Что делать если возникают трудности при поступление ребенка в школу

Самое важное в статье: "Что делать если возникают трудности при поступление ребенка в школу" с комментариями и выводами профессионалов. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то на них всегда может ответить наш дежурный юрист.

«Подводные камни» школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?

Для ребенка-школьника школьная жизнь — это огромная часть его жизни, в которой иногда происходят ссоры, конфликты, недопонимания. Рассматривая тему школьных конфликтов, не важно со сверстниками или учителями, начать нужно с того, что с такими ситуациями сталкиваются далеко не все дети. Так называемые «среднячки» очень редко оказываются замешаны в конфликтные ситуации, они достаточно хорошо учатся, в целом прилежно ведут себя и у педагогов к таким детям практически отсутствуют какие-то претензии. В эпицентре ссор и недопониманий чаще оказываются дети из двух других категорий — это достаточно активные, «темпераментные» школьники, и, напротив, робкие, тихие, неуверенные в себе, застенчивые дети. Чаще всего, конфликты происходят именно между ними. Также к активным школьным «непоседам» всегда очень много претензий со стороны учителей.

[1]

То, как ребенок ведет себя в школе, определяется стилем воспитания в семье, в которой он растет, его темпераментом, характером, педагогической системой, выстроенной в школе, и, непосредственно, личностью самих педагогов.

В такой ситуации есть еще один «подводный» камень — обесценивание авторитета педагога в глазах ребенка. Если мама или папа говорит, что «Юлия Сергеевна» плохая, ребенок просто автоматически впитывает это послание. Он уже никогда не будет серьезно относиться ни к «Юлии Сергеевне», ни к предмету, который она преподает. И в этом случае поведение и успеваемость также будут снижаться.

В подобных случаях, важно трезво оценивать ситуацию. Сейчас в нашем обществе процветает феномен так называемого «детоцентризма». Когда родители просто поклоняются собственному чаду. При этом, не разбираясь в ситуации, они всегда занимают его сторону. В том числе в конфликтах с педагогами и сверстниками. Для того, чтобы понять конфликт необходим трезвый взгляд. Иначе, постоянная необоснованная защита ребенка будет формировать в нем только эгоизм и эгоцентризм. В конечном счете, при таком воспитательном подходе, ребенок перестанет уважать не только педагогов, но и самих родителей. Если мама и папа пришли к выводу, что в конфликте виновен ребенок, то с ним нужно обговорить этот момент. Ни в коем случае разговор не должен быть «публичным», при нем не должны присутствовать сверстники, другие посторонние люди. В таких ситуациях родителям важно не стыдить ребенка, не угрожать ему и не манипулировать, а поговорить о его поступках. «Не ты плохой, а твой поступок плохой» — это важное правило, которым должны пользоваться родители в разговоре со своими детьми.

Что же касается конфликтов со сверстниками, здесь родителям также важно найти некий баланс между собственным гиперконтролем над конфликтной ситуацией и полным невмешательством в нее.

«Молодежный вестник» №18 (6333). 1 сентября 2017.

Ошибки родителей при поступлении ребенка в школу

Раскрывать или нет школе «семейную тайну» о болезнях ребенка — решать родителям в каждом конкретном случае. Возможно, действительно для всех будет лучше, если диагноз не станет достоянием гласности.

Но вот чего однозначно нельзя делать — это не оказывать ребенку никакой помощи.

Пусть обращения к специалистам будут неофициальными и не найдут отражения в карточке районной поликлиники — главное, чтобы с ребенком работали педагоги-дефектологи, психологи, логопеды.

И обязательно — невролог, поскольку практически любое из перечисленных состояний на разных этапах требует назначения медикаментов, — что вправе делать только врач.

Почему мы так настойчиво говорим об обращении к специалистам? В народе бытует мнение, что ребенок «перерастет», что большая часть его проблем носит возрастной характер.

Действительно, какая разница, в два года он заговорит или в три? Не все ли равно, что он пишет в тетрадях в первом классе, — оценок-то все равно не ставят.

