Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Самое важное в статье: "Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ

1. Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:

— состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

— может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;

— воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;

[2]

— воспринимается как сложный объект;

— воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.

Термин «аудиовизуальное произведение» в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы — за автором или соавторами. Кроме того, абзац третий этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение. Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

Закон об авторском праве и смежных правах давал в ст. 13 аналогичные определения аудиовизуальных произведений и перечислял некоторые из них, в частности кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (ст. 7).

Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» . Фильм — это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2078.

2. В п. 2 комментируемой статьи дан исчерпывающий перечень лиц, которые являются авторами аудиовизуального произведения: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор — автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Режиссер аудиовизуального произведения — это физическое лицо, руководящее постановкой аудиовизуального произведения и игрой задействованных в постановке актеров. Сценарист — это физическое лицо, творческим трудом которого было создано литературное произведение, положенное в основу аудиовизуального произведения. Композитор — это автор музыкального произведения, используемого в фильме.

3. Лицо, которому принадлежат права на аудиовизуальное произведение, должно определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент создания фильма. Так, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., то в соответствии со ст. 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм (раньше так именовались аудиовизуальные произведения) принадлежало предприятию, осуществившему его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм — его авторам или соавторам. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, в котором сказано:

«Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.

Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом».

В том случае, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., авторское право на аудиовизуальное произведение признавалось за юридическим лицом. Согласно ст. 6 Вводного закона авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

Читайте так же:  Законно ли требование работодателя

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.

Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6.

Собрание законодательства РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.

Продюсер в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

В случае, когда продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

[1]

Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.

Кроме того, авторы всех произведений, вошедших в состав аудиовизуального, лишены права на отзыв (ст. 1269 ГК).

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством РФ об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более 10 (десяти) лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран всего мира;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, представленной юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более трех лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран, расположенных на двух и более географических континентах;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при принятии Гостелерадиофондом решения о необходимости выдачи Роспечатью разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении Гостелерадиофондом заявителю исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд.

Аудиовизуальное произведение как объект интеллектуальных прав (Кондратьева Е.А., Веденина Д.В.)

Дата размещения статьи: 07.07.2016

Аудиовизуальное произведение (далее — АВП) является одним из видов объектов авторских прав и, обладая всеми признаками произведений, имеет характерные особенности, интересные для исследования.
Несмотря на то что Кодекс не дает определения произведения в целом, отдельные виды произведений законодательно определены . К числу таковых отнесено и АВП, под которым согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
———————————
К примеру, Кодекс дает определение базы данных, программы для ЭВМ.

Как отмечает А.П. Сергеев, «специфика правового режима таких сложных объектов авторского права состоит, во-первых, в том, что право на их использование приобретает лицо, организовавшее создание сложного объекта. а во-вторых, в том, что при использовании РИД в составе сложного объекта за автором такого РИД сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат» .
———————————
Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009. Т. 3. С. 163 — 164.

И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев под сложными объектами понимают только те объекты, создание и использование которых оказывается связанным с использованием значительного числа РИД, права в отношении которых принадлежат различным правообладателям .
———————————
Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. С. 447.

Не оспаривая данное определение, считаем необходимым добавить, что под сложным следует все же понимать объект, состоящий из самостоятельных РИД, каждый из которых не является главным относительно другого, а выступает элементом единого объекта в целом. Но при этом нельзя забывать, что после создания сложного произведения — достижения творческого результата отдельные элементы произведения — РИД — вполне способны использоваться в качестве самостоятельных объектов авторского права.
Также следует отметить, что, несмотря на то что в юридической литературе встречаются позиции о рассмотрении АВП в качестве составных произведений (тезис о том, что их можно рассматривать как сборники ), представляется, что АВП необходимо отличать от составных (сборных) произведений, приводимых в ст. 1260 ГК РФ.
———————————
Семенова О., Николаева Е. Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. N 9. С. 13.

Подобный подход можно увидеть и в судебной практике. К примеру, в Определении ВАС РФ от 05.02.2010 суд указал, что АВП не является составным произведением, а представляет собой новое единое сложное самостоятельное произведение .
———————————
Определение ВАС РФ от 5 февраля 2010 г. по делу N А32-21935/2008-48/288 // Официальный сайт ВАС РФ. URL: http://www.arbitr.ru.

