов) или против них. Обоснованность такого понимания предвыборной агитации, в часности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а лишь после регистрации кандидатов, списков кандидатов.

Основная часть. Агитация.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования (пункт 1 статьи 58 Федерального закона). При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. Такой порядок представляется вполне приемлемым, поскольку до регистрации кандидатов отсутствуют главные действующие лица избирательной кампании, которые и являются объектом и эпицентром агитационных мероприятий.

Вместе с тем, предусмотренные законодательством сроки предвыборной агитации озачают, что до регистрации кандидата (списков кандидатов) являются для отказа в их регистрации.

[2]

Что касается условий проведения предвыборной агитации, то Федеральный закон прежде всего указывает на следующие из них.

Читайте так же:  Как сделать приглашение на украину для россиян

Во-первых, государство гарантирует гражданам Российской Федерации, общественным объединениям и политическим партиям при организации избирательных кампаний свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Это обеспечивается тем, что зарегестрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации. Она может проводиться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий, путем выпуска и распространиния печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов). При этом, указанные материалы должны содержать наименования и юридические адреса организаций, изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество физического лица), заказавшей изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска.

Во-вторых, вем зарегестрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа с средствам массовой информации. (тут сноска: Пункт 3 статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). К ним относится обязанность избирательных комиссий, средств массовой информации обеспечивать равные возможности проведения предвыборной агитации, устанавливать равные расценки за предоставление своих услуг всем участникам избирательного процесска.

Законодатель определяет, что бесплатное эфирное время на каналах организаций телерадиовещания предоставляется за тридцать дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования (пункт 1 статьи 58). Бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями периодических печатных изданий за сорок дней до дня голосования, и размещение агитационных материалов на печатной площади прекращается за день до дня голосования. Такие требования установлены для того, чтобы не нарушался принцип равных условий доступа к средствам массовой информации, то есть чтобы к моменту начала предвыборной агитации все федеральные списки кандидатов были зарегестрированы.

Однако эти требования нового Федерального закона не распространяются на средства массовой информации без государственного и муниципального участия, предвыборная агитация в которых может начинаться непосредственно после регистрации федерального списка кандидатов.

К равным условиям проведения предвыборной агитации следует отнести и то, что объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа ежедневно (пункт 2 статьи 60). Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, бесплатно предоставляемой избирательным объединениям, избирательным блокам, должен составлять не менее десяти процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания (пункт 2 статьи 61). При этом следует отметить, что как бесплатное эфирное время, так и бесплатная печатная площадь предоставляются для проведения предвыборной агитации толлько по рабочим дням.

Федеральным законом регулируется порядок проведения избирательными объединениями (блоками) предвыборной агитации в средствах массовой информации за плату.

Так, не позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначании выборов как государственные, так и негосударственные телерадиокомпании и периодические печатные издания обязаны опубликовать сведения о расценках за предоставляемые для этих целей услуги и уведомить ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь. Без опубликования этих сведений предоставление эфирного времени и печатной площади не допускается (пункт 9 статьи 9).

В новом Федеральном законе установлены гарантии для проведения политическими партиями, избирательным блоком собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, демонстраций и шествий. Содействие в этой агитационной деятельности им призваны оказывать государственные органы и органы местного самоуправления. Заяления о выделении помещений для проведения встреч с избирателями должны рассматриваться главами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи.

Статья 49. Предвыборная агитация

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ в статью 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 49. Предвыборная агитация

1. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 1.1 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

1.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а действия, указанные в подпунктах 2 — 6 пункта 1 настоящей статьи, — в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

2. Предвыборная агитация может проводиться:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ подпункт 1 пункта 2 статьи 49 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

См. практические рекомендации Роскомнадзора от 19 января 2018 г. для редакций средств массовой информации по соблюдению требований законодательства РФ о выборах

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 3 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат, политическая партия вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

Читайте так же:  Что может грозить лицу, отправлявшему угрожающие sms-сообщения

4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в подпункт 6.1 пункта 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

6.1) международным организациям и международным общественным движениям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в подпункт 7 пункта 4 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

8) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ пункт 5 статьи 49 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 6 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1

6.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ пункт 7 статьи 49 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 6.1 настоящей статьи, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

1) на использование политической партией высказываний выдвинутого ею кандидата о данной политической партии;

2) на использование обнародованных высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) на цитирование высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1

7.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования политической партией изображений выдвинутого ею кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц, либо использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц. При этом получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

8. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в порядке, установленном статьями 51 — 53 настоящего Федерального закона. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 9 статьи 49 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети «Интернет» и в течение указанного срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 49 настоящего Федерального закона

Источники


  1. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  2. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

  3. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Что такое предвыборная агитация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here