Конечно, от тройки по русскому еще никто не умер, да и аттестат о среднем образовании у нас получают практически все.

Но тревогу бьют ученые. По их данным, 70 процентов детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) при отсутствии коррекционно-развивающей работы, в подростковом возрасте начинают тянуться к алкоголю, наркотикам, демонстрируют склонность к правонарушениям.

С возрастом кое-кому, конечно, удается «выправиться». Но половине некогда «проблемных» детей, на которых никто не обращал «правильного» внимания, во взрослой жизни мешают забывчивость, рассеянность, неумение сорганизоваться.

У них отсутствуют навыки планирования, они недостаточно инициативны, часто меняют работу, их преследуют проблемы в семейной жизни. Круг замыкается.

Предельной наивностью со стороны родителей было бы рассчитывать на то, что, когда ребенок пойдет в школу, проблемы из домашних автоматически превратятся в школьные.

Конечно, никто не запрещает спросить совета у учителя. Но по поводу патологически безграмотного письма (а оно, как правило, является проявлением дисграфии — логопедического диагноза) вам в большинстве случаев предложат «больше заниматься», «больше читать» и «писать дома диктанты».

С точки зрения логопеда совет совершенно безграмотный — так проблема будет только загнана внутрь, а в средней школе проявится с новой силой, уже дизорфографией.

Между тем найти логопеда для восьмиклассника гораздо сложнее, чем для второклассника, и почти никогда это не будет логопед, штатно работающий в школе.

Родителям важно знать еще и такую вещь. Поданным биохимиков и нейрофизиологов, познавательный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций, вызывает в организме выработку ряда веществ, активирующих мышление и делающих запоминание и усвоение более эффективным.

Напротив, возникающие в ходе обучения отрицательные эмоции провоцируют выработку «гормонов стресса», которые снижают способности ученика к обучению и запоминанию.

Не правда ли, ничего нового? Но положительные эмоции у ученика могут возникнуть только в том случае, если у него «получается», если его хвалят и поощряют взрослые.

Учителю зачастую не до таких почти медицинских тонкостей. Вертелся — замечание, недостаточно каллиграфический почерк — оценка на два балла ниже, выкрикнул с места — вон из класса. А дома — выволочка от родителей, чтобы семью не позорил.

И ребенок, придя в школу с нормальным интеллектом (а все диагнозы и состояния, о которых мы говорим, не служат противопоказанием для обучения в обычной школе и неплохо поддаются коррекции), к окончанию четвертого класса становится убежденным (и убедительным для окружающих) «твердым троечником».

Читайте так же:  Имеют ли право работники загса потребовать документ

Многие родители любой ценой стараются получить «чистую» медицинскую карту для своего ребенка — желательно вообще без каких-либо диагнозов.

Покинув школу после своего выпускного вечера и попав в нее вновь только с собственными детьми, любой внимательный человек обратит внимание: дети.

Семья — это, пожалуй, наиболее важная среда, в которой развивается ребенок, среда, в которой он впервые усваивает нормы социального поведения и.

До недавнего времени, когда речь заходила о совместном обучении здоровых детей и тех, кто имеет нарушения в развитии, преимущественно упоминалось.

7 мучительных проблем первоклассников. Как могут помочь родители?

Для начинающих школьников 1 сентября – это не только праздник, но и начало одного из самых критических периодов в жизни. Детский психолог Людмила Овсяник рассказала порталу www.interfax.by о том, с какими проблемами сталкиваются первоклассники и как родители могут облегчить их адаптацию к школе.

1. Психоэмоциональный стресс

[2]

Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета.

Так проявляет себя синдром 7 сентября, о котором знают все педиатры и психологи. «В группе риска дети — астеники, – объясняет Людмила Овсяник.

– Для них особенно важно соблюдение режима дня, полноценный ночной сон, по желанию ребенка – дневной сон, сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, спокойная обстановка дома».

Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, у них не сформирована учебная мотивация.

Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут: уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, нарды, го и др.).

3. Новые режимные условия

К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного (т.н. неофобия). Для того чтобы избавить ребенка от этого страха, требуется работа и ребенка, и родителей — с психологом.