Как справедливо подмечено: «РИД в составе АВП не просто комбинируются друг с другом, а включаются в структуру такого объекта, который существует уже как единое целое, а не как совокупность разнородных объектов» . Это утверждение соответствует пункту 4 статьи 1263 ГК РФ, указывающему, что изготовителю АВП принадлежит исключительное право на АВП в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами АВП.
———————————
Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2008. С. 138.

Таким образом, очевидно, что использование отдельных объектов авторских прав в составе АВП не является простым составительством, и именно по этой причине «помимо прав на отдельные результаты выделяется право на АВП в целом» .
———————————
Гринь Е.С. Модель интеллектуальных прав на сложные объекты: Сборник материалов II Международного юридического форума «Правовая защита ИС: Проблемы теории и практики», 14 — 15 февраля 2014 года. М., 2014. С. 60.

Читайте так же:  Могут ли меня оштрафовать, если мои права просрочены

В.А. Дозорцев определяет сложные объекты как «многослойные», или «комплексные», отмечая, что «. сложные объекты, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом. их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом». Ученый также указывает, что «правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями. Многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно» .
———————————
Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2005. С. 153.

Не являясь автором АВП, продюсер является ключевой фигурой среди субъектов прав на АВП. Согласно ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» под продюсером понимается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма .
———————————
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014, с изм. от 01.12.2014) // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 4 статьи 1263 ГК РФ изготовителю (продюсеру) по умолчанию принадлежит исключительное право на АВП в целом (если иное не предусмотрено договорами, заключенными им с авторами АВП). Кроме этого, вне зависимости от того, кому принадлежит исключительное право на АВП, продюсер (изготовитель) вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания при любом использовании АВП, а также при информировании о нем в целом. К примеру, в реестре АВП Общероссийской общественной организации «Российский союз правообладателей» (аккредитованной организации по коллективному управлению правами) содержатся сведения не только об авторах АВП, но и о продюсере, а также операторе и актерах .
———————————
URL: http://reestr.rp-union.ru/audiovisual/.

«Для обеспечения возможности использования АВП необходимо обеспечить принадлежность всех необходимых для такого использования авторских и смежных прав «в руках» продюсера» .
———————————
Шехавцова А.Ф. К вопросу о правовом положении продюсера в процессе производства кинопродукции при заключении договоров с авторами фильма // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 5. С. 21 — 24.

Подводя итог исследования и на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: АВП представляет собой сложный, своеобразный объект авторских прав, обладающий неоднородностью субъектного состава правообладателей и отличительными сущностными характеристиками, влияющими на особенности правового режима данного объекта.

Литература

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права. Е. Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука. Поэтому, как отмечается в науке, главным признаком таких произведений является возможность зрительного восприятия. Однако в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеют звуковое сопровождение, что и предопределило их название: аудио произведения – произведения воспринимаемые на слух, и визуальные произведения – произведения, воспринимаемые зрительно.

Рассматриваемое произведение является сложным объектом, поскольку состоит из нескольких произведений, как одного автора, так и нескольких авторов. Произведения, включенные в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него. Как отмечает Н.П. Корчагина, «в отдельных случаях произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе непосредственного создания аудиовизуального произведения, в связи с чем существуют неотделимо от аудиовизуального произведения». По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.

Поскольку аудиовизуальное произведение состоит из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, оно имеет трех авторов, каждый из которых обладает своей творческой функцией и затрачивает свои творческие усилия. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами рассматриваемых произведений являются:

3) композитор, специально создавший музыкальное произведение для аудиовизуального произведения.

Режиссер-постановщик является центральной фигурой, организующей и возглавляющей творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы – до или в процессе работы над таким произведением. При этом они сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

Как отмечает И.А. Близнец, «такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав – изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера)».

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Формулировка «композитор сохраняет право на вознаграждение» предполагает непередаваемость данного правомочия, т.е. даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение.

