Что по закону должна и не должна содержать реклама табачных изделий

Самое важное в статье: "Что по закону должна и не должна содержать реклама табачных изделий" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В комментируемой статье установлены и регламентированы запреты рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» содержал лишь часть данных запретов, о чем подробнее сказано ниже. Комментируемой статьей введены запреты на стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства. Такое регулирование соответствует положениям ст. 13 «Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий» Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, согласно п. 1 которой Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий.

Часть 1 комментируемой статьи соответственно указанной статье Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака устанавливает, что в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака;

2) спонсорство табака.

Понятие рекламы определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Спонсорство табака согласно определению, данному в п. 5 ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона, — это любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

В отношении же стимулирования продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи непосредственно перечислены следующие действия, которые представляют особо такое стимулирование:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в т.ч. в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в т.ч. посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в т.ч. лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в т.ч. организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

[1]

2. В части 2 комментируемой статьи установлены запреты:

[2]

демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и любого другого использования указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Согласно данной норме исключение составляют лишь случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ранее подобный запрет формулировался менее развернуто в п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об ограничении курения табака»: не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Это правило, которое согласно ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона вступает в силу с 1 июня 2014 г., заключается в возложении на вещателя или организатора демонстрации обязанности обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Понятие социальной рекламы определено в п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

4. В части 4 комментируемой статьи установлен случай, когда допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в средствах массовой информации. В соответствии с данной нормой такая демонстрация допускается при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма при проведении информационных кампаний. Информирование органами государственной власти и органами местного самоуправления населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации предусмотрено частью 6 ст. 15 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к указанной статье, под средством массовой информации согласно определению, данному в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Читайте так же:  Как уехать учиться в австралию порядок оформления учебной визы и куда можно поступить

5. Часть 5 комментируемой статьи, регламентируя осуществление запрета рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей отсылает к законодательству РФ о рекламе. По сути, такая же отсылочная норма ранее содержалась в ст. 5 Федерального закона «Об ограничении курения табака», предусматривавшей, что реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Осуществление рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей регламентировано статьей 23 Федерального закона «О рекламе», согласно ч. 1 которой реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Статья 23 Федерального закона «О рекламе» также предусматривает следующее:

реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства) (ч. 3);

проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы (ч. 4).

Как рекламировать сигареты и табачные изделия

В соответствии с законом N15-ФЗ от 15 ноября 2013 года реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей полностью запрещена. За каждое нарушение к ответственности могут быть привлечены рекламодатели, производители и распространители рекламы, даже если они работают по найму и сами курительную продукцию не производят и не продают. Штраф составляет от 3 тысяч для граждан до 600 тысяч рублей для юридических лиц и организаций.

Реклама запрещена не только на телевидении и радио, ее нельзя помещать на объектах наружной рекламы, на транспортных средствах и на обложках журналов, газет. Помимо этого запрещается публиковать изображения курящих несовершеннолетних, исключаются образы позитивного эффекта, производимого этим процессом.
Посмотрите видео, про запрет рекламы табака:

Перед показами фильмов или передач, в которых демонстрируются сцены курения, должен быть обеспечен показ социальных роликов, о вреде курения. За нарушения также взимается штраф от 10 до 200 тысяч рублей. Эта норма вступила в силу с июня 2014 года.
Помимо этого, производители табачных изделий не могут становиться спонсорами разнообразных мероприятий, чтобы не привлекать к своей деятельности население.

Интернет сообщества против рекламы табачных изделий

Самые крупные поисковые системы, такие как Google, Yahoo, Bing, а также социальные сети Вконтакте, Facebook, видеохостинг Youtube, компания eBay уже сделали свой выбор, предпочитая соблюдать закон и заботиться о здоровье нации и отказавшись от рекламы табака. Google AdWords запрещает рекламу табачных изделий, но допускает рекламирование аксессуаров для курения, например, пепельницы, зажигалки, портсигары. Наравне с этим активно рекламируются средства для предотвращения распространения курения, для лечения от этой зависимости.
По статистическим данным запрет рекламы табачных изделий уже осуществлен не менее чем в 17 странах: Армения, Австрия, Венгрия, Германия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Македония, Латвия, Португалия, Румыния, Словения, Турция. Финляндия, Франция, Хорватия.

Возможные способы рекламировать табачные изделия

Если необходимость в рекламе все же превосходит страх наказания, то можно прибегнуть к более или менее доступным средствам оповещения населения.