4. Непривлекательные обязанности

Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных. Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. «Позаботьтесь о том, чтобы у вашего школьника были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу превратите в увлекательную игру. Так, вместо мытья пола в комнате ребенку можно предложить перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля», – приводит пример психолог Людмила Овсяник.

5. Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые

Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его мать и отец, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий.

Для того чтобы не допустить подобных психотравм, психолог Людмила Овсяник советует родителям: «Если ребенок испытывает сложности с учебой, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?»

Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Например: «Этот крючок у тебя сегодня здорово получился – гораздо аккуратнее, чем вчера!» Не отказывайте в помощи, если сын или дочь обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей. Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке».

6. Неприязнь или равнодушие учителя

Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа. Первоклассник не смог приспособиться к учителю и страдает? Родителям стоит задуматься о смене педагога. «Однако это решение должно быть взвешенным – поддавшись эмоциям, родители рискуют наломать дров. Перевод в другой класс или другую школу – огромный стресс для малолетнего школьника, – предупреждает психолог Людмила Овсяник. – Поэтому важно не предъявлять к учителю завышенных требований. Если он профессионал и не самодур, ребенок постепенно привыкнет к нему».

7. Негармоничные отношения с одноклассниками

Для первоклассника очень важно умение общаться (т.н. социальная зрелость). Оно проявляется в стремлении ребенка устанавливать дружеские контакты со сверстниками, умении подчинять свое поведение правилам коллективной игры и решать конфликты без насильственных действий. В каких случаях родителям стоит насторожиться?

Ребенок постоянно конфликтует с одноклассниками, ввязывается в драки, обижает слабых. Истоки агрессивного поведения следует искать в семье: важно разобраться, какие психологические потребности ребенка родители игнорируют (в любви, в принятии, в общении, в самостоятельности) или чью модель поведения он копирует. Разобраться самостоятельно в этой проблеме родителям может быть не под силу, лучше обратиться к психологу.

Ребенок стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников. Это удел детей с низкой самооценкой. Проблемы со здоровьем и дефекты внешности (плохое зрение, лишний вес и пр.), вопреки расхожему мнению, абсолютно ни при чем. Такой ребенок с адекватной самооценкой вполе сможет завоевать авторитет в классе.

Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка? «Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей, – перечисляет психолог Людмила Овсяник и добавляет: – Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности».

Читайте так же:  Как гражданину россии можно получить гражданство чехии

У ребенка нет друзей среди одноклассников. Если через полтора-два месяца после начала учебного года первоклассник ни с кем из новых товарищей не подружился, родители должны обеспокоиться. Они могут помочь ребенку найти друзей, уверяет психолог Людмила Овсяник: «На примере героев сказок, рассказов, детских художественных и мультипликационных фильмов объясняйте ребенку, как вести себя, чтобы подружиться с тем, кто тебе симпатичен; вместе рассуждайте о том, какими качествами обладает настоящий, верный друг, а какими – плохой, никчемный. Побуждайте ребенка к совместным играм со сверстниками, но не настаивайте, если он сопротивляется – поучаствуйте в забаве на равных условиях с детьми. Не навязывайте ребятам правила игры – пусть они придумывают их сами. Позаботьтесь о том, чтобы игры были несостязательными, без победителей и побежденных – это важно для того, чтобы предупредить конфликты между детьми. В случае ссоры возьмите на себя роль миротворца».

Признаки успешной адаптации ребенка к школе.

Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об учителе и одноклассниках, родители могут быть спокойны: ребенок успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника.

Первый раз в первый класс: какие трудности ждут ребенка и родителей?

Ваш ребенок в этом году станет первоклассником? Поздравляем – в жизни всей вашей семьи начинается новый этап. Естественно, школьные будни первоклассника принесут с собой трудности, с которыми столкнутся и дети, и родители. Отметим, что многих трудностей можно избежать, если заранее к ним подготовиться. С какими именно трудностями вам предстоит столкнуться и как можно их свести к минимуму? Об этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Ваш ребенок в этом году станет первоклассником? Поздравляем – в жизни всей вашей семьи начинается новый этап. Да, да, мы не оговорились. Ведь изменения затронут не только привычный уклад жизни вашего ребенка, но и расписание каждого члена семьи. Естественно, школьные будни первоклассника принесут с собой как радость от новых эмоций, знакомств и первых побед, так и трудности, с которыми столкнутся и дети, и родители.