Отдельно законодатель регулирует права продюсера – лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Читайте так же:  Порядок призвания к наследованию и круг наследников по закону

Как бы то ни было, очевидно, что фильм, как и другие аудиовизуальные произведения, создается творческими усилиями многих лиц, что дает теоретические основания для признания их соавторами. Однако и в прежнем, и в ныне действующем законодательстве данный вопрос решен иным образом. Согласно ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на любые фильмы (за исключением любительских) принадлежало предприятиям, осуществившим их съемку.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ -«Об авторском праве и смежных правах» авторами аудиовизуального произведения признаны три лица: режиссер-постановщик, сценарист и автор музыки, специально созданной для этого аудиовизуального произведения. Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом. В этом по российскому законодательству проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений1.

Говоря о телевизионных произведениях как самостоятельной разновидности охраняемых законом аудиовизуальных произведений, закон имеет в виду лишь такие произведения, которые специально созданы для показа по телевидению. Нет никаких оснований для отнесения к их числу произведений литературы и искусства, которые были опубликованы ранее и использованы телевидением без переработки. В этом случае их показ по телевидению должен рассматриваться только как способ их использования. Поэтому, например, театральный спектакль, переданный по телевидению, не становится в силу этого особым телепроизведением.

В настоящее время правовой режим аудиовизуальных произведений имеют и видеозаписи. Закон РФ -«Об авторском праве и смежных правах» в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 141-142), следуя опыту западных стран и руководствуясь Римской конвенцией, не отнес их к объектам смежных прав, с которыми они совпадают по своей сущности. В этих условиях видеозаписи должны рассматриваться и охраняться как особый вид аудиовизуальных произведений, поскольку полностью отвечают закрепленным законом признакам последних.

Права на аудиовизуальное произведение: законодательство и практика

22 декабря 2015 г.

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, права на фильм, права на телепрограмму, права на видеоролик, права на сложный объект, права продюсера, авторское право, интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, исключительное право

Определение комплекса прав различных лиц, который складывается в результате создания аудиовизуальных произведений, и возможности защиты таких прав — один из наиболее актуальных и сложных вопросов в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 1263 ГК РФ [ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015)], аудиовизуальное произведение – это произведение, «…состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств». Самый «типичная» категория аудиовизуальных произведений – это кинофильмы, а также «все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим» (телепрограммы, видеоклипы и др.)

На любое аудиовизуальное произведение существует в некотором смысле «двухуровневое авторство». В соответствии с положениями вышеуказанной статьи 1263 ГК РФ, авторами любого аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого произведения. Режиссер – это лицо, которое руководит постановкой аудиовизуального произведения и игрой актеров; сценарист – лицо, создавшее литературное произведение (сценарий), которое было положено в основу аудиовизуального произведения; композитор – автор музыки и/или текста, использованных в произведении. Авторы обладают правом авторства и иными личными (неимущественными) правами в отношении произведения.

Однако, у аудиовизуального произведения есть и второй «уровень» авторства: в соответствии с п. 5 указанной статьи, «…каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом».

Таким образом, поскольку в аудиовизуальное произведение могут входить (и обычно входят) не только режиссура, сценарий и музыка, но и иные многочисленные объекты, то у такого произведения может быть достаточно большое количество авторов, чьи права и интересы необходимо учитывать в отношении каждого конкретного аудиовизуального произведения.

Помимо авторов, в «список» лиц, обладающих определенными правами в отношении аудиовизуального произведения, входит так называемый «изготовитель». «Изготовитель аудиовизуального произведения» — это лицо, организовавшее создание этого произведения, и его права определяются так же, как права создателя любого сложного объекта авторского права.

В соответствии с п. 19.1. Постановления Пленумов Верховного Суда и ВАС РФ [Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»], «Под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.).»

Изготовитель – это, как правило, и есть продюсер. А продюсер – это, в соответствии с законом о кинематографии, «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»]. Однако, «изготовителем» аудиовизуального произведения может быть не только продюсер, но и, например, работодатель соответствующих авторов, Российская Федерация, субъекты федерации в отношении соответствующих произведений и др.

Изготовитель обладает исключительным (имущественным) правом на аудиовизуальное произведение в целом, если только иное не вытекает из его договоров с авторами произведения. Изготовитель также вправе указывать свое имя (или наименование – для юридических лиц) в произведении.

После анализа основ правового регулирования института аудиовизуального произведения необходимо перейти к рассмотрению судебной практики, которая существенно расширяет круг вопросов, которые могут возникнуть при урегулировании споров между различными субъектами в отношении таких произведений.