  • Использовать рекламу на упаковках сигарет. Здесь можно кратко рассказать о новом сорте табака, используемом при производстве, об уникальных особенностях, возможно, о меньшем содержании никотина и пр. Если реклама в буклетах и печатных изданий запрещена, то сигаретная упаковка может стать достаточно выразительным носителем. Но не стоит забывать, что по закону производители должны размещать на пачках предупреждающие о вреде курения надписи, устрашающие фотографии. Так что места для рекламы здесь останется немного;
  • Прибегнуть к скрытому брендированию, используя фирменные цвета или слоганы, но не показывая сигаретную продукцию явно;
  • Использовать для рекламы сайты в других доменных зонах, предварительно изучив законы данной страны;
  • Можно придумывать слоганы, которые будут косвенно намекать на рекламируемую продукцию;
  • Публикация фотографий, сделанных на вечеринках и других мероприятиях;
  • Скрытая реклама в блогах, личных сообщениях. Такие методы, безусловно, грозят большими штрафами, поэтому необходимые суммы следует заранее закладывать в рекламный бюджет.
Читайте так же:  Как можно применять пневматическое оружие

Влияние рекламы на потребление табачных изделий

Имеет ли реклама такое уж сильное воздействие на покупательский спрос? Здравоохранительные органы обращают внимание на то, что реклама табака влияет на:

  • Стимулирование интереса у детей, подростков и молодежи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию;
  • Провоцирует к курению взрослых;
  • Побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий;
  • Нейтрализует благие намерения бросить курить;
  • Вызывает желание у тех, кто сумел отказаться от вредной привычки, вернуться к ней вновь.

Опросы детей показали, что они очень внимательно смотрят яркие рекламные ролики, в которых курящие герои выглядят мужественными, сильными, «крутыми». Такие ролики действительно побуждают детей подражать взрослым курильщикам, чтобы выглядеть также как они. Относительно запрета рекламы между представителями здравоохранения и производителей табака не прекращаются споры. Первые утверждают, что реклама способствует потреблению табака, увеличивая общее количество курильщиков. Компании, выпускающие табачную продукцию, парируют, что реклама лишь способствует тому, чтобы потребители табака не меняли привычную марку сигарет на другую либо побуждают потребителей покупать именно их продукцию.

Исследования в области рекламы табачной продукции

Исследование проводилось в ста странах, где пытались выяснить, насколько сильно воздействие рекламы, и как оно способствует распространению табачной продукции. В части стран был введен полный запрет на рекламу, в других – лишь частичный. Через определенный срок подвели итоги, и оказалось, что там, где реклама была запрещена полностью, тенденция к уменьшению потребления намного круче. Это видно на составленных графиках и подсчетов общей массы доходов от продаж.

Другое исследование проводилось в наиболее развитых четырех странах: Франция, Финляндия, Новая Зеландия и Норвегия. Здесь был также введен запрет на любые способы рекламирования табачных изделий. После его эффективной реализации был отмечен факт, что потребление продукции из табака в каждой из стран уменьшилось от 15 до 38%. Других факторов, которые могли бы повлиять на эти изменения, просто не было. Это говорит о том, что частичное запрещение рекламы, к примеру, только на ТВ или по радио не имеют смысла.

Здесь видео о том, почему на самом деле решено отказаться от рекламы табачных изделий:

Англия, Америка и Австралия также проводили исследования, которые показали, что дети и подростки, курящие с раннего возраста, знают о марках сигарет именно из рекламы, которая была слишком навязчива, доступна и то и дело попадалась им на глаза. Практически каждый из них может назвать один из своих любимых рекламных роликов, которые нравились им еще в детстве. Кроме того, все они выбрали именно такие марки сигарет, которые наиболее широко рекламировались. Часть из детей отметили, что узнали о курении с помощью спортивных состязаний, спонсорами которых выступали рекламодатели сигаретной продукции.

Реклама в специализированных изданиях

Хорошей новостью для производителей и реализаторов табачной продукции является то, что рекламу можно публиковать в специализированных журналах, буклетах, которые можно распространять в самих киосках, магазинах, торгующих сигаретами и табаком. Приходящие сюда покупатели будут узнавать о новых марках, крепости, особенностях продукции. Продавцы смогут визуально определять их возраст, а значит, реклама не попадется на глаза несовершеннолетних.

В закрытых табачных магазинах можно информировать покупателей о новых сортах табака, здесь же можно будет купить предлагаемую продукцию или отослать покупателя в подобный магазин за покупкой нужной марки сигарет. Рекламодатели должны помнить о реальном вреде и последствиях курения, которые ведут к многочисленным болезням и к преждевременной смерти. Каждый рекламодатель сигаретной продукции, по сути, является киллером, распространителем крайне опасного и вредного продукта.

О правилах реализации табачных изделий

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (далее Основы) устанавливаются правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 1 Основ охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Деятельность по розничной продаже табачной продукции на территории РФ регулируется федеральными законами от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Технический регламент) и от 10.07.2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон об ограничении курения).

В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ). Согласно данной конвенции основными мерами, касающимися сокращения спроса на табак, являются ценовые и налоговые. К неценовым мерам относятся: защита от воздействия табачного дыма, регулирование состава табачных изделий, упаковка и маркировка табачных изделий и др. Принятый в 2008 году Технический регламент направлен в первую очередь на реализацию данных мер.