Отметим, что многих трудностей можно если не избежать, то хотя бы минимизировать их воздействие, если заранее к ним подготовиться. С какими именно трудностями вам предстоит столкнуться и как можно их свести к минимуму? Об этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Трудности, с которыми может столкнуться первоклассник

Смена обстановки и окружения

Новая обстановка, новое окружение, новые требования и правила – все это может вызвать у ребенка стресс, с которым малыш (даже самый активный и самостоятельный) сам не справится. Поэтому очень важно, чтобы мама и папа были в состоянии поддержать своего первоклашку и помогли ему пережить нелегкое время адаптации ребенка к школе.

Желательно, чтобы кто-то из родителей взял отпуск на работе в сентябре, чтобы иметь возможность все свое время посвятить переживаниям первоклассникам. Еще лучше, если родители смогут поочередно «охватить» не только сентябрь, но и октябрь (по словам специалистов, большинство дошколят полностью адаптируются к школе уже к концу октября). В крайнем случае, можно попросить присмотреть за первыми шагами первоклассника бабушек и дедушек, однако при этом и родители должны уделить своему ребенку повышенное внимание.

Отсутствие подготовки

Современная система образования в России не предусматривает периодов адаптации при переходе с одной ступени обучения на другую. Поэтому у первоклассников нет времени на то, чтобы «подтянуть» свои знания к требованиям конкретной школы и конкретного учителя. В результате, ребенок с первых же дней обучения в школе укрепляется в мысли, что он самый глупый в классе. Такая проблема может возникнуть не только у первоклассников, родители которых не занимались подготовкой ребенка к школе. Достаточно часто образовательная программа детского сада не совпадает со школьной программой, из-за чего детсадовец-отличник становится первоклассником-двоечником.

Решить эту проблему помогут подготовительные курсы для дошкольников, организованные на базе именно той школы, учеником которой 1 сентября станет ваш ребенок. Это поможет ребенку получить теоретическую подготовку, соответствующую требованиям учебного заведения и быстрее адаптироваться в новом коллективе, так как он сможет познакомиться со многими будущими одноклассниками еще до начала занятий в школе. Кроме того, он хорошо изучит архитектурные особенности здания школы (например, где находится туалет, столовая, спортивный зал и т.д.) и порядок работы образовательной организации. Это также поможет первокласснику быстрее адаптироваться к школе.

Педагог – непрофессионал

Видео (кликните для воспроизведения).

С точки зрения психологии, учитель это второй (после родителей) по значимости человек в жизни каждого ребенка. Именно на него будет «равняться» малыш, и именно от него во многом зависит, будет ли первоклассник с удовольствием учиться или категорически отказываться идти в школу. Не секрет, что в системе образования России работают как настоящие профессионалы, так и «случайные» люди, способные превратить жизнь ребенка в форменный кошмар (причем в последние годы «случайных» людей в системе образования становится все больше и больше). Поэтому существует большая вероятность того, что ваш ребенок попадет в класс к непрофессионалу.

Избежать такого развития событий можно только одним способом: отдать ребенка в класс к конкретному педагогу. Как выбрать педагога-профессионала? Во-первых, пообщайтесь лично со всеми учителями начальных классов в школах, которые соответствуют вашим требованиям (удобное место расположения, хорошие позиции в рейтингах учебных заведений, положительные отзывы родителей в социальных сетях, отличная материально-техническая база и т.д.).

О том педагоге, который вам «приглянулся» в процессе общения, порасспрашивайте у родителей бывших учеников: формально ли он относится к своим обязанностям или искренне переживает за каждого ученика, были ли у него в классе «любимчики» или он одинаково относится ко всем детям, открыт ли учитель к диалогу с родителями или навязывает свое мнение и т.д.