Следующий пункт Обзора практики подчеркивает целостность и единство аудиовизуального произведения и устанавливает следующее: «Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны.»; «совместное использование нескольких частей и (или) персонажей одного произведения образует один факт использования». Так, незаконное использование персонажа произведения является нарушением исключительного права на само произведение и, например, реализация товара, на котором размещены изображения персонажей одного произведения, следует рассматривать как одно правонарушение.

Читайте так же:  Понятие и виды завещаний

Однако, эта целостность и единство аудиовизуального произведения – применимы не во всех случаях. Так, множество споров вызывает возможность использовать аудиовизуальное произведение для создания пародии. В соответствии с пунктом 4 ст. 1274 ГК РФ («Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях»), «Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.» Следовательно, автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений данной статьи. И только в том случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном в части первой ГК РФ.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19 ноября 2013 г. N 5861/13 установил, что при переработке аудиовизуального произведения, в том числе для создания пародии на него, требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось. В данном деле Президиум ВАС рассмотрел заявление ООО «Первое музыкальное Издательство», которое требовало взыскать компенсацию за нарушение исключительных авторских прав на песни под названием «Лондон», «Сан-Франциско», «Чао, бамбино» (группы «Кармен»), выразившееся в их использовании в телевизионной передаче «Стиляги». По мнению заявителя, эта передача не является пародийной, поэтому они могли быть использованы только с разрешения правообладателя. Однако, телевизионная передача «Стиляги» была признана пародийной: в ее рамках известные люди (артисты, спортсмены, актеры и т.д.) готовят оригинальные пародийные номера на клипы, фрагменты музыкальных кинофильмов, мюзиклов и спектаклей.

Президиум ВАС постановил, что музыкальные произведения могут существовать самостоятельно или как часть сложного аудиовизуального произведения и охраняться независимо от других его частей; что требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось, и в рассматриваемом споре имеются основания для признания факта использования без разрешения правообладателя в телепередаче спорных музыкальных произведений как самостоятельных объектов охраны. Президиум ВАС отменил решения судов нижестоящих инстанций и удовлетворил исковые требования ООО «Первое музыкальное Издательство», постановив взыскать с нарушителя компенсацию, обязать его опубликовать данное постановление и запретить использовать песни в передаче «Стиляги» [ Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 5861/13 по делу N А40-38278/2012-12-166].

Подводя итог, можно отметить, что аудиовизуальные произведения занимают особое место среди объектов авторского права. Особенности предоставления правовой охраны таким произведениям, в целом, и их отдельным элементам закрепляются в российском законодательстве, в законодательстве иностранных государств, а также в большинстве международных соглашений.

Аудиовизуальное произведение – это сложный объект, который включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Причем такое объединение нескольких произведений в одном – не механическое, и этим аудиовизуальное произведение отличается от составного произведения (то есть произведения, которые представляет собой результат творческого труда только по подбору или расположению материалов).

В результате объединения разных элементов в фильме, клипе, передаче и т.п. возникает единый объект, которое «растворяет» в себе вошедшие в него иные произведения, которое представляет собой результат творческого вклада многих лиц — авторов, однако не сводится к простой совокупности таких вкладов, а выводит общий творческий результат на совершенно новый уровень. При этом аудиовизуальные произведения, как правило, обладают большой ценностью с экономической точки зрения.

Однако правовое регулирование аудиовизуальных произведений в части установления прав различных лиц в отношении различных частей произведения, а также возможностей защиты этих частей, как самостоятельных объектов, независимо от других элементов, представляется достаточно противоречивым, и должно дополняться последовательной и согласованной судебной практикой.

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), «поглощаются» аудиовизуальным произведением, «растворяются» в нем.

Другие же произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, напротив, могут создаваться Лишь в процессе работы над ним и, следовательно, существовать Лишь в неразрывной связи с произведен ние.

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из видов произведений, охраняемых автор ским право м. А.п. представляет собой зафиксированное на материальном носителе произведение , состоящее из движущихся изображений, воспринимаемых зрительно; наличие звука при этом необязательно.

3.4. Обладание правами на аудиовизуальные произведения

В первом выпуске она рассказала о режиме налогообложения и организационно-правовых формах кинокомпаний, в этом материале — ликбез по основам авторского права. К данному понятийному аппарату мы сможем возвращаться в последствии при разборах вопросов и различных ситуаций.