Согласно статье 1 Закона об ограничении курения к табачным изделиям относятся: изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная. Статьей 3 Закона об ограничении курения вводятся определенные запреты и правила, касающиеся оптовой и розничной продажи табачных изделий, а именно запрещается:

— производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать: для сигарет с фильтром — содержание в дыме сигареты смолы 14 мг на сигарету и никотина 1,2 мг на сигарету; для сигарет без фильтра — соответственно 16 и 1,3 мг на сигарету (пункт 2);

Читайте так же:  Что такое нежилые помещения и для чего они используются

Для справки. Частью 1 статьи 6 Технического регламента установлены иные предельно допустимые показатели содержания смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты (с фильтром и без фильтра) — 10 мг/сиг и 1,0 мг/сиг соответственно. В соответствии с частью 2 статьи 24 Технического регламента данная норма начнет действовать по истечении трех лет со дня вступления в силу названного документа, то есть с 26.12.2012 года.

— продажа табачных изделий без предупредительных надписей о вреде курения табака на каждой упаковке (пачке) (пункт 3);

Видео (кликните для воспроизведения).

— поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов (пункт 4);

— розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, образовательных организациях, а также на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций (пункт 5);

— розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления (пункт 7);

— розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке) (пункт 8);

— розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов (пункт 9).

Кроме того, не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (статья 4 Закона об ограничении курения), реализация на территории РФ табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками (пункт 5 статьи 4 Технического регламента). Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Предупредительные надписи

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона об ограничении курения каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака: основную – «Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью» и дополнительную. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 года № 163 утверждены информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты и следующие дополнительные надписи о вреде курения:

1) «Курение — причина раковых заболеваний»;

2) «Курение — причина смертельных заболеваний»;

3) «Оградите детей от табачного дыма»;

4) «Курение табака вызывает никотиновую зависимость»;

5) «Курение — причина заболеваний сердца».

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака должна быть помещена на одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий. На другой большей стороне упаковки (пачки) должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака, причем производитель при нанесении этих надписей должен придерживаться следующих правил:

— выбрать из утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению списка четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;

— поместить каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака должны занимать на упаковке (пачке) табачных изделий не менее 4% площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий без учета указания автором предупреждения о вреде курения (федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению), иными словами, фраза «Минздравсоцразвития России предупреждает» не берется в расчет.

В настоящее время можно увидеть на упаковках (пачках) сигарет и другие предупредительные надписи, которые занимают отнюдь не 4% площади стороны упаковки. Дело в том, что ст. 10 Технического регламента для потребительской тары курительных табачных изделий предусмотрены другие надписи о вреде курения: основная предупредительная надпись – «Курение убивает» и одна из следующих предупредительных надписей о вреде курения:

1) «Курение вызывает инфаркты и инсульты»;

2) «Курение — причина рака легких»;

3) «Курение — причина хронической болезни легких»;

4) «Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребенку»;

5) «Защитите детей от табачного дыма»;

6) «Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить»;

7) «Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить»;

8) «Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких»;

9) «Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти»;

10) «Курение может являться причиной импотенции»;

11) «Курение вызывает преждевременное старение кожи»;

12) «Курение может вызвать бесплодие».

В то же время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, могут быть установлены другие предупредительные надписи. Названные надписи должны располагаться на обеих сторонах единицы потребительской тары курительных табачных изделий в рамке черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать: для основной предупредительной надписи — не менее 30% площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи — не менее 50%. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера.

Для справки. Курительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для курения (пункт 5 статьи 2 Технического регламента).

Для некурительных табачных изделий предусмотрена одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия: «Это табачное изделие вредит Вашему здоровью» (пункт 6 Технического регламента). Данная информация также помещается в рамку черного цвета (площадь, ограниченная рамкой, — не менее 30% площади одной большей стороны (лицевой поверхности) единицы потребительской тары).

Читайте так же:  Как и где застраховаться застройщику

Для справки. Некурительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья (пункт 17 статьи 2 Технического регламента).

Поштучная продажа сигарет

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона об ограничении курения запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов

Для справки. Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, — объект административного правонарушения.

Продажа табачных изделий в неустановленных местах

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона об ограничении курения запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций. Причем несмотря на разъяснения Роспотребнадзора о том, что запрет, установленный пунктом 5 статьи 3 Закона об ограничении курения, направлен прежде всего на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков (особое внимание необходимо обратить на торговые точки, реализующие табачные изделия, находящиеся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей), образовательными учреждениями считаются даже дошкольные общеобразовательные учреждения (детские сады).