Трудности, с которыми могут столкнуться родители первоклассника

Изменение режима дня

Появление первоклассника в семье неизменно влечет за собой ряд изменений в жизненном укладе всех членов семьи. И в первую очередь это касается распорядка дня. Ребенок в школе устает намного больше, чем в детском саду, из-за чего ему необходимо больше времени для отдыха и сна.

Хорошо, если вы проживаете в большом частном доме, где у первоклассника имеется возможность уединиться в тишине и покое своей комнаты. В таком случае родители могут себе позволить свободно заниматься своими делами и лечь спать намного позже ребенка. Ну а поскольку подавляющее большинство городских жителей проживает в многоквартирных домах с малогабаритными квартирами (которые, как известно, отличаются «картонными» стенами с плохой звукоизоляцией), то им о такой роскоши приходится забыть, и ложиться спать одновременно с первоклассником.

Читайте так же:  Можно ли одновременно подать заявление на развод и алименты

Кроме того, если родители хотят, чтобы начальную школу ребенок закончил с хорошими оценками, им придется ежедневно помогать ему выполнять домашнее задание (а это, как минимум, два-три часа в день того времени, которое раньше у вас было свободным). Подчеркнем, ребенку нужно именно помогать, а не делать все за него.

Нарушение ребенком дисциплины

Многие родители жалуются на то, что в период адаптации к школе у детей наблюдаются изменения в поведении. В школе они часто безобразничают (залезают на парты, дерутся с одноклассниками, «задирают» одноклассниц и т.д.), а дома без видимой причины «закатывают» истерики, спорят с родителями, демонстрируют непослушание (в том числе, отказываются делать домашнее задание). Причины таких изменений в поведении ребенка просты и понятны: первоклассник пытается протестовать против навязанных ему правил.

Что делать, чтобы помочь ребенку осознать и принять новые правила жизни? Просто поговорить с ним в доверительном тоне как со взрослым, и объяснить что и как ему нужно делать. Если откровенный разговор не помог, то мы рекомендуем обратиться к психологу, который поможет вам разобраться в причинах возникшей проблемы.

12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они абсолютно разные и их довольно много. В статье вы найдете ответы на вопрос «Почему ребенок плохо учится?» и что делать, чтобы исправить это.

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

Основные трудности при поступлении в школу

Основные трудности при поступлении в школу

Скоро для многих малышей начинается первый учебный год. Обычно все дети отправляются в школу с радостью и желанием учиться. Но проходит неделя – другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Почему это происходит?

Не всем первоклассникам удается успешно справляться с теми трудностями, которые ожидают их в школе. Принято считать, что адаптационный период заканчивается уже через месяц – другой. Но на практике всё выходит совсем не так. Бывает, что ребёнок и через год чувствует себя в школе неуютно.
Родители должны понимать, что от них зависит, насколько быстро малыш привыкнет к школе.
Существуют четыре основные проблемы, с которыми ребёнок сталкивается в первые недели учебного года.

Читайте так же:  Как проверить подлинность регистрации иностранного гражданина

1. Трудности в общении
Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителей и со стороны одноклассников. В детском коллективе очень жёсткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения – выясняют, кто какую роль займёт в их новой «игре».
Детсадовский ребёнок оказывается в более выгодном положении – он уже знает своё место в коллективе. А ребёнок, который воспитывался с родителями и привык быть в центре внимания семьи, будет и здесь ожидать первых ролей, из-за чего у него может возникнуть масса неприятностей.

Советы родителям:
1. Организуйте как можно больше общения вне школы!
2. Поддерживайте любую дружбу вашего ребёнка со сверстниками! Очень важно, чтобы он не был один, нашёл себе товарища, а ещё лучше нескольких.
3. Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнить его личные достижения – вчера и сегодня.
4. Не настраивайте ребёнка на отличные результаты. Как правило, в первом классе у детей многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
5. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

2. Трудности восприятия и концентрации
Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребёнка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьёзно относились к его детским вопросам, то проблем не избежать.
Большинство современных детей изголодалось по человеческому общению. Родители всё чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» детей – телевизору или компьютеру. А это никому не идёт на пользу.