Охрана кинематографических произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений.
В определении, содержащемся в п. 1 рассматриваемой статьи, вместо слова «кадр» использовано допускающее более широкое понимание слово «изображение».

При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства. Поговорим об этом подробнее.

Авторами А.п. считаются только следующие лица: режиссер-постановщик; автор сценария; автор музыкального произведения, специально созданного для этого А.п. Все остальные лица, внесшие творческие вклады в создание А.п. (автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор слов использованной песни ) не считаются авторами А.п.

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Согласно подп. (а) п. 2 ст. 14 bis Бернской конвенции проблема определения круга лиц — обладателей авторских прав на аудиовизуальное произведение должна решаться на основании положений законодательства страны, в которой истребуется охрана.

Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором.

Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего изготовление такого произведения (продюсера), определяются Ст. 1240 настоящего Кодекса.

[3]

По существу, в ст. 1263 ГК РФ речь идет о фильмах, мультфильмах, телефильмах, диафильмах и других аналогичных произведениях.

Читайте так же:  Как восстановить гражданство рф

Аудиовизуальное произведение рассчитано прежде всего на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука.

Правила комментируемой статьи представляют собой компромисс между интересами публичной власти и интересами автора. С одной стороны, автор заинтересован в признании за ним некоторого комплекса прав на созданное им произведение, с другой стороны, государство заинтересовано в беспрепятственном использовании таких произведений в своих интересах.

Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Правила комментируемой статьи представляют собой компромисс между интересами публичной власти и интересами автора. С одной стороны, автор заинтересован в признании за ним некоторого комплекса прав на созданное им произведение, с другой стороны, государство заинтересовано в беспрепятственном использовании таких произведений в своих интересах.

Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Долгое время в СССР существовала крупная киноиндустрия. Распад СССР привел к упадку киноискусства, поскольку выжившие в грязной схватке за место под солнцем кинорежиссеры и кинопродюсеры не нашли ничего лучшего, как потакать самым низменным чувствам зрителей.

Авторская колонка Ольги Куриной: обстоятельно про интеллектуальные права, способы использования произведений, авторстве, соавторстве, наследном праве, использовании музыки, фотографий и других важных вещах, о которых мы так мало знаем.

Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые стали демонстрироваться в России еще в 1896 году. Однако охрана кинематографических произведений в Законе Российской империи «Об авторском праве» 1911 года не была обеспечена. Впервые такая охрана на нашей территории появилась в 1925 году.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка. Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем.

Сведения о позиции плана закупки

В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7). Возникает сложный вопрос: принимая во внимание решающий или исключительный характер деятельности одного из вышеперечисленных лиц, может ли авторство на аудиовизуальное произведение в целом принадлежать ему?

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно- правовое регулирование в сфере ИС.

В силу прямого указания закона только лица, определенные в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, признаются авторами аудиовизуального произведения, никакие иные лица, в том числе и на основании договора и даже с согласия авторов, признаваемых таковыми в силу закона, не могут стать авторами.

В этом случае, организатор вправе использовать аудиовизуальное произведение по своему усмотрению. В отсутствие соответствующих договоров исключительные права на аудиовизуальное произведение сохранятся за авторами, указанными в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, а исключительные права на произведения, вошедшие в состав аудиовизуального произведения, — за каждым из творцов соответственно.

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ «аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Содержание

Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Э. П. Гаврилов, В. И.

По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».

Такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав — изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера).

Положения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также к защите прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 1240, пунктом 7 статьи 1260, пунктом 4 статьи 1263, пунктом 4 статьи 1295, пунктом 1 статьи 1323, пунктом 2 статьи 1333 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 1338 ГК РФ.

Аудиовизуальное произведение:

Основное предназначение аудиовизуального произведения — зрительное восприятие. Но в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений сопровождаются звуком, имеют звуковое сопровождение. Отсюда и название: аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Кроме того, заявить права на созданное ими же произведение могли сценаристы, главный оператор, режиссёр-постановщик, художники-постановщики, композитор и др.

Значение АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Большом юридическом словаре

К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Обсуждается вопрос о законодательном закреплении обязательной выплаты вознаграждения и остальным авторам фильмов.

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here