Нередко предметом спора выступает способ определения расстояния между образовательным учреждением и торговой точкой. Например, в арбитражном деле (Постановление ФАС ВВО от 10.11.2009 А31-5599/2009) индивидуальный предприниматель предположил, что расстояние необходимо рассчитывать с учетом Правил дорожного движения. Суд же исходил из буквального толкования используемого в Законе термина «расстояние», то есть как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования и признал его виновным в совершении административного правонарушения.

Другой интересный момент: при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. В случаях, когда розничная торговля табачными изделиями осуществляется внутри большого торгового центра, 100-метровая зона должна учитывать расстояние, проходящее внутри торгового центра, до непосредственно торговой точки (абзац 2 Письма Роспотребнадзора от 03.06.2005 года № 0100/4244-05-32).

Максимальная розничная цена

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 3 Закона об ограничении курения запрещается розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовлении. Кроме того, запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке).

Что такое максимальная розничная цена (МРЦ) и откуда появился данный запрет? Определение МРЦ дано в пункте 2 статьи 187.1 главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. В соответствии с названной нормой максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков — индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой

Продажа табачных изделий несовершеннолетним

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об ограничении курения не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Что по закону должна и не должна содержать реклама табачных изделий?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2013 г. № АД/44053/13 “О запрете рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей”

ФАС России информирует, что 21 октября 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Федеральный закон № 274-ФЗ).

Федеральный закон № 274-ФЗ вступает в силу с 15 ноября 2013 года, за исключением отдельных положений.

В частности с 15 ноября 2013 года статьей 2 Федерального закона № 274-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон «О рекламе», в соответствии с которыми статья 23 Федерального закона «О рекламе» утрачивает силу, при этом статья 7 Федерального закона «О рекламе», устанавливающая перечень товаров, реклама которых на территории Российской Федерации не допускается, дополняется пунктом 8, закрепляющим запрет рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Соответственно, с указанной даты реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей запрещается к распространению любым способом, в любое время и с использованием любых средств.

Обращаем внимание на то, что данный запрет не распространяется на иные товары, подобные перечисленным в статье 23 Федерального закона «О рекламе».

Также пунктом «б» статьи 1 Федерального закона № 274-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьей 14.3.1, устанавливающей ответственность за спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо рекламу табака, табачной продукции табачных изделий или курительных принадлежностей.

Читайте так же:  Что делать, если строительная компания нарушила сроки, указанные в договоре

Так в соответствии с частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Таким образом, обращаем внимание территориальных органов на тот факт, что за нарушение запрета на распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей установлена повышенная ответственность по сравнению с иными нарушениями норм Федерального закона «О рекламе» (за исключением нарушений в сфере рекламы БАДов, лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения).

Одновременно информируем, что антимонопольным органам не предоставлены полномочия по выявлению нарушений частей 1-3 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за спонсорство, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий; демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла; демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Федеральный закон № 15-ФЗ) при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Ответственность за неисполнение данной обязанности введена частью 5 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выражается в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Указанная норма вступает в силу с 01 июня 2014 года.

При этом в силу положений, содержащихся в Федеральном законе № 274-ФЗ, предусматривающих изменения статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочия по рассмотрению дел за нарушение части 5 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплены как за антимонопольными органами, так и за Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами. Соответственно, в случае если при рассмотрении антимонопольным органом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, будет выявлено, что за данное нарушение лицо уже было привлечено к административной ответственности Роскомнадзором или его территориальным органом, такое дело подлежит прекращению.

А.В. Доценко

Обзор документа

21 октября 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликован Закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ. Им внесены поправки в КоАП РФ и Закон о рекламе, обусловленные принятием Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Поправки вводятся в действие с 15 ноября 2013 г., кроме отдельных положений.

Так, с 15 ноября 2013 г. реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей (в т. ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок) запрещается к распространению любым способом, в любое время и с использованием любых средств. Кроме того, введена административная ответственность в т. ч. и за такую рекламу.

[3]

Отмечено, что за нарушение запрета на распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей установлена повышенная ответственность по сравнению с иными нарушениями норм Закона о рекламе (кроме нарушений в сфере рекламы БАДов, лекарственных средств, медицинских изделий и услуг).

За неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений (в которых демонстрируются табачные изделия или процесс потребления табака) должностных лиц оштрафуют на 10-20 тыс. руб.; юрлиц — на 100-200 тыс. Указанная норма вступает в силу с 1 июня 2014 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полномочия по рассмотрению данных административных дел закреплены как за антимонопольными органами, так и за Роскомнадзором и его территориальными органами. Если при рассмотрении антимонопольным органом соответствующего дела будет выявлено, что за данное нарушение лицо уже было привлечено к ответственности Роскомнадзором (его территориальным органом), оно подлежит прекращению.

Источники


  1. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  3. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
Что по закону должна и не должна содержать реклама табачных изделий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here