Советы родителям:
1. Каждый вечер разговаривайте с ребёнком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
2. Если случилось так, что ребёнок не хочет идти в школу, немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, идите к школьному психологу, вместе вы легче найдёте причину.
3. Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные игры и упражнения.
4. Не старайтесь вбить в маленькую голову как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

3. Трудности организационного характера
Первоклассник должен уметь обслужить себя, например, переодеться.
Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. Часто бывает так, что родители покупают ребёнку самый модный и дорогой рюкзак, а он не может его даже открыть.

Советы родителям:
1. Помогите ребёнку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
2. Всегда просите его переодеваться после школы – это помогает ребёнку переключиться, отдохнуть.
3. Не пугайтесь, если ваш ребёнок среди бело дня захочет отдохнуть – дневной сон пойдёт ему только на пользу.

4. Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем
Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух и зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т.д. создают дополнительные трудности в процессе учёбы.

Советы родителям:
1. Попробуйте заниматься вместе с ребёнком, вносите в занятие элемент игры.
2. Одна из самых распространённых ошибок – заставлять ребёнка выполнять задание сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
3. Если вы видите, что ребёнок устал, начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.

Для того чтобы ребёнку было легче преодолеть все эти трудности, постарайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или двоечник, он всё равно для вас самый, самый…ЛЮБИМЫЙ.

Проблемы, возникающие при поступлении детей в школу.

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок. А ведь это во многом зависит от вас, дорогие родители. Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, — помогите ему. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее приложить немало усилий, чтобы предупредить возможные проблемы. И результат порадует вас, уважаемые родители.

1. Школьная незрелость ребёнка. Поведение ребёнка должно соответствовать предъявляемым требованиям. Трудно приходится тем детям, у которых не выработано умение владеть собой.

2. Проблемы здоровья. Каждый второй ребёнок жалуется на боли в животе во время уроков. Дети в школу приходят уже с заболеваниями. К примеру, из 23 уч-ся 1Бкласса здоровых только 3-е! Учитель отрывается от учебной деятельности, чтобы организовать помощь ребёнку. В результате весь класс оторван от занятия. Поэтому за год до школы дети должны пройти обязательное медицинское обследование и соответствующее лечение.

3. Логопедические проблемы. Очень важно вовремя выявить и исправить дефекты речи. Они мешают общению с одноклассниками, провоцируют неуспеваемость, особенно по русскому языку и чтению.

4. Дисциплина родителей. Вся жизнь складывается из мелочей. Любой перекос в сторону расширения обязанностей или прав чреват неприятными последствиями. Перегнёте палку с обязанностями – лишите ребёнка детства. А увлечётесь расширением прав – дети вырастут капризными и своевольными. Воспитание – это передача своего опыта, своего образа жизни детям. Поэтому, родители должны быть эталоном поведения, дисциплины для своего ребёнка. (Учителю приходится заниматься воспитанием дисциплины у родителей, что отнимает время от учебного процесса).

[3]

5. Навыки самообслуживания. Зачастую дети не умеют застёгивать пуговицы, шнуровать обувь, пользоваться носовым платком. Представьте, сколько уходит времени, чтобы переодеться на урок физкультуры или сходить на прогулку между уроками! Учителю приходится каждого второго ученика одевать, а остальные в это время создают шум, мешают вести уроки в соседних классах. Другие учителя делают замечания. Создаётся нервная обстановка. Учитель находится в сильнейшем напряжении, что снижает положительный уровень общения с учащимися. Задача родителей – научить ребёнка обслуживать себя.

6. Навыки самоорганизации рабочего места. Если школьные принадлежности будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение задания будет сопровождаться поисками нужной вещи – трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. Потратьте время на то, чтобы научить ребёнка правильно располагать предметы на столе, после занятий следует навести порядок.

Читайте так же:  Как русским уехать на обучение в германию

Несколько советов для родителей:

1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

9. ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  3. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Что делать если возникают трудности при поступление ребенка в школу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here